Урок "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Аюшинова Надежда Александровна

Печатная публикация урока в сборнике АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» «Мой лучший урок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя числительное как часть речи

Место урока в системе уроков:  урок открытия новых знаний, проводится в 3 четверти при изучении раздела «Морфология и орфография» в 6 классе.

УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/[М.Т. Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение,  2018.

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора.

Цель: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

Планируемые результаты:

личностные: учащиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.                                        регулятивные: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;                   познавательные: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; развитие умения анализировать текст, умения доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

  1. Введение в тему урока.

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.

На слайде1 написаны пословицы:

Два сапога – пара.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один горшок, а много ложек.

Одного поля  ягода.

Учитель: Прочитайте пословицы. Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.  (Можно объединить пословицы: Два сапога  - пара. Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению).

Учитель: Напишите эти пословицы, подчеркните в словах одинаковую орфограмму. Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.  ( Можно объединить пословицы: Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.)

Учитель: Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице в одинаковом количестве и расскажите о ней все, что вам известно. (В каждой пословице есть по 2 существительных. Далее ученик рассказывает все, что знает об имени существительном).

Учитель: Назовите слова, которые непосредственно связаны с именем существительным.  

  1. Формулирование темы и цели урока

Учитель: Два, одного, один, семеро. Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. Значит, тема урока – «Имя числительное»).  Записываем тему урока в тетради.

Учитель: Сформулируйте  цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.               1) Познакомиться с ИЧ как …;                                                                                                                                   2) учиться отличать ИЧ … .

(Цель нашего урока: познакомиться с именем числительным как частью речи: учиться отличать имя числительное от других частей речи).

  1. Работа по теме урока

На слайде 2 написаны предложения.

1.Три книги стоят на полке.                                                                                                                                                             2. Два да три – пять.                                                                                                                                                                3. Отнимите от трех один.                                                                                                                                                            4. Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.  

Учитель: Прочитайте первое предложение. Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. (В предложении Три книги стоят на полке числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов).

Учитель: Проделайте такую же работу со вторым и третьим предложениями. (Во втором и третьем предложении числительные два, три, пять, восемь, четыре. Они отвечают на вопрос сколько? И обозначают числа).

Учитель: Теперь поработаем с четвертым предложением. (В предложении Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье. Они отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете).

Учитель: на основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? (Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое?).

Учитель: Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? И обозначают количество? (Имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество, называются количественными).

Учитель: А как назовем числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают порядок при счете? (Числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают порядок при счете, называются порядковыми).

Учитель: Сделайте синтаксический разбор предложений. Взаимопроверка.                                                            А теперь (работа в парах) обсудите в парах, что вы узнали сегодня об имени числительном. (После выполнения задания учащиеся читают материал учебника, пересказывают его друг другу с примерами).

Проверка работы в парах. Обобщите свои наблюдения по вопросам:

  1. Какими членами предложения могут быть числительные?
  2. Что образует количественное числительное с относящимся к нему существительным? Каким членом предложения является это сочетание? (Имена числительные могут быть разными членами предложения.  Количественное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, образует словосочетание и является одним членом предложения).                        
  1. Практикум.

Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени числительном.

Упражнение 1. Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к этому упражнению. (Продолжить ряд по смыслу). (Слайд 3)

1)Ума палата, … ;    2) Прежде всего, … , … ;    3) Во главу угла, … , … ;      4) Точь-в-точь, … , … ;       5) Из последних сил, … ;     6) Как на подбор, … , … ;    7) В мгновение ока, … , … ;    8) Ветер свистит в кармане, … , … .

Справка: один к одному; как две капли воды; до седьмого пота; в первую очередь; первым делом; на первый план; в два счета; в один миг; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; на первое место; в одном кармане смеркается, в другом заря поднимается; семь пядей во лбу; один в один; на одно лицо.

Учитель: Имена прилагательные подчеркните. Над количественными прилагательными напишите букву К, над порядковыми – П.                                                                                                                                                                                            Назовите формы числительного один (два, семь).  Какой можно сделать вывод из этих наблюдений об именах числительных?  (Имена числительные изменяются по падежам).

Учитель: Расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном, включая и только что сделанный вывод.                                                                                                                                                                                                       Назовите фразеологический оборот, состоящий из количественных числительных и предлога, в которых все согласные звонкие.   (Один в один).

Физкультминутка

Учитель: Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами.  Сформулируйте задание к упражнению.           (Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи).

Упражнение 2. (Слайд 4)

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

  1. Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четверня, четвертый (час), четырежды.
  2. Семимильными (шагами), пришли (всемером), семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).

Учитель: Назовите числительное с таким же составом, как слово пятеро.

Упражнение 3. (на карточках). Прочитайте два текста. Напишите тот, которому в хорошем смысле, без иронии соответствует пословица Одного поля ягода. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните числительные как член предложения.

  1. Первый удар боксерского гонга прозвучал в России в конце девятнадцатого века. Тогда два английских боксера провели показательный поединок. Но летописи сохранили свидетельство того, что русские познакомились с боксом за двести лет до этого события.
  2. Родина русской г..рмони и б..яна – Тула. Здесь в первой половине девятнадцатого века по..вилась первая г..рмонь. В тысяча восемьсот семидесятом году тульским г..рмонных дел мастером Н.Н.Белобородовым была создана двухрядная г..рмонь с полной хроматической гаммой. Её можно н..звать пр..образом б..яна, который появился в н..чале двадцатого века. (Г.И.Блинов, В.А.Антохина)
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия                                                                                                                                        Цель этапа:  проверка усвоения изученного материала. 

Учитель:  Итак, сформулируйте определение имени числительного, пользуясь ключевыми словами.

1) Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое?                                    2) Имена числительные бывают порядковые и количественные.  Изменяются по числам и падежам.                                   3) В предложении имена числительные могут быть разными членами, но чаще всего бывают обстоятельством (сколько?) и определением (какой? какая? какое?).  Количественное числительное вместе с существительным образует словосочетание и является одним членом предложения.

Учитель: Подведем итоги. Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? (Сегодня мы познакомились с числительным и учились отличать их от других частей речи.

- Выполнили мы поставленную задачу? (да)

- Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (дифференцированное):

Карточка №1.

Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова.

  • Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой.
  • Сто, сотня, сотенный, сотый.
  • Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный.

Карточка №2.

Задание: придумайте предложения с числительными: три, пять, семь, сто, двенадцать, первый, шестой.

Карточка №3.

Задание: напишите текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....