Выступление на семинаре
статья по русскому языку

Павлова Вера Ивановна

Предложить способы испольхзования личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка. Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям,направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sprosim_sebya.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЛИЧНОСТНОГО-ОРИЕНТИРОВОЧННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Спросим себя, что важнее: любить ученика или знать, как с ними работать? Конечно, чтобы знать, надо любить. И, тем не менее - знать! Знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок - прежде всего встреча, общение, а потом предмет, методика...
Меняются в школе программы, пишутся новые учебники, но в одном школа неизменна: во все времена главным лицом в классе является учитель.

Наше современное общество требует перемен и нового подхода в обучении. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Сегодня педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения обширного арсенала педагогических технологий. Тема, над которой я работаю, является:
« Современные образовательные технологии в преподавании русского языка». Любая современная образовательная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией, демократизацией общества.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, отношения, поведение.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлена тремя аспектами:
1. научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание м и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2. процессуально - описательным: описание процесса, совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3. процессуально – действительным: осуществление технологического педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых и в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В своей работе я использую личностно- ориентированные педагогические технологии: методы проблемного обучения и методы стимулирования познавательной деятельности, такие, как: создание ситуации успеха, дифференцированные задания, формирование готовности восприятия учебного материала, создания ситуации творческого поиска. Использую нетрадиционные формы ведения уроков( путешествия, КВН, уроки творчества), уделяю внимание развитию речевой деятельности (выборочные сочинения, сочинения- миниатюры, сочинения по личным наблюдениям). Эффективное использование методов и приемов изложения учебного материала на уроках словесности, систематическая работа с различными видами справочного и словарного материала способствует формированию прочных навыков правописания учащихся.

Дифференцированный подход к учащимся.
Дифференциация задания по объему и трудности дает слишком мало для развития учебных возможностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания (это особенно важно для слабых учеников). Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности. Работа организуется так, чтобы со временем степень самостоятельности учащихся школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера, именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.
Для подобной дифференциации я в своей практике использую образцы выполнения задания, указание на правила, на которое опирается данное упражнение, выбор правильного решения из предложенного ряда, памятки- опоры, памятки-планы, памятки-алгоритмы, разноуровневые задания. Дифференцированный подход дает возможность работать в оптимальном темпе, желание справиться с заданием, вселяет уверенность в собственною силу, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формируют положительные мотивы учения.

Педагогика сотрудничества.
Умение увидеть перспективу новой педагогической идеи, найти наилучший способ ее практической реализации, развить эту идею - вот с чего начинается мастерство, творческие искания.
Уроки русского языка развивают у учащихся умение анализировать, сравнивать и обобщать языковые факты, что формирует у них мышление и навыки учебно-познавательной деятельности. Замечу, что к поискам путей лучшего усвоения знаний я приобщаю и детей, создавая, таким образом, творческое сотрудничество учителя с учениками, укрепляя их взаимное доверие и уважение, формируя у детей познавательные потребности, заинтересованное и ответственное отношение к учебному труду.

Творчество никогда не совершается на пустом месте, оно возможно только на основе усвоения предшествующего опыта, отраженного в науке и передовой практике.
«Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно», - это распространенное наречие в полной мере отражает и взгляды учителей гимназии.
Чем же конкретно отличается реализация данной технологии обучения от той, когда ученик заучивал материал по учебнику и должен был его воспроизводить. Если ответить на этот вопрос коротко, то нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя - обязательная основа этой работы, в процессе которой создается творческий микроклимат в коллективе, постоянно действует вдохновляющее начало.
Подростки испытывают огромную потребность в общении друг с другом. Но организация их жизни предполагает постоянное погружение в учебную деятельность, а не реализацию потребности в общении.

Поэтому просто необходимо, чтобы учебно-воспитательная ситуация способствовала развитию сферы общения школьников. Для этого в процессе обучения должны проявляться все три стороны общения: информативная (передача и сохранение информации.), интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).
Учебное взаимодействие, прежде всего, предполагает изменение объектной, принимающей позиции учащегося в субъектную, активно действующую. В связи с этим, определенным образом меняется и роль учителя: из «непререкаемого авторитета» он должен превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника и сотрудника.

Такие изменения предполагают значительные сдвиги в самой технологии обучения. Это означает, что учитель, проводящий занятия, должен владеть приемами учебного диалога.
К вербальным приемам учебного взаимодействия нужно отнести следующие:
-постановка «открытых» вопросов (т.е. таких, которые ориентированны на высказывании различных точек зрения по проблеме);
- определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что дает учащемуся возможность во время занятия, высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их одернут, остановят;
- анализ и самоанализ занятия (рефлексия): что, как и почему происходило на занятии; где взаимодействие « зависло», с чем это было связано, как это избежать в дальнейшем.
- ведение заметок, помогающих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность.

Свою роль играют и невербальные приемы учебной коммуникации:
- визуальные: выражение лица, позы, движения, зрительный контакт.
- акустические: интонация, речевые паузы,
-тактильные: расстояние между говорящими (далекое, близкое, т.е. способствующее контакту).

Один и тот же учебный материал усваивается через активное включение различных сенсорных систем: не только зрения и слуха (что принято в нашей школе), но и через моторику, тактильные восприятия, различные семантические « коды», которыми так богата психика ребенка. Например, на уроке русского языка учитель диктует слова, которые нужно запомнить. Для этого каждый ученик использует свой « код». Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ предмета (явления), фиксируемого словом, четвертый пытается объединить слова по грамматическому принципу (род, число, падеж). Эти « коды» должны быть выделены учителем вместе с психологом и учтены при работе с программным материалом.
К методам интерактивного обучения в процессе относятся такие, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относятся работы в группах: учебная дискуссия, игровое моделирование, круглый стол, заседание экспертной группы, дебаты, мозговой шторм.
Эти методы, приемы обучения важны для учащихся, поскольку каждому позволяют включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи.

Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не быть только наблюдателями; они создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную, позволяют « сжимать» время. Кроме того, они психологически привлекательны для учащихся. Это важно учитывать, так как сама ситуация обучения естественно усиливает учебное воздействие, а не взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....