Урок "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Печатная публикация урока в сборнике АОУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» «Мой лучший урок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя числительное как часть речи
Место урока в системе уроков: урок открытия новых знаний, проводится в 3 четверти при изучении раздела «Морфология и орфография» в 6 классе.
УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/[М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2018.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора.
Цель: ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении); учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
Планируемые результаты:
личностные: учащиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию. регулятивные: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции; познавательные: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; развитие умения анализировать текст, умения доказывать; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
- Введение в тему урока.
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
На слайде1 написаны пословицы:
Два сапога – пара.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один горшок, а много ложек.
Одного поля ягода.
Учитель: Прочитайте пословицы. Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ. (Можно объединить пословицы: Два сапога - пара. Одного поля ягода. В них говорится о том, что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению).
Учитель: Напишите эти пословицы, подчеркните в словах одинаковую орфограмму. Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор. ( Можно объединить пословицы: Один с сошкой, а семеро с ложкой. Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.)
Учитель: Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице в одинаковом количестве и расскажите о ней все, что вам известно. (В каждой пословице есть по 2 существительных. Далее ученик рассказывает все, что знает об имени существительном).
Учитель: Назовите слова, которые непосредственно связаны с именем существительным.
- Формулирование темы и цели урока
Учитель: Два, одного, один, семеро. Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать имя числительное. Значит, тема урока – «Имя числительное»). Записываем тему урока в тетради.
Учитель: Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске. 1) Познакомиться с ИЧ как …; 2) учиться отличать ИЧ … .
(Цель нашего урока: познакомиться с именем числительным как частью речи: учиться отличать имя числительное от других частей речи).
- Работа по теме урока
На слайде 2 написаны предложения.
1.Три книги стоят на полке. 2. Два да три – пять. 3. Отнимите от трех один. 4. Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.
Учитель: Прочитайте первое предложение. Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. (В предложении Три книги стоят на полке числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов).
Учитель: Проделайте такую же работу со вторым и третьим предложениями. (Во втором и третьем предложении числительные два, три, пять, восемь, четыре. Они отвечают на вопрос сколько? И обозначают числа).
Учитель: Теперь поработаем с четвертым предложением. (В предложении Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье. Они отвечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают порядок предметов при счете).
Учитель: на основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? (Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое?).
Учитель: Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? И обозначают количество? (Имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество, называются количественными).
Учитель: А как назовем числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают порядок при счете? (Числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают порядок при счете, называются порядковыми).
Учитель: Сделайте синтаксический разбор предложений. Взаимопроверка. А теперь (работа в парах) обсудите в парах, что вы узнали сегодня об имени числительном. (После выполнения задания учащиеся читают материал учебника, пересказывают его друг другу с примерами).
Проверка работы в парах. Обобщите свои наблюдения по вопросам:
- Какими членами предложения могут быть числительные?
- Что образует количественное числительное с относящимся к нему существительным? Каким членом предложения является это сочетание? (Имена числительные могут быть разными членами предложения. Количественное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, образует словосочетание и является одним членом предложения).
- Практикум.
Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени числительном.
Упражнение 1. Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к этому упражнению. (Продолжить ряд по смыслу). (Слайд 3)
1)Ума палата, … ; 2) Прежде всего, … , … ; 3) Во главу угла, … , … ; 4) Точь-в-точь, … , … ; 5) Из последних сил, … ; 6) Как на подбор, … , … ; 7) В мгновение ока, … , … ; 8) Ветер свистит в кармане, … , … .
Справка: один к одному; как две капли воды; до седьмого пота; в первую очередь; первым делом; на первый план; в два счета; в один миг; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; на первое место; в одном кармане смеркается, в другом заря поднимается; семь пядей во лбу; один в один; на одно лицо.
Учитель: Имена прилагательные подчеркните. Над количественными прилагательными напишите букву К, над порядковыми – П. Назовите формы числительного один (два, семь). Какой можно сделать вывод из этих наблюдений об именах числительных? (Имена числительные изменяются по падежам).
Учитель: Расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном, включая и только что сделанный вывод. Назовите фразеологический оборот, состоящий из количественных числительных и предлога, в которых все согласные звонкие. (Один в один).
Физкультминутка
Учитель: Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению. (Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи).
Упражнение 2. (Слайд 4)
Имя числительное | Имя существительное | Имя прилагательное | Наречие |
- Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четверня, четвертый (час), четырежды.
- Семимильными (шагами), пришли (всемером), семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).
Учитель: Назовите числительное с таким же составом, как слово пятеро.
Упражнение 3. (на карточках). Прочитайте два текста. Напишите тот, которому в хорошем смысле, без иронии соответствует пословица Одного поля ягода. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните числительные как член предложения.
- Первый удар боксерского гонга прозвучал в России в конце девятнадцатого века. Тогда два английских боксера провели показательный поединок. Но летописи сохранили свидетельство того, что русские познакомились с боксом за двести лет до этого события.
- Родина русской г..рмони и б..яна – Тула. Здесь в первой половине девятнадцатого века по..вилась первая г..рмонь. В тысяча восемьсот семидесятом году тульским г..рмонных дел мастером Н.Н.Белобородовым была создана двухрядная г..рмонь с полной хроматической гаммой. Её можно н..звать пр..образом б..яна, который появился в н..чале двадцатого века. (Г.И.Блинов, В.А.Антохина)
- Подведение итогов урока. Рефлексия Цель этапа: проверка усвоения изученного материала.
Учитель: Итак, сформулируйте определение имени числительного, пользуясь ключевыми словами.
1) Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое? 2) Имена числительные бывают порядковые и количественные. Изменяются по числам и падежам. 3) В предложении имена числительные могут быть разными членами, но чаще всего бывают обстоятельством (сколько?) и определением (какой? какая? какое?). Количественное числительное вместе с существительным образует словосочетание и является одним членом предложения.
Учитель: Подведем итоги. Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня? (Сегодня мы познакомились с числительным и учились отличать их от других частей речи.
- Выполнили мы поставленную задачу? (да)
- Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание (дифференцированное):
Карточка №1.
Задание: определите, к какой части речи относятся данные слова.
- Семь, семья, семнадцатилетний, семицветик, седьмой.
- Сто, сотня, сотенный, сотый.
- Пара, два, двойня, двойка, второй, двушка, двухэтажный.
Карточка №2.
Задание: придумайте предложения с числительными: три, пять, семь, сто, двенадцать, первый, шестой.
Карточка №3.
Задание: напишите текст на тему “Олимпийские игры” (не менее 5 предложений), используя в каждом предложении числительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....