Дидактический материал к урокам русского языка. Тема: «Имя прилагательное»
материал по русскому языку (6 класс) на тему

Дидактический   материал для повторения темы « Имя прилагательное. 6 класс».   Задания разработаны с  учетом  национально-регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_k_urokam_russkogo_yazyka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение -  Арская гимназия №5

Дидактический  материал  к урокам русского языка  

                   Тема: «Имя прилагательное»

                                                 

Работу  выполнила  преподаватель

                                                        МБОУ- Арской гимназии№5

                                       Галимзянова Ф.Н.

                                                   

                                                       2013г.

    Дидактический   материал для повторения темы « Имя прилагательное. 6 класс».   Задания разработаны с  учетом  национально-регионального компонента.

  Татарская   притча

Рассказывают, что давным-давно у одного бая была корова. Корова была так стара, что бай решил больше не кормить её. А надо сказать, бай этот был отчаянный хвастун. Вот он и придумал: «Что, если я не зарежу корову, а только прогоню со двора. Не похвалит ли меня народ за это?»

На другой день, когда в деревне выгоняли стадо, бай вывел корову и сказал при всех:

— Прощай, коровушка, двадцать лет ты кормила меня. А теперь иди себя корми.

Сказал это бай и гордый ушёл в дом. А корова стала жить в поле одна.

Но вот пришла зима. Негде стало укрыться корове от холодного ветра и снега. Пожалел её один бедняк и привёл к себе домой. Привёл и говорит своей старухе:

— Давай возьмём её к себе, а то замёрзнет скотина или с голоду помрёт…

А у старика со старухой никогда не было никакой скотины. Поэтому взялись они ухаживать за коровой старательно. В благодарность за это стала корова давать им молоко целыми вёдрами.

Прослышал об этом бай, пришёл к старику и говорит:

— Ведь это моя корова. Отдай её мне обратно…

А старик в ответ:

— Как твоя? Да вся деревня знает, что ты прогнал её. А мы от дождя её укрыли, кормили.

Долго спорили бай и бедняк. Наконец решили обратиться к казию — деревенскому судье.

Тот выслушал обоих и говорит:

— Тот из вас, кто правильнее ответит на мои вопросы, получит корову. А вопросы мои таковы: что на свете самое жирное, что самое красивое, а третий вопрос — кто из вас умней?

— Ха-ха, — сказал бай, — ответить на эти вопросы мне ничего не стоит.

А старик приуныл: откуда ему знать про всё это? Пришёл домой, рассказал обо всём старухе. И грустно добавил:

— Видно, опять мы остались с тобой без коровы…

— Дурачок ты этакий. Скажи казию: самое красивое на свете — это душа хорошего человека, самое жирное — это земля, а наша собака Сарбай умнее бая — и победишь.

На другой день пришли бай и бедняк к казию.

Первым начал бай:

— Самое жирное на свете — это моя овца: я ещё не видел ни единого существа более жирного, чем она. Самое красивое — это мой жеребец: такого жеребца во всей губернии не сыщешь. А уж умнее меня я никого не встречал. Корова моя.

Настал черёд старика.

— Самое жирное на свете — это земля: все берёт из неё свои соки. Самое красивое — это душа хорошего человека: всё прекрасно в ней. Что касается ума, то бай, конечно, умный человек, но моя собака Сарбай умнее его.

Судья был озадачен.

— Два первых ответа твоих правильны. Но скажи мне, почему твоя собака умнее бая?

— Посмотри, — отвечает старик и, обращаясь одновременно к собаке и баю, говорит: — А ну марш отсюда! Скорей!

Собака убежала, а удивлённый бай остался на месте. Тогда старик стал подзывать их к себе свистом. Собака подбежала, а бай даже не шевельнулся.

— Ну, кто из них умнее, казий, сам решай, — сказал старик.

— Твоя собака умнее, — ответил судья. — Забирай свою корову

(журнал «Идель» )

Задания  к тексту.

1.Определите тему   и идею текста.

2.Определите тип речи.

3.Выпишите из текста все имена прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

4.Определите  разряды имен прилагательных.  Все ли разряды  прилагательных  встречаются в тексте?

5Выпишите   прилагательные в форме простой сравнительной степени,        6.Выпишите  прилагательные   в форме составной  превосходной степени, определите их синтаксическую роль.

7.Поставьте ударение   в словах   стара, правильны.

