Словарное богатство русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
6 класс
ТЕМА
Словарное богатство русского языка
Цель
Обогатить словарный запас
- Посмотрите на экран, прочитайте
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна. Тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Паустовский)
- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Запишем число, тему урока.
- Русский язык очень богат, в нем много разных слов для обозначения предметов, признаков и т.д. Есть в языке слова, которым сотни лет. Обозначают эти слова предметы окружающего мира, называют части тела. Русский язык пополняется и новыми словами .
- Прочитайте высказывания выдающихся людей.
1. Чем лучше знает человек язык, его словарь, тем точнее и живее его речь, культура слова
(Словарь филолога)
2. Меткий и образный язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч!
(М. Шолохов)
3. С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом! (К. Паустовский)
4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. Тургенев)
- Для чего же мы изучаем эту тему? Как она может пригодиться нам в жизни?
- Сколько мыслей и чувств в этих высказываниях о нашем родном языке! На нем говорят не только ученые, писатели, артисты.
- Первые слова, колыбельные песни, стихи, сказки услышали вы от своих мам и бабушек.
- Конечно же, они учили нас особым словам.
- Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение.
Дядя Саша огорчен. Рассказал он вот о чем…
- Видел Настю – школьницу я сейчас на улице
Настя – славная девчонка, но давно уже от Насти
Я не слышу слова…
А слово – то какое, очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа… Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.
Но представьте: зря от Вити
Ждал я слова – …
А слово – то какое, очень дорогое.
Он на внучку говорил: - Экая досада!
Портфель ей подарил, вижу: очень рада.
Но нельзя молчать, как рыба,
Ну, сказала бы …
А слово – то какое, очень дорогое!
(А. Шибанов)
- Как бы вы озаглавили это стихотворение?
(Дорогие слова)
- Назовите их, запишите в столбик.
Здравствуйте – здравие – здорово – здоровья Вам желаем.
Извините – вина – виноват перед Вами.
Спасибо – спаси + Бог - убежала «беглая» согласная, произошли изменения в современном языке.
- Вот так, ребята, говорили наши предки на Руси. Эти слова мы слышим и используем сейчас в современной речи.
- Уральская поэтесса Людмила Татьяничева на эту тему написала такое стихотворение.
- Прочитайте, озаглавьте его.
Сколько просьб начинается с «будьте добры»!
- Скажите, который час?
- Простите, глаза у меня стары…
- Придите, беда у нас!
Будьте добры, очень спешу…
Вас я, друзья, ни о чем не прошу.
Просто, будьте добры!
- Ваши варианты заглавия?
(Будьте добры)
- Выпишите слова вежливости
Ключевые слова: будьте добры, простите, просьба, просить.
- Какая тема объединяет оба стихотворения?
Вежливость, учтивость, любезность
Доброта, добродушие, благожелательность
- Запишите эти слова, с одним из них составьте предложение
- Поэт Николай Рыленков пишет так:
- Подумайте, о чем он хочет нас предупредить?
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово - что воды дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться!
- Вывод: прежде чем сказать какое-то слово, надо подумать.
- А кто знает, сколько слов в русском языке?
Трудно ответить, давайте попробуем сосчитать.
В современном русском языке примерно 150 тыс. слов, есть иностранные слова, их примерно 30 тыс., а еще есть специальные слова (термины), их примерно 10 тыс., собственные имена, 25 тыс. Еще приходят и появляются новые слова в языке, и еще, еще! Это огромное богатство нашего языка.
- Как вы думаете, где можно найти все эти слова?
(в словарях)
- Верно.
- Словарей в русском языке много, они помогают нам правильно писать, произносить слова, узнавать их историю и значение.
«Словарь- это вся Вселенная в алфавитном порядке»,- писал французский писатель Анатоль Франс.
- А вы какие знаете словари?
(Толковый, называют и другие)
- Обратимся к словарям.
(На полку выставляются разные словари)
- Собирателем всех слов родного языка был Владимир Иванович Даль.
Всю жизнь – 47 лет – собирал он слова. В полном словаре «Живого Великорусского языка» В. И. Даля около 200 тыс. слов 30 тыс. пословиц
- Найти в словаре значение слова «пословица» и зачитать
Толковый словарь Ушакова:
Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.
Большой толковый словарь русского языка:
Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.
Толковый словарь С. И. Ожегова:
Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Толковый словарь В. И. Даля:
Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица - … это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.
- Какие пословицы о слове, о языке знаете?
- Язык голову кормит, он же и до беды доводит
- Языком болтай, а рукам воли не давай.
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь
- Какова же роль пословиц в нашей жизни, речи?
(Придают речи образность, делают яркой, выразительной)
- Язык наш образный, поэтичный.
- Перед вами картина И. Левитана «Золотая осень»
- Что на ней изображено?
(Осенний пейзаж)
- Знаете ли вы, что к слову осень можно подобрать около 75 определений: о погоде, листве, ..
- Давайте прочитаем стихи об этом прекрасном времени года.
1. Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная пора.
Люблю я пышное природы увяданье.
2. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
3. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,-
- Что делает поэтическую речь яркой, образной?
(средства выразит. речи)
- Запишите, какие есть в этих строчках
ЗАДАНИЕ
1 вар. – метафоры и эпитеты
2 вар. – сравнение, олицетворение.
ПРОВЕРКА
1 вар. НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО
ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА
ПЫШНОЕ УВЯДАНЬЕ
ЛЕС ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ
2 вар.
НЕБО ДЫШАЛО
ДЕНЬ СТАНОВИЛСЯ
ЛЕС, ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ
- За живописной красотой осени притаилось одно стихотворение
- Прочитайте его
Жил-был, как его. Ну, и значит, и того
Жило это самое со своею мамою.
Был еще один чудак, это, в общем,
Значит так. И его любимый зять.
Звали зятя так сказать.
А жену звали ну, а соседа звали это…
А его родителей Видите и Видите ли.
И еще какой - то Э-Э-Э
Жил на третьем этаже.
И дружили они все: ну и значит и вообще.
- Вы что-нибудь поняли?
(нет)
- Потому что услышали слова – сорняки. Конечно, с ними наша речь непонятна. Мы не должны их употреблять в речи.
( на экране высказывание И.С.Тургенева)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. Тургенев)
- А сейчас подведем итог урока.
- О чем же мы сегодня говорили?
- Какие главные вопросы по теме урока нужно задать?
_ поработайте в парах, составьте и запишите их в тетрадь.
ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
- Какова тема урока?
- Зачем обогащать свой язык?
- Какие словари существуют?
- Нужны ли нам вежливые слова?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- СОЧИНЕНИЕ - МИНИАТЮРА «ЗИМА ЗА ОКНОМ»
(использовать метафоры, эпитеты, олицетврения, др.)
2. Найти и записать 5 высказываний о речи, о языке и объяснить их смысл. (Письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Словарное богатство русского языка"
Завершение темы "Лексика" в 6 классе - создание альбома "Словарное богатство русского языка"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...
Словарное богатство русского языка
Презентация "Словарное богатство русского языка" даёт представление об основных понятиях лексики, содержит практические задания, может использоваться для повторения и закрепления....
Лексика. Словарное богатство русского языка.
Урок открытия нового знания....
Словарное богатство поэтического языка А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (урок развития речи в 6 классе)
Словарное богатство поэтического языкаА.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова(урок развития речи в 6 классе) Подготовительный этап: Урок развития устной речи производится после того, как изучены...
Методическая разработка по русскому языку "Лексика. Словарное богатство русского языка"
Урок посвящен теме лексики русского языка....