Урок русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Цель урока: повторить разряды имен прилагательных; развивать умение обучающихся определять притяжательные прилагательные по их опознавательным признакам; учить применять их в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_prityazhatelnye_prilagatelnye.docx | 29.22 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_prityazhatelnye_prilagatelnye.pptx | 302.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Притяжательные прилагательные»
Цель урока: повторить разряды имен прилагательных; развивать умение обучающихся определять притяжательные прилагательные по их опознавательным признакам; учить применять их в устной и письменной речи.
ЗАДАЧИ:
образовательные: повторить признаки качественных, относительных ,притяжательных прилагательных;
расширить знания о притяжательных прилагательных, о способах их образования.
работать над умением нахождения притяжательных прилагательных среди других разрядов.
развивающие: развивать логическое мышление; устную, письменную речь; память.
воспитательные:. воспитывать чувство уважения друг к другу,укрепить дружественные связи, внимательность друг к другу; воспитание умения видеть красоту зимнего леса, бережного отношения к природе».
УУД:
предметные: сформировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки;
метапредметные: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации;
личностные: воспитать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитать интерес к русскому языку.
Тип урока : комбинированный урок.
Метод: исследовательский, частично - поисковый . На уроке применяются разнообразные методы обучения, нацеленные на достижение поставленных целей урока. Кроме того, урок дополнен мультимедийным наглядным материалом, который работает на достижение целей и помогает разнообразить урок, сделать его более интересным для учеников.
Технология: дифференцированная.
Оборудование: интерактивная доска,мультимедийный проектор, карточки, учебник, различный дидактический наглядный материал, кластер, стикеры, листы самооценки.
Ход урока
I.Организационный этап.(3 мин.)
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
1. Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Добрый день! А какой еще бывает день?
Зимний
Веселый
Радостный
Интересный
Морозный
-А какой частью речи являются слова, которые вы назвали?
- Правильно, молодцы. Посмотрите, сколько вы подобрали прилагательных, и с ними наша речь становится красивее, праздничнее, выразительнее.
- Для того чтобы начать работу, необходимо записать дату. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Сегодня семнадцатое января. Пишем: «Классная работа». Красиво и аккуратно оформляем запись.
(Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок).
II.Актуализация опорных знаний.(10 мин)
Работа с карточками –животными:
-Что такое прилагательное?
- На какие разряды делятся прилагательные?
-Какие прилагательные называются качественными?
-Относительные прилагательные – это…
1.Постановка темы и целей урока
1) - Попробуем составить кластер, что значит гроздь. В центр доски запишем часть речи, которую вы изучаете.
-Что это лежит на парте?
(карандаш)
- Чей это карандаш?
-
- На какой вопрос отвечает слово «Карандаш»?
-Чей. Заносим в карты в первый столбик вопрос.
- Если карандаш Сашин, то он ему принадлежит?
(Да.)
- значит, это слово обозначает что? (что обозначает)
- принадлежность. Заносим это слово во вторую колонку.
- Такое прилагательное, отвечающее на вопрос чей? чья? чье? и обозначающее принадлежность чего-либо лицу или животному, называется притяжательным.
-Кто догадался, как звучит тема урока?
Запишите в тетрадь.
(Притяжательные прилагательные)
-Как бы вы определили цели урока?
ЗНАТЬ (хочу узнать): основные признаки притяжательных прилагательных, способ их образования
УМЕТЬ (хочу научиться): отличать притяжательные прилагательные от относительных и качественных, правильно употреблять их в речи.
Учащиеся работают в рабочей тетради, зарисовывают кластер.
III.Изучение темы урока. (15 мин.)
Опорный конспект по теме «Притяжательное прилагательное»
4. Этап закрепления изученного материала.
Красив лес и в любое время года. И что только там не увидишь?!
На лесной поляне мы заметили заячьи следы.
У края поляны елочка. Она вся в снегу и похожа на белого медведя, который встал на дыбы вытянул лапы. А на лапах застыли причудливые фигурки. Вот верхушка ели покачнулась – это снегирь примостился на хвойной веточке. Строгая, величественная, она, это птица, с высоты осматривает лес.
Откуда-то из ажурных ветвей полилась задумчивая, тихая музыка.
Мы с папой стояли поодаль и боялись пошевельнуться, даже про фотоаппарат забыли. Надо было запечатлеть эту красоту зимнего леса.
Словарная работа: поодаль – на некотором расстоянии.
встал на дыбы (фразеологизм – устойчивое сочетание) - о животном – встать на задние ноги, ( конь встал на дыбы); о предмете – встать вертикально (мотоцикл встал на дыбы), о человеке – резко выразить несогласие, протест. (Дочь встала на дыбы от слов родителей)
Задание к тексту:
1.Тип речи – описание.
Стиль -- художественный.
Тема - О зимнем лесе.
Основная мысль – уметь видеть красоту зимнего леса.
- Какой человек может написать такой красивый текст ? (наблюдательный, любящий природу).
-Поэтому мы должны быть какими?