8. От прилагательного  красивый образуйте форму  простой сравнительной степени .  Поставьте  ударение.  

9.Рассказать о правописании  о-е   после шипящих и ц в окончаниях  прилагательных  (орф.№18).  Привести примеры из текста.

10.Сделайте морфологический разбор имени прилагательного   в последнем предложении текста.

Легенда об основании Казани (Ренат Бикбулатов, краевед. По материалам газеты "Казанские ведомости" от 7.08.2001)

Начальная история Казани, как и начальная история большей части древних городов, окутана пеленой легенд и преданий. Согласно одной из многочисленных легенд, "в 1003 году некий хан облюбовал на Волге место и основал здесь поселение - будущую Казань. Поселение же стало торговым центром со складом товаров. Спустя большое количество времени городом завладел хан Газан. По его имени город стал называться Газан. А потом уж народ сам переименовал его в более удобную форму - Казань". Ученые могут возразить, мол, никакого мифического хана Газана не существовало!

Да и складом товаров Казань никогда не была! Другие могут настаивать на обратном: Казань с самого основания была и остается самым бойким местом внутренней торговли, ибо такова ее география.

Задания к тексту.

1. Выпишите из текста все имена прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

2.Укажите способ образования слова   многочисленных.  Сделайте  его морфемный и словообразовательный разбор.

3.В последнем абзаце найдите слова образованные неморфологическим  способом.  Запишите их. Какими членами предложения они являются.

4.Выпишите  относительные имена прилагательные.

5.Выпишите прилагательное  в форме  составной превосходной степени.

Три сундука.(Современная притча.)

Было у родителей три дочери. Мать с отцом заранее подготовились об их будущем – подготовили каждой дочке по большому кованому сундуку с приданным. А там и перины, и подушки, и постельные принадлежности, и пуховые платки, и платья. Чтобы все было чин-чинарем, чтобы не было стыдно людям в глаза смотреть.

Вот дочери подросли и одна за другой начали выходить замуж. Мать плачет – тяжело расставаться с родными кровинушками. Да и с нажитым добром – тоже жалко.

Но прошло столько-то времени. Старшая дочь разошлась с мужем и вернулась домой со своим громоздким сундуком и ребенком  впридачу. Подкинула сына бабушке, а сама укатила в город в поисках лучшей доли. Через некоторое время так же вернулась и средняя дочь, а за ней и младшая. И обе, подкинув детишек родителям, уехали в город. Дома остались только их сундуки. Так и стоят в передней. Отец каждый раз, натыкаясь на них, ругается, грозится выкинуть их к чертовой матери. А мать воспитывает ораву прожорливой детворы. И все надеется – вдруг еще понадобятся. Зря надеется...

Рафаэль Мустафин ,  журнал «Идель»

Задания  к тексту.

1.Определите тему   и идею текста.

2.Определите тип речи.

3.  Вспомните способы связи предложений, приведите примеры цепной

и параллельной связи в тексте.

 4 Каких частей речи больше в тексте?

5. Почему в тексте мало прилагательных?

(Прилагательные обозначают признаки предметов, а для автора важно

показать поступки, действия. Действия – это глаголы)

6.Выпишите из текста все имена прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

7.Сформулируйте правило  о написании суффиксов –к-  и –ск- Приведите пример из текста.

Геральдика Казани.

Герб города Казани очень красив и мелодичен.

В серебряном поле на зеленой земле –черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Земля символизирует хранительницу жизни и богатств, зеленый цвет-зелень весны, возрождение; золото- богатство; серебряный –благородство, чистоту, червлёный- храбрость, мужество, неустрашимость, зрелость;  черный- благоразумие,  мудрость, честность.

Флаг города Казани представляет собой прямоугольное бело-зеленое полотнище. В центре флага- герб Казани.

 (по книге «Всё   о Татарстане»)

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен?  Определите его стиль. Аргументируйте  свой ответ.

2.Слова какой части речи преобладают в тексте? Почему?

 3.Определите лексическое значение слова  червленый.  Подберите к нему синонимы. При необходимости используйте словарь.

4.Найдите в тексте однокоренные слова. Запишите.

5.Найдите    краткое  прилагательное мужского рода , образованное  при помощи суффикса   - ен-

6.Произведите синтаксический разбор первого предложения.

