Конспект урока по русскому языку 5 класс « Повторение »
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Васильева Ольга Сергеевна

Повторение. Самостоятельные части речи. Имя существительное Имя прилагательное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

« Повторение »1-ин  ч.

Учитель русского языка и литературы Васильева О.С.

5 класс.

Предмет: Русский язык.

Место урока в системе уроков: урок повторение пройденного материала.

Цель урока: систематизировать полученные знания по темам

 « Существительное и Прилагательное как части речи»

Формируемые УУД:

- личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач);

- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);

- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).

Форма урока: урок-исследование.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи; групповая

Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная

Учебные материалы урока: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцие  А.Д. Шмелёва. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г.

Оборудование: персональный компьютер (программа Power Point), мультимедийный проектор, экран для проектора.

Ход урока.

1 этап. Организационный.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока, мотивировать учащихся на применение исследовательских способностей.

Слово учителя об уроке, о важности изучения нового материала, о способах его применения в дальнейшей школьной практике.

2 этап. Подготовительный этап.

Цель этапа: создать условия для самостоятельной формулировки учащимися темы урока и целей урока; формировать умения находить прилагательные, отличать их от других самостоятельных частей речи.

Задание игра «Волшебные шляпы»

Тема урока – Тема: Повторение. Самостоятельные части речи. Имя существительное Имя прилагательное.

Цель урока: Систематизировать полученные    знания. 

Научиться применять изученные орфограммы.

3 этап. Повторение пройденного материала материала.

Задание : Дать определение имени существительному. Указать морфологические признаки, разряды по значению, указать имена собственные и нарицательные (слайд 5,6,7,8).

Роза, Василёк, Груша, розы, васильки, ромашки, грушами и яблоками

Задание: Составьте предложения из данных слов и сделайте их синтаксический разбор.(слайд 9,10,11)

Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.

Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов

Задание: Дайте определение именам прилагательным, укажите разряды по значению и морфологические признаки. (слайды 12 – 17)

Большая кружка , гЛИНЯНЫЙ КУВШИН,  Бабушкины тапочки Вкусный торт,

Удобное кресло,

Папина шляпа Красивая кукла.

ФИЗМИНУТКА

Для разминки из-за парт

Поднимаемся на старт

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться

Задание: Составьте синквейн.  Самостоятельные части речи.

  1. Сущ.
  2. Прил+прил
  3. Гл+гл
  4. Предложение

Задание: Рассели прилагательные по домикам:1.качественные, 2.относительные, 3.притяжательные. Задание по рядам

Зимний (вечер), малиновое (варенье), теплый (хлеб), аленький (цветочек), оловянный (солдатик), заюшкина (избушка), приятный (собеседник), тихий (голос), веселое (настроение), пряничный (домик), соловьиные (трели), добрый (человек), хрустальная (туфелька), родительское (благословение), соломенная (шляпка), воронье (гнездо), лисья (нора), сестрицыно (рукоделие), мохнатый (шмель).

Задание: Объясните правописание НЕ с сущ.:

Ненастье, невзгоды, неправда, несчастье

Недруг, невежда

не_галка, не_сорока, не_ворона.

Запишите примеры, объясните свой выбор.

Цель этапа: сформулировать правило и алгоритм (возможность) его применения на практике.

Учитель предлагает ученикам разделиться на группы, каждой группе выдает лист с заданием:

1. Некрасивый дом                        1. Дом не каменный

    Недорогой костюм                             Нож не стальной

2. Нелепый вид                                2. Не богатая, а бедная семья

    Незлобивый характер                   Лицо не веселое, а печальное

3. Дом не выше прежнего

                                                        Забор не ниже нашего

4. Далеко не интересный фильм

                                                        Вовсе не кислый фрукт

Учащиеся должны сформулировать правило написания НЕ с прилагательными.

После этого ученики (представители групп) выступают со своими предложениями, объясняют, как и почему они пришли к таким выводам. После выводов, сделанных учащимися, на экране появляются условия выбора написания (правило).

НЕ с прилагательными

                                                                

СЛИТНО                                                РАЗДЕЛЬНО

1. Без НЕ не употребляется.                                1. Отрицание (нет синонима)

2. Синоним (без НЕ).                                        2. Противопоставление с А.

                                                                3. Сравнительная степень

                                                                4. Усиление отрицания.

4 этап. Закрепление полученной информации.

Цель этапа: проверка усвоения изученного материала, применение его на практике.

Учащиеся объясняют, почему в предложенных словосочетаниях НЕ с прилагательными пишется слитно или раздельно.

Задание объяснить орфограмму :

В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О, без ударения – буква Е

Например, ЕжОвый (ёж), вещЕвой (вещь)

Задание:

  • Объясните правописание НЕ с прилагательными. Укажите разряд по значению.
  • (1)Ничуть (не)интересный; (не)взрачный на вид; ягоды (не)крупные, а сладкие; (не)брежный почерк;
  • (не)глубокая речонка.
  •  (2)Объясните правописание –О-Е- в суффиксах прилагательных.
  • Пунц...вый, сторож..вой, куч..вые, ситц..вый, отц..вский, ключ..вая.

