Интеллектуальная игра по русскому языку «ВСЕВЕДЫ»
план-конспект по русскому языку

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsevedy.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

 по русскому языку

«ВСЕВЕДЫ»

среди учащихся 6-8х классов.

Подготовка:

Ребята заранее делятся на две группы. Учитель составляет жюри

(из других учителей или старшеклассников).

На стене плакат с цитатой: «Нам дан во владение самый богатый,

меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

(К. Г. Паустовский).

Учитель оформляет книжную выставку

«Занимательные книги о русском языке».

Для проведения конкурсов нужно приготовить:

  • карточки со стихами о русском языке;
  • карточки со словами, в которых пропущены буквы,

       и плакат с правильным написанием этих слов;

  • карточки с заданиями по лексикологии;
  • карточки с фразеологизмами и два фразеологических словаря;
  • плакат для игры, «Поле чудес»;
  • бумажный цветок с тремя парами лепестков зеленого, желтого и красного цветов — соответственно с рифмами из известных

      стихотворений, портретами русских классиков и цитатами из

      произведений русской литературы

  • карточки с вопросами.

Ход игры.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме интеллектуальной игры, состоящей из четырех туров. В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ будут присуждаться баллы. Теперь я представлю команды.

(Учитель называет команды, участники встают, болельщики приветствуют их аплодисментами.)

Наше авторитетное жюри...

(Представляет членов жюри.)

Итак, начинаем игру.

ТУР1

(Учитель выдает капитанам команды карточки со стихами о русском языке. Команды выбирают своего чтеца, тот должен выразительно пропитать стихотворение о русском языке. Максимальная оценка 2 балла.)

Задание

Стихи

Для команды 1

• Я люблю свой родной язык!

 Он понятен для всех,

 Он певуч,

 Он, как русский народ, многолик,

 Как держава наша, могуч.

 Он — язык Луны и планет,

 Наших спутников и ракет.

 На совете за круглым столом

 Разговаривайте на нем:

 Недвусмысленный и прямой,

 Он подобен правде самой.

                         А. Яшин

Для команды 2

• Много слов на земле.

 Есть дневные слова, —

 В них весеннего неба сквозит

                          синева.

 Есть слова — словно раны,

            слова — словно суд,

 С ними в плен не сдаются

                  и в плен не берут.

Словом можно убить, словом

                      можно спасти,

Словом можно полки за собой

                            повести.

Словом можно продать,

                и предать, и купить,

Слово можно в разящий свиней перелить.

Но слова всем словам в языке

                           у нас есть:

Слава, Родина, Верность,

                    Свобода и Честь,

Пусть разменной монетой

                       не служат они, —

Золотым эталоном их в сердце

                                  храни!

И не делай их слугами в мелком

                                 быту—

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря,

                   иль горе — как ночь,

Только эти слова тебе могут

                                помочь!

                               В. Шефнер

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Я с удовольствием послушал стихи в вашем исполнении. А пока жюри думает, какой команде отдать предпочтение при выставлении баллов, я предлагаю вам послушать еще одно стихотворение.

Слова бывают разные —

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово — утешения

И слово удушения.

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие — душу вытравить.

Есть речь огнем горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова — высокой доблести,

И самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено

Засеять душу зернами.

Так сей же не иначе,

Как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми,

А добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности

Давала нива вечности.

                         В. Полторацкий

(Жюри оценивает конкурс чтецов.)

Мы прочитали замечательные стихи. Очень точно выражена в них мысль о богатстве, меткости русского языка. А вот что сказал о русском языке замечательный прозаик XX иска Константин Паустовский (читает цитату): «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». (Ребятам.) Сейчас мы проверим, как вы владеете богатством русского языка, насколько вы грамотны. Итак, переходим ко второму туру.

ТУР II

(Учитель раздает карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы в течение 1 минуты. За листочек, заполненный без ошибок, команда получает 1 балл. Через 1 минуту команды собирают листочки и отдают их жюри. Когда листочки сданы, Учитель вешает плакат с правильным написанием слов.)

Задание

Словарные_слова

•   А_тоби_графия (автобиография),

•   без_ници-тивный (безынициативный);

•   кв_л__фицирова(н/нн)ый (квалифицированный) ;

•   производительность (производительность);

•   пр_фе(с/сс)и_нализм (профессионализм).

Пока жюри проверяет, как вы справились с заданием, я познакомлю вас с замечательными книгами о русском языке. Они есть в нашей библиотеке.

(Рассказывает о книгах с книжной выставки. Затем жюри объявляет итоги второго тура.)

ТУР III

УЧИТЕЛЬ: Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения. Сейчас я буду задавать вам вопросы из области лексикологии. Ваша задача: не только дать правильный ответ, по и проиллюстрировать его примерами.

(Вопросы адресуются командам по очереди.)

Вопросы

1.  Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы; пример: кисть руки, кисть винограда, кисть для краски.)