7.Объясните правописание  суффиксов в слове серебряный. 8.Сформулируйте правило  о написании сложных имен прилагательных.  Выпишите из текста сложные прилагательные.

9.Выпишите из текста 2-3  словосочетания « прилагательное + существительное», произведите  их разбор.

10.Найдите эпитеты, определите их роль  в тексте.

                 

Любить- это счастье .

Воцаряется тишина. Знойный беспокойный день кончается, и наступает нежный, задумчивый вечер, какие бывают в конце мая. Я стою у окна, выходящего в сад, и, глядя на багровое солнце, падающее за озером, предаюсь грусти. Мысли мои печальны, на душе тревожно.
Как странно все. Молодым я очень любил петь о том, что молодость проходит так же, как изнашивается одежда. Песня эта всюду сопровождала меня, назойливо звучала в ушах, не сходила с уст. Но истинный смысл ее дошел до меня только теперь: Да, молодость прошла, наступила старость, увядание... Теперь все позади, миновала пора надежд и юношеского задора. Все, что можно было получить от жизни,- получено, ждать больше нечего. Теперь уже не- ищешь новых впечатлений, а возвращаешь людям накопленное годами, старишься и дряхлеешь.

Перевод С. Шамси: Ибрагимов Г. Красные цветы. Роман, повесть, рассказы.- Казань: Татар. Кн. Изд-во

Задания  к тексту.

1. Прочитайте текст  .Определите        стиль  текста.

2 .Выпишите из текста все имена прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.

3.Выпишите прилагательные, которые позволяют определить душевное состояние героя.

4. Найдите эпитеты, определите их роль  в тексте.

5.Раберите по составу слово  истинный. Объясните написание суффикса.

6.Определите  разряды имен прилагательных.

7. Произведите синтаксический разбор четвертого предложения.

«На деревню, к дедушке"

Сентиментальное путешествие по "дедушкиным местам", предпринятое этой зимой, ошеломило меня не меньше, чем поездки по всем зарубежным странам, вместе взятым. Там, в маленьком татарском селе в мордовской глубинке, до сих пор помнят, где стоял дом семьи Абсалямовых и собираются отстроить его заново, знают всех родных писателя до седьмого колена и угощают гостей катламой, лучшим в мире лакомством. Там звучит певучая  мишарская речь, не смолкавшая в литературном кружке Мусы  Джалиля в Доме Асадуллаева  ("Такташ был наш земляк, и в его стихах было так много мишарских слов. Нам всем хотелось быть похожим на него и писать как он", - отмечал позже дедушка в своих мемуарах), та самая, которую я слышала в детстве в бабушкиных колыбельных и которая, несомненно, прекрасней всех песен на свете.

Статья   Альбины  Абсалямовой в журнале "Казань" 

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, определите стиль.        

2.Как вы понимаете  смысл  названия текста.

3.Объясните написание суффиксов  в словах  татарском, мордовском,  мишарских.

4. Объясните написание суффикса  в слове дедушкиным,бабушкиных.

5.Выпишите прилагательное в форме составной превосходной степени.

6. Выпишите прилагательное в форме простой превосходной степени.

7.Определите способ образования слова родных.(предл.2)

8.Объясните  смыл слов сентиментальное, певучая . Подберите к ним синонимы. При необходимости используйте словарь.

9.Выпишите из текста 2-3  словосочетания « прилагательное + существительное», произведите  их разбор.

Встречи с земляками

В марте 1897 года  Ф.Шаляпи  приехал на гастроли в Казань уже известным солистом Московской частной оперы. Он дал два концерта на сцене городского театра, которые прошли с небывалым успехом.

Театральная площадь. Старинное фото из коллекции Абдуллы Дубина

Большим художественным событием Казани стали гастроли Шаляпина, выступившего во время бородаевских сезонов на казанской сцене в мае 1899 года. Шаляпин спел четыре коронных партии своего репертуара: Мельника в «Русалке», Сусанина в «Жизни за царя», Галицкого в «Князе Игоре», Мефистофеля в «Фаусте». Очевидно Ф.И.Шаляпин был приглашен в Казань П.А.Агнивцевым – тенором, знакомым ему еще по Тифлису (они оба учились у Д.А.Усатова). Театр в майские дни 1899 г. вместе со всей Россией отмечал 100-летие со дня рождения.

книга Сергея Гольцмана   «По Шаляпинским местам».

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, определите стиль.        

