Урок по теме "Простое и сложное предложение"5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе по учебнику Т. А. Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse_1.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
- Сам проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Запись темы урока. Оставить строчку для темы
1. Мотивирование к учебной деятельности.
1. Начнем урок со словарной работы.
С….бака, инж…нер, н..ябрь, тр…мвай, ар…мат, к…рабль, с…вер, инт…ресный , ст…лица.
- Запишите в строчку через запятую пропущенные безударные гласные.
- Проверка (о, е, о, а, о, о, е, е, о) Оцените себя.()
- Орфографическое чтение по цепочке. Какая орфограмма в данных словах?
Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
2Актуализация знаний - Что изучает синтаксис? (фронтальный опрос или аукцион)
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
- По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
- Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое).
3.Произвести синтаксический разбор предложения. В это время работа по карточкам(3)
В морозном воздухе кружатся снежинки и падают на землю. (2)
Сравнение с предложением: Приближается зима. в морозном воздухе кружатся снежинки.
3. Формулирование темы и цели урока Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
4. Изучение нового материала
1)Чтение материала учебника.( стр. 107) с последующей самопроверкой с закрытыми глазами(вслух)
2)Физкультминутка Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают руки вперёд, а если сложное, то вверх. Объясняют свой выбор).
- Наступили зимние дни, и по небу поплыли серые облака.
- Вот хрустнула и сломалась холодная ветка.
- Завыли и замолчали волки.
- По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.
- В тёмном небе рассыпались и засверкали яркие звёзды.
- Потянул ветер, и под тяжестью снега склонили ветви деревья.
3)Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?
(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно). Учитель. Посмотрите на новые предложения.
Приближается зима, и в морозном воздухе кружатся снежинки. В морозном воздухе кружатся снежинки, потому что приближается зима.
Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного
4) Итак, по способу соединения простых предложений, сложные делятся на 2 группы. Какие же это группы?(самостоятельное чтение материала учебника стр.108
5)Работа в парах.(задают друг другу вопросы по прочитанному материалу). Какие вопросы вы задавали?
6) Создание опорной схемы с использованием схем предложений.
Что мы можем сказать о знаках препинания в сложном предложении? (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
5. Закрепление изученного материала .
1) Работа с текстом.
Какова тема данного текста? Объяснить орфограммы. Выписать сложные предложения. расставить пропущенные знаки препинания. Выделить грамматические основы. Определить вид сложных предложений.
Долго б..ролась з..ма с ненас(?)ной осенью. Осень уступила. В ноябре снег покрыл землю и наступила настоящая з..ма. Завывает в поле х..л..дный ветер гуляет в..юга. Когда переб..гает лиса поле, яркая шу..ка её д..леко в..дна.
2)Тестовая работа. Запишите полученные ответы в тетрадь.
I. Выбрать определение сложного предложения.
- Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
- Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
- Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.
II. Выбрать способ связи простых предложений в сложное.
- С помощью обобщающих слов.
- С помощью союзов.
- С помощью порядка слов.
IV. Найти сложные предложения.
- Дул сильный ветер и трепал деревья в саду.
- Зима наступила уныло выглядит лес и птицы давно улетели на юг.
- Валил большими хлопьями снег и ветер налетал косыми ударами.
V. Найти простые предложения с однородными членами.
- Стояла поздняя осень а на земле уже лежало белое покрывало из снега.
- Осень подкрадывается незаметно а зима приходит внезапно.
- Елочка была небольшая, но смотрелась нарядно.
Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга: 3,2,2,3,3 Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.
(Учащиеся ставят друг другу оценки, учитель заносит их в журнал)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
- Назовите средства связи частей сложного предложения.
7. Домашнее задание
Учитель. Домашнее задание : упр. 235; выучить правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" 9 класс
урок первичного предъявления знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение"....
Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс
Заключительный урок по теме "Виды сложных предложений" 9 класс...
Конспект урока-повторения по теме "Сложное предложение" в 6 классе
Конспект урока в 6 классе, повторение материала в начале года....
Конспект урока "Повторение простых и сложных предложений" 5 класс
Урок, в ходе которого учащиеся смогут проверить свои знания по теме, а также закрепить их. Занятие объединено общей темой - сказкой про Буратино Толстого, что также очень нравится детям....
Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс
Презентация по теме "Бессоюзные сложные предложения" 9 класс...
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...