Конспект урока "Правила сокращения слов и словосочетаний" в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Маркова Анна Георгиевна

Конспект урока "Правила сокращения слов и словосочетаний" в коррекционной школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_sokrashcheniya_slov_i_slovosochetaniy.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока- комбинированный

Тема: ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Задачи урока:

  • Образовательная:  

-Познакомить с правилами сокращения слов и словосочетаний. Учить применять на практике данные знания.

  • Коррекционно-развивающая:

-Коррекция и развитие связной и  письменной речи;

- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы

  • Воспитывающая:

- Воспитывать интерес к учебе, предмету;

- Воспитывать умение работать в команде;

- Воспитывать самостоятельность.

Оборудование урока.

  1. Организационный этап:

Цель- подготовка учащихся к работе на уроке.

  • взаимное приветствие;
  • определение отсутствующих;
  • запись числа;
  • настрой учащихся на работу, организация внимания;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.
  1. Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

  1.  Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся.

Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала.

  1.  Сообщение нового материала.

1 Сокращению подлежат различные части речи. Для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени.

Список особых случаев сокращения слов приведен в разделе 5.

Допускается использовать общепринятые сокращения, не приведенные в разделе 5, например:

высшее учебное заведение — вуз

до нашей эры —до н. э.

сантиметр — см

2 При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например:

иллюстрация — ил.;

институт — ин-т;

типография — тип.

Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5, например.

век — в.;

карта — к.;

год — г.,

страница — с.

3 Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в разделе 5.

Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на образованные от него прилагательные, глаголы и страдательные причастия, например:

доработка,

доработал,

доработанный — дораб.

Примечание — Правила сокращения в библиографической записи не распространяются на слова, образованные от существительного, приведенного в разделе 5

4 Прилагательные и причастия. оканчивающиеся на:

-авский

-адский

-ажный

-азский

-айский

-альный

-альский

-анный

-анский

-арский

-атский

-ейский

-ельный

-ельский

-енный

-енский

-ентальный

-ерский

-еский

-иальный

-ийский

-инский

-ионный

-ирский

-ительный

-ический

-кий

-ний

-ный

-ованный

-овский

-одский

-ольский

-орский

-ский

-ской

-ческий

сокращают отсечением этой части слова.

Прилагательные, оканчивающиеся на — графический, — логический, —номический, сокращают отсечением следующих частей слова: —афический, —огический, —омический, например:

географический — геогр.

биологический — биол.

астрономический — астрон.

4.1 Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:

крайний — крайн.

ученый — учен.

4.2 Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то слово при сокращении должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:

польский — пол.

сельский — сел.

4.3 Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из согласных, например:

классический — клас.

металлический — метал.

4.4 Если слово можно сократить отсечением различного количества букв, при его сокращении следует опускать максимальное количество букв, например:

фундаментальный — фундаментал., фундамент., фундам.

следует сократить: фундам.

  1.  Закрепление полученных знаний

Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

Если при наиболее кратком варианте сокращения возникает затруднение в понимании текста библиографической записи, следует применять более полную форму сокращения, например:

комический — комич.

статический — статич.

4.5 Прилагательные и причастия в краткой форме сокращают так же, как и в полной форме, например:

изданный, издан, издано — изд.

5 Слова, отличающиеся только приставками, сокращают одинаково, например:

автор — авт.,

соавтор — соавт.,

народный — нар.

международный — междунар.

6 При сокращении сложных слов и словосочетаний каждую составную часть сокращают в соответствии с 3.2—3.6 и разделом 5. При этом учитывается следующее:

6.1 В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющие сложное слово, например.

микрофиша — мфиша

видеофонограмма — видеофоногр.

диафильм — дф.

6.2 В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и сокращение также записывают через дефис, например:

профессионально-технический — проф.-техн.

6.3 В словосочетании сокращают каждое слово, например:

вспомогательная карточка — вспом. карт.

раздельная пагинация — разд. паг.

В отдельных устойчивых словосочетаниях, приведенных в разделе 5, слова сокращают только в составе данного словосочетания, например:

титульный лист — тит. л.

выходные данные — вых. дан.

без года — б. г.

7 Прописные и строчные буквы, а также точки применяются в сокращениях в соответствии с правилами грамматики русского языка.

7.1 Сокращение обозначается точкой.

Точку не ставят, если сокращение образовано стяжением и сокращенная форма оканчивается на ту же букву, что и полное слово, например:

автор — авт.

издательство — изд-во.

7.2 Акронимное сокращение записывается прописными буквами без точек, например:

акционерное общество — АО.

Допускается использовать некоторые устойчивые сокращения, форма которых отражает сложившуюся практику их применения, например:

железная дорога — ж. д.

новая серия — Н. С.

6) Подведение итогов

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке

8. Домашняя работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".

С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....

Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Деление числа на 2"

На данном уроке формируется умение применять в практической деятельности табличное умножение и деление, уточняется смысл действия деления. В процессе интерактивных игр, применяемых на всех этапах...

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"

конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"...