Словарное богатство русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._slovarnoe_bogatstvo_russkogo_yazyka.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

                                         6 класс      

                                          ТЕМА

                    Словарное богатство русского языка

                                               Цель

                         Обогатить словарный запас

- Посмотрите на экран, прочитайте

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна. Тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

                                                                    (К. Паустовский)

- Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

                                         

- Запишем число, тему урока.

 

- Русский язык очень богат, в нем много разных слов для обозначения предметов, признаков и т.д. Есть в языке слова, которым сотни лет. Обозначают эти слова предметы окружающего мира, называют части тела. Русский язык пополняется и новыми словами .

- Прочитайте высказывания выдающихся людей.

1. Чем лучше знает человек язык, его словарь, тем точнее и живее его речь, культура слова 

                                                   (Словарь филолога)

2.  Меткий и образный язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! 

                                                                                           (М. Шолохов)

3. С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом!                                                          (К. Паустовский)

4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!      (И. Тургенев)

- Для чего же мы изучаем эту тему? Как она может пригодиться нам в жизни?

- Сколько мыслей и чувств в этих высказываниях о нашем родном языке! На нем говорят не только ученые, писатели, артисты.

- Первые слова, колыбельные песни, стихи, сказки услышали вы от своих мам и бабушек.

- Конечно же, они учили нас особым словам.

- Посмотрите на экран, прочитайте стихотворение.

Дядя Саша огорчен. Рассказал он вот о чем…

- Видел Настю – школьницу я сейчас на улице

Настя – славная девчонка, но давно уже от Насти

Я не слышу слова…

А слово – то  какое,  очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа… Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте: зря от Вити

Ждал я слова – …

А слово – то  какое,   очень дорогое.

Он на внучку говорил: - Экая досада!

Портфель ей подарил, вижу: очень рада.

Но нельзя молчать, как рыба,

Ну, сказала бы …

А слово – то   какое,  очень дорогое!

                                                    (А. Шибанов)

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

                                                  (Дорогие слова)

- Назовите их, запишите в столбик.

Здравствуйте – здравие – здорово – здоровья Вам желаем.

Извините – вина – виноват перед Вами.

Спасибо – спаси + Бог - убежала «беглая» согласная, произошли изменения в современном языке.

- Вот так, ребята,  говорили наши предки на Руси. Эти слова мы слышим и используем сейчас в современной речи.

- Уральская поэтесса Людмила Татьяничева на эту тему написала такое стихотворение.

- Прочитайте, озаглавьте его.

Сколько просьб начинается с «будьте добры»!

- Скажите, который час?

- Простите, глаза у меня стары…

- Придите, беда у нас!

Будьте добры, очень спешу…

Вас я, друзья,  ни о чем не прошу.

Просто, будьте добры!

- Ваши варианты заглавия?

                                (Будьте добры)

- Выпишите слова вежливости

Ключевые слова: будьте добры, простите, просьба, просить.

- Какая тема объединяет оба стихотворения?

Вежливость, учтивость, любезность

Доброта, добродушие, благожелательность

- Запишите эти слова, с одним из них составьте предложение

- Поэт Николай Рыленков пишет так:

- Подумайте, о чем он хочет нас предупредить?

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово - что воды дать напиться.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться!

- Вывод: прежде чем сказать какое-то слово, надо подумать.

- А кто знает, сколько слов в русском языке?

Трудно ответить, давайте попробуем сосчитать.

В современном русском языке примерно 150 тыс. слов, есть иностранные слова, их примерно 30 тыс., а еще есть специальные слова (термины), их примерно 10 тыс., собственные имена, 25 тыс. Еще приходят и появляются новые слова в языке, и еще, еще! Это огромное богатство нашего языка.

- Как вы думаете, где можно найти все эти слова?

                                                  (в словарях)

- Верно.

- Словарей в русском языке много, они помогают нам правильно писать, произносить слова, узнавать их историю и значение.

«Словарь- это вся Вселенная в алфавитном порядке»,- писал французский писатель Анатоль Франс.

