Статья " Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (7 класс)
Статья "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы" содержит как теоретический материал о современных образовательных технологиях, то есть проедение уроков в соответствии с требованиями ФГОС. так и практический , технологическая карта конкретного урока русского языка, проведенного в 7 классе "Правописание суффиксов действительных причестий настоящего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 49.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
на уроках русского языка и литературы
Содержание
Введение
1. Личностно – ориентированное развивающее обучение
1.1 Технология уровневой дифференциации
1.2 Проблемное обучение
2. Образовательные технологии деятельностного типа
2.1 Проектное обучение
2.2 Педагогические мастерские
2.3 Здоровьесберегающие технологии
2.4 ИКТ-технологии
2.5 Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно — деятельностный подход
Заключение
Литература
Введение
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Таким образом, на современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
1. Технологии личностно – ориентированного развивающего обучения
Одним из основных средств повышения качества образования является освоение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Актуальность этой технологии вижу в необходимости кардинальных перемен не только в содержании образования, но и в самом образовательном процессе, понимаемого как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения (индивидуальной значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности).
По словам Б.Ц. Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода.
Реализуя в педагогической деятельности рефлексивно — адаптационную и деятельностно — творческую функции образования, совершенно по- иному организую процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.
Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.
Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где как учитель выступаю не источником учебной информации, а являюсь организатором и координатором т творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика. Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Свою работу выстраиваю следующим образом:
выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Критериями эффективности личностно-ориентированного урока считаю следующие:
1) Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
2) Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
3) Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
4) Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
5) Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
6) Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
В своей работе я использую такие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как
-технологии уровневой дифференциации;
- проблемное обучение
1.1 Технология уровневой дифференциации
Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет мне составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты:
-уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках школьной программы;
-решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
-становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий. Например:
- составление текстов диктантов;
- составление карточек-заданий по изученному материалу;
- составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
- сочинение лингвистических сказок-миниатюр;
- работа с дополнительной литературой;
- проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки;
- выполнение обязанностей консультанта при групповой работе;
-работа «учителем» (проведение фрагментов урока)
На уроках русского языка использую работу с опорными конспектами, даю творческие задания по их составлению, что способствует эффективному использованию опорных сигналов в учебном процессе.
Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
Мною составлен комплекс алгоритмов, который в качестве особого типа наглядности дополняет систему правил орфографии, имеющихся в учебнике.
Алгоритмы могут быть использованы учениками при выполнений заданий разного типа: определить правильность выбора буквы, объяснить различая в написании и т.п.
Всю работу по алгоритмизации орфографических правил разделяю на несколько этапов:
- создание схем — алгоритмов на базе знакомых правил;
- трансформирование новых изучаемых правил в схемы — алгоритмы;
- создание первых простейших обобщающих алгоритмов;
-создание обобщающих алгоритмов.
- дополнение схем материалом из курса предыдущих классов
Практика показала, что, как правило, познакомившись с готовыми алгоритмами, сильные ученики сами успешно занимаются их составлением.
Работая с алгоритмами, учащиеся приобретают осознанные навыки применения правил, что практически исключает их механическое использование и облегчает усвоение орфограмм.
1.2 Проблемное обучение
Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.
Технология проблемного обучения – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке.
На таком уроке реализую исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Уверена, что именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.
Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» — формулирование цели; «Узнал» — соотношение старой и новой
Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся (« Победа или поражение Герасима?», «Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» — это рассказ о жестокости или о любви?» и др.).
Результат такой работы — повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.
2. Образовательные технологии деятельностного типа
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно — деятельностном подходе, поэтому в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, что позволяет школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие
Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение — есть труд, полный активности и мысли.
В своей практической деятельности я использую элементы следующих педагогических технологий деятельностного типа:
технология проектного обучения,
модульное обучение,
педагогические мастерские,
здоровьесберегающие технологии;
информационно- коммуникативная технология
2.1 Технология проектного обучения
Технология проектного обучения: детям на уроках литературы предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Для проведения школьных праздников создаём тематические презентации.