2.Как вы понимаете  смысл  названия текста.

3. Сформулируйте правило  о написании суффиксов –к-  и –ск- Приведите пример из текста.

 4. Объясните написание суффикса  в слове художественным.

5.Выпишите из текста прилагательные коронные,  старинные . Разберите по составу.

6. Из первого предложения выпишите прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.  Выполните разбор словосочетаний.

7.  Объясните лексическое  значение слова  коронных. Подберите к нему синонимы. При необходимости используйте словарь.

8.Объясните написание  слова небывалым.

Легенды об основании Казани.

Самая поэтическая легенда о Сююмбике – это романтическая любовь Ивана Грозного к татарской царице . Русский царь увидел ее портрет и пленился красотой татарской ханши, захотел взять ее в жены и сделать царицей в Москве. Но гордая Сююмбике ответила отказом. Это, по легенде, и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.

«Казанские истории». №13-14, 2012 год

Задания к тексту.

  1.  Прочитайте. Определите тип речи.
  2. Выпишите прилагательные вместе с теми словами, к которым они относятся.   Определите род , число, падеж имен прилагательных.
  3. Выпишите качественные прилагательные. Образуйте краткую форму прилагательных.
  4. Сформулируйте правило  о написании суффиксов –к-  и –ск- Приведите пример из текста.
  5. Выпишите однокоренные слова  из 2 и 4 предложений.. Какими частями речи они являются.
  6. Объясните значение слова неприступная, великая . Составьте предложение.
  7. Образуйте  краткую форму  женского рода  от прилагательных высокую, стройную. Поставьте ударение.

1.Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется  светлей,

Там  радостней весна  златая,

Прохладней легкий ветерок.

2. Что на свете есть милее края,

Где ты рос и начинал свой путь?

Ничего не надо мне другого,

 Только б запах сена лугового,

Скошенного мной самим , вдохнуть.   (С.Хаким) .

(перевод Р. Морана)

Задания к тексту.

1.Прочитайте отрывки из стихотворений   русского поэта Н.Языкова и татарского поэта С.Хакима. Что в них общего?

2.Сделайте морфологический разбор слов  милей, светлей, радостней, прохладней. Какими членами предложения они являются?

3.Определите   степени сравнения указанных прилагательных.

4.Образуйте краткую форму  мужского рода от прилагательного бесценного.  Обозначьте суффикс.

5.Объясните значение слово  златая.  Вспомните ,в  каких ещё стихотворениях  употребляется  это слово.

6. Найдите эпитеты, определите их роль  в тексте.

7.Какую функцию выполняют вопросительные предложения? Требуют ли они  обязательного  ответа?

Песня соловья.

Начался вечерний концерт. Перекрывая всё и вся, рассыпной дробью грянул державный  властелин майской вечерней зари-  соловей. Сперва раздалась, трель. Робкая,  как будто  маленький певец   пробует голос.  –Потом громкий щебет, серебристая звонкая трель, буйный свист и ,наконец, нежная россыпь хрустальных капель, будто  пташка полощет себе горло вечерней росой. Столько в песне соловья чудесной музыки!

(М.Магдиев. перевод Е.Леваковской.)

Задания к тексту.

1.Прочитайте и озаглавьте   текст. К какому типу речи он относится? Какие языковые средства использует автор?

2. Найдите в тексте   контекстуальные синонимы к слову соловей.

3.Образуйте   притяжательные прилагательные от  данных существительных и составьте словосочетания. Соловей, журавль, синица, голубь.

4.Найдите качественные  и относительные прилагательные .

5.Образуйте   краткую форму   мужского рода ед.числа от прилагательного чудесной, нежная .

6. Объясните лексическое  значение слова  державный.  Подберите к нему синонимы. При необходимости используйте словарь.

7. Найдите эпитеты, определите их роль  в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского языка Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

тренировочные упражнения по закреплению правописаний окончаний имен прилагательных....

Конспект урока русского языка Тема: «Притяжательные прилагательные» (6 класс)

Рассматривается сценарий современного урока русского языка в 6 классе.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Структура и содержание данного урока соответствуют требованиям Федерально...

Конспект урока русского языка «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные».

Урок на тему " Разряды прилагательных . Качественные прилагательные " проведен в 6 классе...

Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».

Открытый урок русского языка. Тема: Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное». (На материале повести сказки Э.Н. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...