2.   Как называются слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи? (Синонимы; пример: метель, пурга, буран, вьюга — все эти явления можно объединить определением:  «падение снега в ветреную погоду».)

3. Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? (Антонимы; пример: жара — холод, быстро — медленно.)

4.  Какие слона называют диалектными? (Слова, употребляемые только жителями той или иной местности; например: кочет — диалектное название петуха.)

5.  Какие слова называют профессионализмами? (Слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией,

специальностью; пример: в кулинарии говорят «бланшировать» (ошпаривать кипятком), «пассеровать» (обжаривать овощи в небольшом количестве жира).)

6. Какие слова называются заимствованными? (Слова, пришедшие из других языков; пример: балет, джем.)

1. Как называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления? (Устаревшие; пример: городовой, дворецкий.)

8. Какие слова называются неологизмами? (Новые слова, возникающие в языке; пример: приватизация, ваучер, брокер.)

А теперь предлагаю вам несколько заданий по лексикологии.

(Задания выполняются письменно. На каждое задание дается по / минуте. По истечении минуты команды сдают карточки далее с незавершенным заданием.)

Задание I

Приведите примеры неологизмов, которые появились в 1920— 1930-е годы для обозначения новых явлений в жизни нашей страны. (Субботник, ударник, пятилетка, актив, госплан, универмаг, НЭП, индустриализация, коллективизация.)

Задание 2

Подобрать синонимы к словам.

• Лес (бор);

Горе (беда);

Зной (жара);

Стужа (холод);

Базар (рынок);

Потемки (сумерки).

Задание 3

Восстановите пропущенную рифму.

• Я — антоним к слову «зной»,

 Я в реке в тени густой

 И в бутылке лимонада,

 А зовут меня... (Прохлада.)

• Я — антоним слова «лето».

 В шубу снежную одета,

 Хоть люблю мороз сама,

 Потому что я.,. (Зима.)

• Я — антоним к слову «смех»,

 Не от радости, утех, —

 Я бываю поневоле

 От несчастья и от боли,

 От обиды, неудач.

 Догадались? Это... (Плач.)

• Я — антоним шума, стука,

 Без меня вам ночью мука.

 Я для отдыха, для сна.

 Называюсь... (Тишина.)

(Жюри подводит итоги третьего тура.)

ТУР IV

УЧИТЕЛЬ: Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, называется фразеология. Что же это за устойчивые сочетания? Например: «Бить баклуши», «яблоку негде упасть». Эти сочетания прочно вошли в нашу речь. А что они обозначают, вы подробно расскажете, воспользовавшись фразеологическим словарем русского языка.

(Учитель выдает командам по фразеологическому словарю и карточки с фразеологизмами. Ребята за 3 минуты должны найти в словаре толкование данных им фразеологизмов и подготовить устный ответ об их значении и происхождении. Жюри выслушивает сообщения команд и начисляет баллы; от одного до четырех — в зависимости от полноты к качества сообщения.)

Задание

Фразеологизмы

Для команды 1

• Кот в мешке.

• Сесть в галошу.

Для команды 2

• Собака на сене.

• Убить сразу двух зайцев.

ТУР V

УЧИТЕЛЬ: Сейчас нас ждет игра «Поле чудес», (Вешает плакат со словом, буквы которого закрыты пустыми квадратами.) Отгадайте скрытую за пустыми квадратами фамилию автора первого однотомного толкового словаря русского языка, вышедшего в нашей стране после Октябрьской революции.

(Капитаны команд по очереди называют буквы, пока не будет отгадано слово. Команде, которая полностью отгадает слово, начисляется 1 балл.)

Задание

(6 букв)

Ответ: Ожегов.

УЧИТЕЛЬ: Впервые в русской лексикографии был создан словарь особого типа — нормативное общедоступное пособие, призванное содействовать повышению культуры речи самых широких читательских кругов и быть руководством к правильному употреблению слов, образованию форм, произношению и написанию. Работа над словарем, вышедшем в свет в 1949 году, началась накануне Великой Отечественной войны. С тех пор словарь многократно переиздавался. Автор — С. И. Ожегов до конца жизни работал над словарем, совершенствуя его структуру и состав. В переработанном и дополненном виде словарь выходил при его жизни два раза. После смерти С. И. Ожегова в 1964 году издательство сочло необходимым продолжить работу по усовершенствованию словаря.

ТУР VI

УЧИТЕЛЬ: А теперь мы обратимся к художественному слову.

(Задания записаны на бумажных «лепестках», сложенных в цветок. Капитаны вытягивают по лепестку одного цвета. Сначала зеленые лепестки; на них написано по 4 слова — это окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами. Нужно в течение 1 минуты вспомнить, из какого стихотворения эти рифмы и кто его автор. Затем команды по очереди с выражением читают стихотворные фрагменты, которые им достались. За правильный ответ команда получает 2 балла, за выразительное чтение жюри может присудить команде 1 или 2 дополнительных балла.)

Задание

Для команды 1

Кроет, крутя, завоет, дитя.

