Урок русского языка в 5 классе.ФГОС.Повторение.Синтаксис.Пунктуация.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель этого урокаповторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС.
Тема: Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Цель деятельности учителя: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
Тип урока: обобщение знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная,парная.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, сделает этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало. ( 1 мин)
Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.( 3 мин.)
Слайд 2:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражен и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово Синтаксис.
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде 2.
У Я К Н А П Т И У Ц Пунктуация ( 1 мин.)
Так какова же тема сегодняшнего урока?
Слайд 3 Синтаксис и пунктуация
- Запишите дату и тему в тетради.
Мы изучили все темы данного раздела. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова. (слайд 4)( 1 мин.)
Повторить...
Систематизировать...
Совершенствовать умение...
( слайд 5) Цель урока: повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
(Да, мы будем обобщать изученное и приводить в систему полученные на уроках знания)
3. Выявление места и причины затруднения.( 1 мин.)
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, Ребята, Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в страну «Синтаксис и пунктуация». В пути нас ждёт много интересных заданий.
Первая станция «Словосочетание».
-Что такое словосочетание?
Слайд.6
- На слайде даны фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.( 2 мин.)
Падают листья, сильный ветер, чудесный день, жёлтые и красные, дождливая осень, у леса.
Проверка. Один из учащихся читает, остальные слушают и проверяют.
А теперь, сверим ответы.
- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики.
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
- Следующая станция, куда мы отправляемся, называется «Простое предложение»
Вторая
Вторая станция «Простое предложение».
Работа в группах.(5 МИН.)
Задание 1.
У каждой группы на парте лежат конверты.
-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.
- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло. (Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания и интонации). (слайд 8)
1 группа. Куда летят осенью перелётные птицы?
2 группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.
3 группа. Как восхитительно раскрасил мороз деревья!
4 группа. Ребята, помогите птицам зимой!
-Вспомним члены предложения.(3 мин.) (слайд 7)
Заполни пропуски” (Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок) Взаимопроверка.
1. Подлежащее и сказуемое – это (.....) члены предложения.
2.Определения, дополнения, обстоятельства– это (.....)члены предложения.
3. (...) –второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? чей?
4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенным
называется (...)
5. (...) –второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? как?
6. (...) –второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей
Слова для справок: дополнение, главные, определение, второстепенные, обстоятельство, распространенное.
-Скажите, а те предложения, которые у вас получились: распространенные или нераспространенные?
- А как делятся предложения по количеству грамматических основ? ( простые и сложные) Физкультминутка.( 1 мин.)
Станция «Сложное предложение».(3 МИН.)
Слайд No11
У леса на опушк...
Ж...ла з...ма в избушк...,
Она сн...жки с..лила
В берёзовой к...душке.
-Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы,
расставьте знаки препинания.
-Докажите, что это предложение сложное?
-Укажите вид сложного предложения. (Бессоюзное).
-Составьте схему предложения.
И простые, и сложные предложения могут быть осложнены? Чем?
Работа с учебником
1 группа :Какие члены называются однородными? Расскажите о знаках препинания при однородных членах.
2 группа: Что такое обращение? Расскажите о знаках препинания при обращении.
3 группа: Что такое прямая речь? Расскажите о знаках препинания при прямой речи.
4 группа: Что такое диалог? Расскажите о знаках препинания при диалоге.
Слайд 12 (схемы) “Установи соответствие” ответы на слайде Самопроверка( 5 МИН.)
1. А: «П». | По лесу раздаются шепоты, шелесты и шорохи. |
2. [ О,О и О ]. | «Возвращаемся домой!»- закричали ребята |
3. [ …,Обр.,… ]! ^^^^ | Луна восходит, а в лесу ложатся тени на росу |
4. . [ ], а [ ]. | Малыш твердит: «Дай мне звезду». Свети нам, солнышко, свети! |
5. «П!» - а. |
Работа в группе
Творческое задание. Из предложений составить текст. Расставить знаки препинания.( слайд 13)( 4 МИН)
3) Под утро ударил морозец.
1) Он опушил ветви берёзы инеем превратил её в сказочное дерево.
5) Звенит берёзка как хрусталь тоненьким звоном.
2) Кажется она жалуется солнышку на проказы мороза.
4) Ледяная красавица тихо плакала и роняла хрустальные слёзы.
-Докажите, что у вас получился текст. Как его можно озаглавить? ( Проказы зимы)
Чтение сказки «О пользе знаков препинания» (читает учитель). ( 2 МИН.)
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! (А. Каневский.)
─ Почему человек разучился мыслить и дошел до точки? (Знаки препинания помогают нам понять смысл написанного, сказанного. Помните всегда о важности правильной постановки знаков препинания.)
Итоговый тест( 7 МИН.)
1
Укажите предложение, осложнённое однородными членами.
А) Осень наступила высохли цветы.
Б) Воздух чист и прозрачен..
В) Ребята вместе с учителем ходили в цирк.
Г) Они выучили сложный текст.
2
Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Река была неглубокая но широкая.
Б) Лес пахнет дымом и сосной.
В) Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.
Г) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
3
Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
А) Девки, девки простонала барыня.
Б) Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?
В) Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?
Г) Проговорила Татьяна тихим голосом Что прикажете, Гаврила Андреич?
4
Укажите простое нераспространенное предложение.
А) Птицы закричали и умолкли.
Б) Птицы закричали и сразу умолкли.
В) Птицы на ветках закричали и умолкли.
Г) Стая перелетных птиц закричала и умолкла.
5.
Укажите верную характеристику предложения:
Дубровский встал и пошел искать дорогу домой.
А) простое, распространенное, неосложненное
Б) сложное, состоящее из 2-х простых
В) простое, распространенное, осложненное однородными членами
Г) простое, нераспространенное
Слайд 14 Самопроверка и выставление оценок ( 1 мин.)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | Г | А | А | В |
Ребята, посмотрите ещё раз на предложения и словосочетания, которые мы записали в течение урока. Какая тема объединяет их? (тема природы)
Подведение итогов. (1 мин.)
Учитель. Наш урок подходит к концу. Вы хорошо справились с испытаниями: побывали в роли исследователей русского языка и показали хорошие знания. Вернёмся к цели нашего урока. Оцените, как мы её выполнили. (Учащиеся подводят итог )(слайд 5)
Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
Что вызвало затруднения?
Над чем еще надо поработать?
Рефлексия. Изобрази настроение.( 1 мин.)
Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!
Слайд 15 ( 1 мин.)
V. Домашнее задание. Составьте и запишите повествовательный текст (5-6 предложений) на тему «Зима пришла», используя предложения разных типов (простые, сложные, с обобщающим словом, с однородными членами, с обращениями и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...