Работа по методу проектов является педагогической деятельностью сложного уровня, предполагающего профессионализм учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого не достаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом детской психологии. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать учителю, руководителю проекта вместе с учащимися, как показал опыт работы, — это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. Таким образом, отличительная черта проекта — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.
На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).
Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Internet и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.
При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа следует провести консультационную беседу для всего класса. Так как результаты проекта будут оформлены в единый документ. Класс делится на четыре — пять групп, работу каждой из них организует, направляет и оценивает консультант. В ходе подготовительного этапа консультанты знакомятся с темой, целью, задачами и планом работы. С помощью учителя консультанты готовят перечень вопросов, требующих освещения, а также рубрики для оценки вклада каждого в конечных результат проекта. Предлагаемый проект имеет значительную ценность и обеспечивает достижение поставленных целей.
Решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету. К концу работы учащиеся представляют оформление своих идей, презентацию, публикацию, рекламный проспект и т.д.
Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
2.2 Педагогические мастерские
Мастерская – необычная форма проведения урока – получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П.Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.). Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса ученики сами добывают и осмысливают знания по предмету.
При традиционной организации процесса обучения источником знания всегда является только учитель. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.
Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.
Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить.
Одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-то проблеме с новым знанием, которое он «добыл» сам, ребенок раскрывается, начинает верить в свои возможности. И это главное.
Этапы и алгоритм технологии мастерских:
В структуре большинства мастерских присутствуют некоторые этапы. Последовательность и количество данных этапов может быть разное.
1. Индукция (наведение). Создание определенного настроя — эмоционального, интеллектуального (с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включая подсознание личного отношения к предмету обсуждения. Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Индивидуальная работа по заданию, вопросу, проблеме, поставленных в любом виде.
2. Социоконструкция. Групповая работа по решению определенной проблемы, выполнению задания.
3. Социализация – «обнародование». Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы. Работе малой группе может предшествовать работа в паре.
4. Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущих к осознанию учащимся неполноты, неточности своего познания.
5. Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формул.
6. Разрыв – кульминация творческого процесса. Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответствия новому, увиденному, представленному, понятому. Появляется информационный запрос. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.
7. Работа со словарями, справочниками. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы.
8. Рефлексия. Размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ деятельности, состояния и полноты знаний, потребностей в дальнейшей деятельности.
9. Афиширование – представление работ на общее обозрение.
2.3 Здоровьесберегающие технологии
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Большое значение имеет организация урока, поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывю время для каждого задания, чередую виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта не только объясняем орфограммы, пунктограммы, но и проводим морфемный, фонетический, лексический разборы.
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках литературы разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.
Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.
Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.
На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).
Стараюсь вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном
2.4 ИКТ
Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Конечно, использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.
Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:
- изучение новых знаний и формирование новых умений;
- практического применения знаний, умений;
- обобщения и систематизации изученного;
- контроля и коррекции знаний, умений;
- комбинированные (смешанные).
На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования (в качестве источника дополнительной информации по предмету, способа самоорганизации труда и самообразования, возможности реализации личностно-ориентированного подхода в образовании), как презентации, тесты.
На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные программы, разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора.
Применение ИКТ на уроках дает следующее:
-развитие умения учиться самостоятельно;
-развитие творческого потенциала личности;
-ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам;
-удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника.
Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через визуальный и кинестетический каналы. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация, завоевывают большую популярность, т.к. презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств. Ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности (обучение, тренировка, контроль). Если на самоподготовке на помощь учащимся приходят интересные мультимедийные учебники, то на аудиторных часах традиционного типа интересным будет применение презентаций.
Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:
-на этапе целеполагания и выведения темы урока;
-при организации словарной работы;
-при изучении нового материала,
-при закреплении;
-на этапе контроля
2.5 Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно — деятельностный подход
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.
Технология обучения: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Цель урока:
Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме.
Развивать логическое мышление и языковое чутье.
Развивать критическое мышление через чтение информационного текста.