Задание: Объяснить орфограмму

После шипящих   Ж, Ч, Ш, Щ   и   Ц   в окончаниях имён существительных пишется  

 под ударением - О ,   без ударения - Е  

Запишите предложение. Сделайте синтаксический разбор, объясните орфограмму.

Летом наши края

утопают в зарослях благоухающих….

Берегов рек не видно   за двухметровым….   

ландыш Ей  камыш  Ом  

Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж у существительных женского рода. У прилагательных определите полную или краткую форму

  • Весенняя ночь (сущ.3 скл.Им.п.), возле дач (сущ. 1 скл. в Р.п.), снег блестящ (кр.прил.), лесная глушь(сущ.3 скл.), ландыш пахуч  (кр.прил), упругий мяч (сущ.2 скл.), ветер горяч (кр.прил.) , черная тушь (сущ.3 скл.).

Задание: Запишите стихотворение. Добавьте
–НЕ- к существительным и прилагательным там где это нужно:

Оказался я как-то в стране,

Где исчезла приставка НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

А кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, хвостом виляя уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне 

Есть страна без приставки НЕ

Учащиеся списывают предложенные словосочетания, объясняя свой выбор слитного/раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными и глаголами (кто-либо из учащихся комментирует).

(Не)красивый склон; это (не)рисунок; (не)умный ответ; (не)уклюжий ребенок; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)шире нашей; (не)опытный юноша; (не)исправный прибор; далеко (не)единственный; (не)приятель, а враг; (не)лепый поступок; (не)большой, но уютный; шел и (не)оглядывался; (не)точность в ответе; мне (не)здоровится.

5 этап. Контроль знаний

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

Учащиеся выполняют небольшой тест по теме урока, работают самостоятельно (задача – выбрать верный вариант написания), затем проверяют.

1.НЕ с прилагательными пишется раздельно:

1) если слово не употребляется без не-;

2) если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без не-;

3) если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово с НЕ пишется слитно:

1) (Не)приятельская армия отступила.

2) Эта книга далеко (не)проста.

3) Нам продали (не)мороженое, а лед.

3.Слово с НЕ пишется раздельно:

1) Мы ждали (не)большой корабль.

2) Он (не)взлюбил меня.

3) Этот нож (не)стальной.

6 этап. Подведение итогов урока.

Учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока, определяют, все ли цели достигнуты.

7 этап. Вариативное домашнее задание

1  Упр. 140. стр.185. письменно.

2. Знайка прислал письмо, вам нужно написать ответ.

Текст письма

   Здравствуйте, дорогие пятиклассники! Пишет вам Знайка. Я живу на улице Колокольчиков в Цветочном городе. Вспомнили? Вы знаете, что я самый умный коротышка. Только вот никак не могу объяснить остальным, почему НЕ с существительными, глаголами и прилагательными пишется то слитно, то раздельно. Мне это не удается, потому что в Цветочном городе есть только начальная школа, а эти орфограммы изучаются в 5-ом классе. Прошу вас помочь. Напишите мне, какие правила нужно знать, чтобы научить остальных коротышек?

   До свидания. Жду с нетерпением ответа. Ваш Знайка.

8 этап. Рефлексия.

Цель этапа: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

Перед учениками лежат сигнальные карточки поднимая их в конце урока они оценивают свою работу .

Квадрат -  я всё усвоил.

Галочка – мне ещё есть над чем поработать.

Вопрос – я ничего не понял.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку в 7 классе "Имя прилагательное.Повторение"

Конспект урока по русскому языку по теме "Имя прилагательное. Повторение"Составлен  с использованием блочного метода , опорного конспекта по теме, с опорой на фраменты текста из книги "Каникулы в...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по лексике в 5 классе"

Урок на тему "Повторение изученного по лексике в 5 классе" позволяет повторить и закрепить известные учащимся понятия о лексикологии как разделе науки о языке....

Конспект урока по русскому языку с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».

Урок предназначен для повторения и обобщения знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,         способах связи слов в словосочетании в 8 классе. Тип урока- повтор...

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема:"Повторение. Личные окончания глаголов"

урок посвящен повторению глагола в начале года в 5 классе: "Личные окончания глаголов" учителю необходимо выявить глубину знаний темы, выработать навык определения спряжений глагола, быстрого нахожден...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Мастер-класс Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Повторение по темам: "Части речи. Синтаксический разбор предложения"»

Тема урока: Повторение по теме «Части речи. Синтаксический разбор предложения».Тип урока: урок обобщающего повторения (рефлексии)Дидактическая задача урока:  повторение и обобщение из...