- А вы какие знаете словари?

                                              (Толковый, называют и другие)

- Обратимся к словарям.

             (На полку выставляются разные словари)

 

- Собирателем всех слов родного языка был Владимир Иванович Даль.

Всю жизнь – 47 лет – собирал он слова. В полном словаре «Живого Великорусского языка» В. И. Даля около 200 тыс. слов 30 тыс. пословиц  

- Найти в словаре значение слова «пословица» и зачитать

Толковый словарь Ушакова:

Пословица — это краткое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом. Русские пословицы лучшие и выразительнейшие из всех пословиц в мире.

Большой толковый словарь русского языка:

Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

Толковый словарь С. И. Ожегова:

Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Толковый словарь В. И. Даля:

Пословица — краткое изреченье, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица - … это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи.

- Какие пословицы о слове, о языке знаете?

  1. Язык голову кормит, он же и до беды доводит
  2. Языком болтай, а рукам воли не давай.
  3. Слово не воробей, вылетит  не поймаешь

- Какова же роль пословиц в нашей жизни, речи?        

                               (Придают речи образность, делают яркой, выразительной)

- Язык наш образный, поэтичный.

- Перед вами картина И. Левитана «Золотая осень»

- Что на ней изображено?

                      (Осенний пейзаж)

- Знаете ли вы, что к слову осень можно подобрать около 75 определений: о погоде, листве, ..

- Давайте прочитаем стихи об этом прекрасном времени года.

1. Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная пора.

Люблю я пышное природы увяданье.

2. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

3. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,-

- Что делает поэтическую речь яркой, образной?

                           (средства выразит. речи)

- Запишите, какие есть в этих строчках

ЗАДАНИЕ

1 вар.  – метафоры и эпитеты

 2 вар. – сравнение, олицетворение.

 ПРОВЕРКА

1 вар. НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО

           ПРОЩАЛЬНАЯ КРАСА

           ПЫШНОЕ УВЯДАНЬЕ

           ЛЕС ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ

2 вар.

         НЕБО ДЫШАЛО
        ДЕНЬ СТАНОВИЛСЯ

         ЛЕС, ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ

- За живописной красотой осени притаилось одно стихотворение

- Прочитайте его

Жил-был, как его. Ну, и значит, и того

Жило это самое со своею мамою.

Был еще один чудак, это, в общем,

Значит так. И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну, а соседа звали это…

А его родителей Видите и Видите ли.

И еще какой - то Э-Э-Э

Жил на третьем этаже.

И дружили они все: ну и значит и вообще.

- Вы что-нибудь поняли?

                               (нет)

- Потому что услышали слова – сорняки. Конечно, с ними наша речь непонятна. Мы не должны их употреблять в речи.

( на экране высказывание И.С.Тургенева)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!      (И. Тургенев)

- А сейчас подведем итог урока.

- О чем же мы сегодня говорили?

- Какие главные вопросы по теме урока нужно задать?

_ поработайте в парах, составьте и запишите их в тетрадь.

                 ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

  1. Какова тема урока?
  2. Зачем обогащать свой язык?
  3. Какие словари существуют?
  4. Нужны ли нам вежливые слова?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. СОЧИНЕНИЕ  - МИНИАТЮРА «ЗИМА ЗА ОКНОМ»

 (использовать метафоры, эпитеты, олицетврения, др.)

   

      2. Найти и записать 5 высказываний о речи, о языке  и объяснить их смысл. (Письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Словарное богатство русского языка"

Завершение темы "Лексика" в 6 классе - создание альбома "Словарное богатство русского языка"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Словарное богатство русского языка

Презентация "Словарное богатство русского языка" даёт представление об основных понятиях лексики, содержит практические задания, может использоваться для повторения и закрепления....

Лексика. Словарное богатство русского языка.

Урок открытия нового знания....

Словарное богатство поэтического языка А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (урок развития речи в 6 классе)

Словарное богатство поэтического языкаА.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова(урок развития речи в 6 классе) Подготовительный этап:   Урок развития устной речи производится после того, как изучены...