Конспект урока "Правила сокращения слов и словосочетаний" в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Конспект урока "Правила сокращения слов и словосочетаний" в коррекционной школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_sokrashcheniya_slov_i_slovosochetaniy.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока- комбинированный
Тема: ПРАВИЛА СОКРАЩЕНИЯ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Задачи урока:
- Образовательная:
-Познакомить с правилами сокращения слов и словосочетаний. Учить применять на практике данные знания.
- Коррекционно-развивающая:
-Коррекция и развитие связной и письменной речи;
- Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
- Воспитывающая:
- Воспитывать интерес к учебе, предмету;
- Воспитывать умение работать в команде;
- Воспитывать самостоятельность.
Оборудование урока.
- Организационный этап:
Цель- подготовка учащихся к работе на уроке.
- взаимное приветствие;
- определение отсутствующих;
- запись числа;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- сообщение темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся.
Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала.
- Сообщение нового материала.
1 Сокращению подлежат различные части речи. Для всех грамматических форм одного и того же слова применяется одно и то же сокращение, независимо от рода, числа, падежа и времени.
Список особых случаев сокращения слов приведен в разделе 5.
Допускается использовать общепринятые сокращения, не приведенные в разделе 5, например:
высшее учебное заведение — вуз
до нашей эры —до н. э.
сантиметр — см
2 При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например:
иллюстрация — ил.;
институт — ин-т;
типография — тип.
Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5, например.
век — в.;
карта — к.;
год — г.,
страница — с.
3 Имена существительные сокращают только в том случае, если они приведены в разделе 5.
Сокращения, принятые для имен существительных, распространяются на образованные от него прилагательные, глаголы и страдательные причастия, например:
доработка,
доработал,
доработанный — дораб.
Примечание — Правила сокращения в библиографической записи не распространяются на слова, образованные от существительного, приведенного в разделе 5
4 Прилагательные и причастия. оканчивающиеся на:
-авский
-адский
-ажный
-азский
-айский
-альный
-альский
-анный
-анский
-арский
-атский
-ейский
-ельный
-ельский
-енный
-енский
-ентальный
-ерский
-еский
-иальный
-ийский
-инский
-ионный
-ирский
-ительный
-ический
-кий
-ний
-ный
-ованный
-овский
-одский
-ольский
-орский
-ский
-ской
-ческий
сокращают отсечением этой части слова.
Прилагательные, оканчивающиеся на — графический, — логический, —номический, сокращают отсечением следующих частей слова: —афический, —огический, —омический, например:
географический — геогр.
биологический — биол.
астрономический — астрон.
4.1 Если отсекаемой части слова предшествует буква «й» или гласная буква, при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную, например:
крайний — крайн.
ученый — учен.
4.2 Если отсекаемой части слова предшествует буква «ь», то слово при сокращении должно оканчиваться на стоящую перед ней согласную, например:
польский — пол.
сельский — сел.
4.3 Если отсекаемой части слова предшествует удвоенная согласная, при сокращении следует сохранить одну из согласных, например:
классический — клас.
металлический — метал.
4.4 Если слово можно сократить отсечением различного количества букв, при его сокращении следует опускать максимальное количество букв, например:
фундаментальный — фундаментал., фундамент., фундам.
следует сократить: фундам.
- Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.
Если при наиболее кратком варианте сокращения возникает затруднение в понимании текста библиографической записи, следует применять более полную форму сокращения, например:
комический — комич.
статический — статич.
4.5 Прилагательные и причастия в краткой форме сокращают так же, как и в полной форме, например:
изданный, издан, издано — изд.
5 Слова, отличающиеся только приставками, сокращают одинаково, например:
автор — авт.,
соавтор — соавт.,
народный — нар.
международный — междунар.
6 При сокращении сложных слов и словосочетаний каждую составную часть сокращают в соответствии с 3.2—3.6 и разделом 5. При этом учитывается следующее:
6.1 В сложных словах, пишущихся слитно, сокращают либо первую, либо последнюю часть слова или оставляют первые буквы слов, составляющие сложное слово, например.
микрофиша — мфиша
видеофонограмма — видеофоногр.
диафильм — дф.
6.2 В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова и сокращение также записывают через дефис, например:
профессионально-технический — проф.-техн.
6.3 В словосочетании сокращают каждое слово, например:
вспомогательная карточка — вспом. карт.
раздельная пагинация — разд. паг.
В отдельных устойчивых словосочетаниях, приведенных в разделе 5, слова сокращают только в составе данного словосочетания, например:
титульный лист — тит. л.
выходные данные — вых. дан.
без года — б. г.
7 Прописные и строчные буквы, а также точки применяются в сокращениях в соответствии с правилами грамматики русского языка.
7.1 Сокращение обозначается точкой.
Точку не ставят, если сокращение образовано стяжением и сокращенная форма оканчивается на ту же букву, что и полное слово, например:
автор — авт.
издательство — изд-во.
7.2 Акронимное сокращение записывается прописными буквами без точек, например:
акционерное общество — АО.
Допускается использовать некоторые устойчивые сокращения, форма которых отражает сложившуюся практику их применения, например:
железная дорога — ж. д.
новая серия — Н. С.
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке
8. Домашняя работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"
Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...
Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".
В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....
Конспект урока для 8 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Различение окончаний глаголов I и II спряжения".
С целью привития интереса к данной теме на уроке использован прием активизации учащихся - путешествие в сказочную страну....
Конспект урока русского языка «Сложные слова» 7 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Сложные слова» с презентацией 7 класс коррекционной школы VIII вида....
конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».
Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения. На уроке используются различные приемы обу...
Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Деление числа на 2"
На данном уроке формируется умение применять в практической деятельности табличное умножение и деление, уточняется смысл действия деления. В процессе интерактивных игр, применяемых на всех этапах...
конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"
конспект урока по географии 6 класс коррекционной школы VIII вида "Материки"...