Планируемые результаты
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | Предметные |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности | Умение оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем | Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли | Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы | Знакомство с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени, умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. |
Этап урока | Время | Задача этапа | Содержание деятельности | Методы обучения | Средства обучения | Формы обучения | Результат | |
учителя | ученика | |||||||
Организационный момент | 1 мин. | Организовать активную познавательную деятельность обучающихся | Проверка готовности уч-ся к работе, сообщение темы, цели урока, порядка работы на уроке, мотивация | Организуют рабочее место, участвуют в постановке цели урока | Беседа | фронтальная | Готовность рабочего места к работе. | |
Вызов | 5 мин | Актуализация имеющихся знаний учащихся по изучаемому вопросу. | Объяснение цели предстоящей работы. | Учащиеся сначала индивидуально составляют кластер к заданной теме. | Составление кластера | фронтальная | Умение графически систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках | |
1 мин | Мотивация к дальнейшей деятельности. | Постановка познавательной задачи: предлагается составить кластер к теме «Суффиксы действительных и страдательных причастий», для того чтобы выделить группу суффиксов, правописание которых будет изучаться. | Учащиеся в парах дополняют друг друга, обмениваясь информацией. | Работа в парах. | Умение самостоятельно определять (выделять) объект изучения. | |||
1 мин | Активизация деятельности учащихся. | Прослушивание мнений учащихся. Принятие общего решения о составлении кластера. | Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе. | фронтальная | Умение работать в парах | |||
3 мин | Выделение группы суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени: -ущ-,-ющ-/-ащ-,-ящ- Стимулирование мыслительной деятельности. | Работа в парах | ||||||
Осмысление | 7 мин | Активное использование полученной информации в конкретном тексте. | Учащимся предлагается поработать с дидактическим текстом: в данном тексте представлены как действительные и страдательные причастия настоящего времени, так и действительные и страдательные причастия прошедшего времени. | Учащиеся должны распределить причастия в две колонки: 1. Действительные причастия настоящего времени. 2. Страдательные причастия настоящего времени (вставив гласную в суффикс). | Индивидуальная | Дидактический материал | Развитие коммуникативных навыков. | |
7 мин | Размышление. | Учитель предлагает выписать только причастия на изучаемую тему, распределив их в две колонки. | Работа выполняется сначала индивидуально, потом учащиеся взаимо проверяют друг друга, сравнивают ответы с ответами партнера. | Взаимоопрос. | ||||
2 мин | Формирование собственной позиции. | Составление алгоритма ответа. | Умение систематизировать материал. | |||||
3 мин | Сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом. | Учитель предлагает назвать выписанные причастия, аргументируя ответ. | Учащиеся называют причастия, аргументируя ответ. | Фронтальный опрос. | Умение формулировать цель обучения. | |||
2 мин | Постановка новых целей обучения. | Учитель выслушивает варианты написания гласных в суффиксах, записывает на доске варианты написания. Причастий. | Учащиеся предлагают варианты написания гласной в суффиксах причастий, выясняя, что возможно двоякое написание гласной в суффиксе. | Фронтальная работа | Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу. | |||
Рефлексия | 6 мин | Анализировать собственные мыслительные операции. | Учитель предлагает вернуться к заданиям ЕГЭ по русскому языку, выполнить каждое задание, аргументируя | Учащиеся письменно выполняют задания ЕГЭ по русскому языку, предложенные учителем. | Написание ответа на поставленный вопрос. | Сборник заданий по подготовке к ЕГЭ | Умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу | |
2 мин | Целостно обобщать полученную информацию. | Письменно выбор гласной. | фронтальный |
Литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.
3..Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
4. Тимонина, В.Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В.Ю.Тимонина, Л.А.Тростенцова // Русский язык в школе. – 2006. — №4. – С.14.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005. 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы...
«Современные технологии на уроках русского языка и литературы»
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учит...
Сообщение "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Поиск ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е....
"Новые требования ФГОС и современной инновации на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете....
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
Презентация "Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы"
Презентация об использовании современных технологий на уроках русского языка и литературы....
"Духовно - нравственное развитие современного школьника на уроках русского языка и литературы"
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка. В данных материалах описаны приёмы, которые можно ...