Ответ

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

А. Пушкин. Зимний вечер

Для команды 2

Пору, мороз, в гору, воз.

Ответ

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел.

Был сильный мороз.

Гляжу — поднимается медленно

в гору Лошадка, везущая хворосту воз.

Н. Некрасов. Мужичок с ноготок

(Капитаны вытягивают желтые лепестки, к которым прикреплены конверты с портретами русских писателей. Нужно назвать, чьи это портреты, и перечислить произведения этих писателей.)

Задание - Портреты

Для команды 1

•  А. С. Пушкин, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой.

Для команды 2

• М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Н. В. Гоголь.

(Капитаны вытаскивают красные лепестки —- на них напечатаны отрывки из произведений русских классиков. Нужно назвать: автора, произведение, из которого взят данный отрывок, и героя, о котором в данном отрывке идет речь.)

Задание

Для команды 1

«Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван;

но ничего , не конфузится.

    «Что же такое? – думает. – Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так  я тому не причинен и скажу, от чего так дело было.»

(Описание Левши, героя сказа Н.С.Лескова «Левша».)

Для команды 2

    «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом к верху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула. – Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.»

(Слова Оксаны, героини повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».) 

 

(Жюри объявляет результаты шестого тура.)

ТУР VII

(Командам выдаются карточки с вопросами. В течение I минуты нужно дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.)

Вопросы

Для команды 1

1.   Главная   значимая   часть слова. (Корень.)

2. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова. (Суффикс.)

3.   Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. (Окончание.)

4.    Чем   кончаются   день   и ночь? (Буквой «мягкий знак».)

5.  Сколько букв в русском алфавите? (33.)

6.  Какими частями речи являются    слова:    «два»,    «двойка», «двойной», «удвоить», «дважды»? («Два» — числительное, «двойка» существительное, «двойной» — прилагательное, «удвоить» глагол, «дважды» — наречие.)

7.   Создатель литературного произведения. (Автор.)

8.   Автор романа «Война и мир». (Л. Н. Толстой.)

9.  Автор романа «Преступление и наказание». (Ф. М. Достоевский.)

10.  Выдающимся и самобытным явлением культуры Серебряного века и истории русской литературы стало творчество поэтессы Марины... (Цветаевой.)

11. Назовите имя первого русского первопечатника. (Иван Федоров.)

12.   Ученье — свет... (А неученье — тьма.)

13.  Без труда... (Не выловишь и рыбку из пруда.)

14.   Скучен день до вечера... (Коли делать нечего.)

15.  Семь раз отмерь ... (Один раз отрежь.)

16.  Любишь кататься... (Люби и саночки возить.)

17.  Не красна изба углами... (А красна пирогами.)

18.  Друга ищи, а найдешь... (Береги.)

19.  В гостях хорошо... (А дома лучше.)

20.  Тише едешь... (Дальше будешь.)

21.  Не рой другому яму... (Сам в нее попадешь.)

22.  Не суйся в воду... (Не зная броду.)

23.   Скоро сказка сказывается... (Да не скоро дело делается.)

24.   При солнышке тепло... (При матери добро.)

25. Один за всех... (Все за одного.)

26.  Глаза боятся... (А руки делают.)

Для команды 2

1. Часть слова без окончания. (Основа.)

1. Слова, имеющие одинаковый корень. (Однокоренные.)

3. Значимая часть слова, стоящая перед корнем. (Приставка.)

4. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О»,)

5. Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования. (Словообразование,)

6.  Какими частями речи являются слова: «три», «трижды», «утроить»,   «тройной»,   «тройка». («Три» — числительное, «трижды» наречие, «утроить» глагол, «тройной» — прилагательное, «тройка» — существительное.)

7.. Действующее лицо в художественном произведении. (Герой.)

8.   Писатель Антон   Павлович... (Чеков.)

9.   Автор   пьесы   «На  дне». (М. Горький)

10.  Величайшая поэтесса Серебряного века Анна Андреевна... (Ахматова.)

11.  Назовите первого великого русского ученого, основателя Московского университета. (М. В. Ломоносов.)

12.   Не имей сто рублей... (А имей сто друзей.)

13.  Что посеешь... (То и пожнешь.)

14.  Взялся за гуж... (Не говори, что не дюж.)

15.  Поспешишь... (Людей насмешишь.)

16.   За двумя зайцами погонишься... (Ни одного не поймаешь.)

17.  Что с возу упало... (То пропало.)

18.  Век живи... (Век учись.)

19.  Не сиди сложа руки... (Не будет скуки.)

20. Куй железо... (Пока горячо.)

21.  Первый блин... (Комом.)

22.  Готовь сани летом... (А телегу зимой.)

23. Делу время... (Потехе час.)

24.  Шила в мешке... (Не утаишь.)

25. Дело мастера... (Боится.)

26.  Не спеши языком... (Торопись делом.)

(Жюри подводит итоги седьмого тура и общие итоги игры, объявляет результаты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие  образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...

Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».

В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....