Физминутка(тренировка для глаз)(2 мин.
Ребята, прикройте ладошками глаза, и попробуйте посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.
А теперь попробуйте каждый свое имя написать кончиком носика. Молодцы!
2.-Найдите прилагательные, определите их разряд:
Качественные: белый медведь, причудливые фигурки ,строгая, величественная, тихая музыка
Относительные: хвойная веточка, зимний лес
Притяжательные: заячьи следы
3. Разбор предложения: На лесной поляне мы заметили заячьи след
V.Домашнее задание. (3 мин.)
-Откройте, пожалуйста, дневники. Давайте запишем домашнее задание на следующий урок русского языка. Итак, открываем учебник на стр.22 ,упражнение 350, читаем внимательно задание, есть вопросы по домашнему упражнению?
VI. Подведение итогов урока.(5 мин.)
1.Давайте вспомним, какова же была тема нашего сегодняшнего урока?
А какие мы цели ставили перед собой?
Чему мы научились на уроке?
Молодцы, ребята!
VII.Рефлексия.(7 мин.)
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие задания вам показались интересными?
- Какие задания вызвали затруднения?
Выскажите свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.
-Вот и подошел к концу наш урок. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда. Удачи всем. Спасибо.
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок
Заключительное слово учителя.
Спасибо вам большое !Вы такие молодцы! Мы с вами правда очень хорошо поработали. Давайте похлопаем друг другу!(хлопаем).
Всем спасибо! Урок окончен!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притяжательные прилагательные обозначают : Принадлежность чего-либо лицу, животному Отцов пиджак, воронье гнездо М.Р И.П=В.П ед.ч – нулевое Окончание: волчий аппетит, папин пиджак Чей? Чья? Чьё? Чьи? С.Р = Ж.Р в ед.ч и мн.ч в И.П=В.П Имеют окончания кратких прил : Волчья, волчье Папина, папино, папины Имеют суффиксы: -ОВ, - ЕВ, -ИН, –ЫН, - ИЙ Р.П, Д.П., В.П.,Т.П – те же окончания
Работа с текстом: Красив лес и в любое время года. И что только там не увидишь?! На лесной поляне мы заметили заячьи следы. У края поляны елочка. Она вся в снегу и похожа на белого медведя, который встал на дыбы вытянул лапы. А на лапах застыли причудливые фигурки. Вот верхушка ели покачнулась – это снегирь примостился на хвойной веточке. Строгая, величественная, она, это птица, с высоты осматривает лес. Откуда-то из ажурных ветвей полилась задумчивая, тихая музыка. Мы с папой стояли поодаль и боялись пошевельнуться, даже про фотоаппарат забыли. Надо было запечатлеть эту красоту зимнего леса.
Словарная работа: Поодаль - на некотором расстоянии . В стал на дыбы - (фразеологизм – устойчивое сочетание) - о животном – встать на задние ноги, ( конь встал на дыбы); о предмете – встать вертикально (мотоцикл встал на дыбы), о человеке – резко выразить несогласие, протест. (Дочь встала на дыбы от слов родителей Ажурный -Сквозной , решетчатый, прорезной; ср. ажур. Ажурная строчка. Ажурные чулки. перен. Искусно, тонко исполненный, с тщательной обработкой всех деталей. Ажурная работа (о всякой тщательной работе, о тонком тщательном рисунке, о пчелиных сотах и т.п.).
Задания к тексту : 1.Тема – Основная мысль- 2 .Тип речи Стиль - 3 .Найдите прилагательные, определите их разряд: Качественные: Относительные: Притяжательные: 4 . Разбор предложения: На лесной поляне мы заметили заячьи следы . 5.Просклонять словосочетание : заячьи следы
Ключи: 1.Тип речи – описание. Стиль -- художественный. Тема - О зимнем лесе. Основная мысль – уметь видеть красоту зимнего леса. Качественные: белый медведь, причудливые фигурки ,строгая, величественная, тихая музыка Относительные: хвойная веточка, зимний лес Притяжательные: заячьи следы
ПАДЕЖ МножесТВЕННОЕ ЧИСЛО Именительный заячьи следы Родительный заячьих следов Дательный заячьим следам Винительный заячьи следы Творительный заячьими следами Предложный заячьих следах
Рефлексия Я узнал(а)… Мне было интересно…
Спасибо за урок !!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"
Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
презентация к уроку русского языка "Образование имен прилагательных с помощью суффиксов"
знакомство с образованием имен прилагательных с помощью суффиксов, показ иллюстраций, картин для воспитания бережного отношения к природе...
Дидактический материал к урокам русского языка. Тема: «Имя прилагательное»
Дидактический материал для повторения темы « Имя прилагательное. 6 класс». Задания разработаны с учетом национально-регионального компонента....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Презентация к уроку русского языка "Употребление имени прилагательного в речи".
Презентация к обобщающему уроку по русскому языку в 8 классе школы для глухих детей по теме "Употребление имени прилагательного в речи"....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в речи"
Данный урок разработан с применением метода проблемного обучения "мозговой штурм"...