Урок в 5 классе "Занимательно о русском языке"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разнообразные игровые формы работы на уроке позволяют закрепить материал, изученный в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – соревнование
в 5 классе
« Занимательно о русском языке »
Учитель русского языка
и литературы
Кошенкова Г.В.
Урок – соревнование.
Занимательно о русском языке.
Сегодня у нас необычный урок. Урок – соревнование. Соревнуются две команды:
« Бесстрашные » и « Непобедимые ». Мы отправляемся в путешествие по морю знаний. Это самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Игру оценивают жюри. ( представить )
1) Начинается путешествие со стих. О. Высотской « Веселая грамматика ». Высшая оценка за задание = 5 баллов.
2) Придать большую убедительность вашим рассуждениям, ответам поможет стих. Федора Васильева « Слово ».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.
Давайте начнём
И вам станет известно,
Что русский язык,
Изучать интересно!
Посоветую я Вам,
Как к волшебным берегам
В море знаний плыть да плыть,
Чтоб секреты все открыть.
Я даю советы Вам
Всех советов – ровно семь!
1) Берите в руки тетради и ручки.
2) Обдумывая задания сосредоточьтесь.
3) Путешествуя, смело бросайте якорь у новых берегов, уверенно отвечайте на мои вопросы.
4) Дружите с книгами, которые помогут разобраться во всём.
5) Не забывайте о друзьях, советуйтесь с ними, ищите верные ответы.
6) Если Вы сбились с пути, не огорчайтесь, даже с опытными моряками это случается.
7) Удачи Вам и доброго пути!
3) Второй конкурс « Составь слово ».
Составьте слово, переставив данные буквы.
кута (утка) бклу (клуб)
одм (дом) кокаш (кошка)
ворд (двор) елонь (олень)
ватра (трава) отр (рот)
4) Конкурс « Определи часть речи » (задавать команде поочередно по слову)
1. два –
2. двойка –
3. двое –
4. двойной –
5. удвоить –
6. вдвоём –
7. двоякий –
8. дважды –
5) Быстро ответьте: какого зверя называют так:
косой – колючий –
сохатый – рогатый –
серый – косолапый –
6) А сейчас занимательные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Имя этой девочки пишется и произносится одинаково слева направо, так и справа на налево. Отгадайте его. (Анна, Алла, Ада);
2) Если от имени мальчика отнять букву, Вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля-Оля, Вася-Ася);
3)назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия);
4) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
(Имя);
5) Какое женское имя не заканчивается ни на гласный а, ни на я? (Любовь)
7) А сейчас смехопауза. Занимательные диалоги:
1) – Как не стыдно, ты все задачи списал у товарища!
- Неправда, я только две списал, а остальные не успел.
2) Учительница спрашивает у первоклассника:
- Какое животное ты нарисовал?
- Жирафа.
- А где же голова?
- Не хватило места.
3) – Катя, ты ответила отлично. Неси свой дневник! – сказала учительница.
- Ах, я забыла дневник… шепчет Катя, роясь в школьной сумке.
- Я могу дать тебе взаймы свой дневник! – предлагает сосед по парте.
4) – Почему медведь сосёт зимой лапу? – спросил Сережа у старшего брата.
- Потому что за лето в ней накопился мёд.
5) На уроке математики Петю спросили:
- если прибавить к 11 лошадям ещё 6, сколько будет?
Петя воскликнул:
- Табун!
8) Творческая страничка « Я начну, а ты продолжи ». (проба поэтического пера)
Вот один из примеров.
Учитель: Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
Таня: А в корзине той грибы, ягоды и фрукты,
Внучке бабушка несёт все эти продукты.
Оля: А за ней котята шли
Помидоры ей несли.
Учитель: Как-то раз в конце субботы
В наши сельские края…
Учитель: Однажды я из школы
С портфелем возвращался…
Учитель: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз…
Учитель: Жил на свете муравей
Без ресниц и без бровей…
Учитель: Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал…
Учитель: Мухи фруктов захотели
Утром к югу полетели…
Учитель: Вот уже четыре дня
Жар и кашель у меня…
Учитель: Петухи распетушились.
Но подраться не решились…
Учитель: Залетела к нам оса
И гудела два часа…
Учитель: На скамейке у ворот
Лена горько слёзы льёт…
Учитель: Шла коза по мостику
И виляла хвостиком…
Учитель: Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот…
9) Игра: « Найди пару ». На листочках по половинке пословиц, надо составить целую пословицу.
Первая половина пословиц: Вторая половина пословиц:
Не спиши языком - торопись делом.
Сам пропадай, а товарища выручай.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
Хочешь много знать - надо мало спать.
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
По одёжке встречают, а по уму провожают.
Грамоте учиться - всегда пригодиться.
Не сиди сложа руки - так и не будет скуки.
Птица красна пением, а человек умением.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Лодырь да бездельник - им и праздник понедельник.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
10) Шарады. А теперь я Вам загадаю шарады. Шарады – это загадки, в которых задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.
1) С буквой ка бери меня на покос,
А без буквы ка ужало в нос. (коса-оса)
2) Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали Вы.
3) Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (мина)
4) Мой первый слог – могучий бык,
К труду он тяжкому привык.
Второй мой слог – простой предлог.
А я качусь на берег моря
В короне пенной, с ветром споря. (волна)
11) Эти строки из школьных сочинений вызывают улыбку, потому что в этих предложениях нарушены правила сочетания слов, исправьте их.
1) Вдали показалась стая уток и зайцев.
(Неверно: стая зайцев. Надо: Вдали показались зайцы и стая уток.)
2) У щенка Байкала на макушке весело торчали уши и пушистый хвостик.
(на макушке не на месте: получается, что хвостик на макушке. Лучше: У щенка Байкала пушистый хвостик и весело торчали уши на макушке.)
3) В пустыне многие животные бросаются в спячку. (бросаться в спячку нельзя. Есть фразеологический оборот: залечь в спячку.)
4) Он стоял и лязгал глазами. (слово лязгал не сочетается со словом глаза. Лучше: сверкал глазами. Лязгать можно зубами, цепью.)
12) Отгадывание ребусов.
13) Смехопауза.
1) – Каждое утро звонок будильника на меня действует, как выстрел.
- И ты тотчас же вскакиваешь?
- Нет, лежу как убитый.
2) Сын говорит матери:
- Знаешь, мамочка, учительница просила меня разборчиво писать буквы. И я не знаю, что мне теперь делать.
- То есть как не знаешь? Надо писать разборчивее!
- Если я буду писать разборчивее, она сможет увидеть мои орфографические ошибки.
3) – Скажите, вы никому ещё не читали свою поэму?
- Никому.
- А почему у Вас тогда подбит глаз?
4) Учитель:
- Юра, скажи, пожалуйста, какое-нибудь слово, в котором несколько раз повторяется гласный звук «о».
Юра:
- Г-о-о-о-о-о-л!
5) Сколько раз тебе повторять, чтобы ты не играл с невоспитанными мальчиками. Почему ты не играешь с вежливыми детьми?
- Им не разрешают играть со мной.
14) В заключение шуточная игра « Наоборот ».
И нам с тобой Скажу я слово Скажу я слово потерял,
Пришёл черёд далеко, И скажешь ты
Сыграть в игру А ты ответишь …
«Наоборот». … Скажу тебе я слово
Скажу я слово Скажу я слово Трус,
Высоко, Потолок. Ответишь ты
А ты ответишь А ты ответишь …
… … Теперь начало я скажу
Ну отвечай …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по математике и русскому языку по теме "Путешествие в страну Числяндию, или как Математика с Русским языком подружились" 6 класс
Урок-путешествие...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-639245-1433765980.jpg)
презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»
СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА •Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.•Р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655032-1440011998.jpg)
Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку
Интегрированный урок "Язык и логика" способствует формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...
Конспект интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Иностранный язык (английский)»
Данный урок проводился в 11 классе. Урок был интегрированным между предметами: Русский язык и английский язык. В результате проведения интегрированных уроков стимулируется познавательная деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/08/picture-683331-1444334541.jpg)
Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)
Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....
"Открытый" урок русского языка в 7 классе. «Лингводилижанс. Урок-диспут на тему: "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?". Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2015 – 2016 уч.г.
В форме дискуссии на уроке обсуждалсь изменения, происходящие в языке....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:
План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...