Фонетика
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фонетика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль. Они оформляют слово фонетически, создавая его внешнюю звуковую оболочку. Слова различаются набором звуков и последовательностью их расположения. Например, вал [ вал ] , зал [ зал ] , лаз [ лас ] , короб [к о р а п], порог [п а р о к].
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ИЗУЧАЕТ КАЖДЫЙ ЗВУК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКУСТИКИ И АРТИКУЛЯЦИИ — СПОСОБА ОБРАЗОВАНИЯ ЗВУКА С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ РЕЧИ ЧЕЛОВЕКА. ЗВУКИ ОБРАЗУЮТСЯ В РЕЧЕВОМ АППАРАТЕ ПРИ ВЫДЫХАНИИ ВОЗДУХА. К РЕЧЕВОМУ АППАРАТУ ОТНЕСЕМ ГОРТАНЬ С ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ, РОТОВУЮ И НОСОВУЮ ПОЛОСТИ, ЯЗЫК, ГУБЫ, НЁБО.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В РЕЧЕВОМ АППАРАТЕ ВЫДЫХАЕМЫЙ ВОЗДУХ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ГОРТАНЬ МЕЖДУ НАПРЯЖЕННЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СВЯЗКАМИ И ЧЕРЕЗ РОТОВУЮ ПОЛОСТЬ, КОТОРАЯ МОЖЕТ МЕНЯТЬ СВОЮ ФОРМУ. ТАК ОБРАЗУЮТСЯ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы]. ОНИ СОСТОЯТ ТОЛЬКО ИЗ ГОЛОСА.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ВЫДЫХАЕМЫЙ ВОЗДУХ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬ ПРЕГРАДУ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ В ВИДЕ СМЫЧКИ ИЛИ СБЛИЖЕНИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ И ВЫЙТИ ЧЕРЕЗ РОТ ИЛИ ЧЕРЕЗ НОС. ТАК ОБРАЗУЮТСЯ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОНИ СОСТОЯТ ИЗ ШУМА, А НЕКОТОРЫЕ — ИЗ ГОЛОСА И ШУМА. СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ 36. У НИХ НЕСКОЛЬКО КЛАССИФИКАЦИЙ: ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ, ПО УЧАСТИЮ ГОЛОСА И ШУМА.
ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ Твердые звуки Мягкие звуки Парные звуки [ ж ] , [ ш ] , [ ц ] [ й ], [ ч ],[ ш , ] [ б ] – [ б , ], [ в ] – [ в , ], [ г ] – [ г , ], [ д ] – [ д , ], [ з ] – [ з , ], [ к ] – [ к , ], [ л ] – [ л , ], [ м ] – [ м , ], [ н ] – [ н , ], [ п ] – [ п , ], [ р ] – [ р , ], [ с ] – [ с , ], [ т ] – [ т , ], [ ф ] – [ ф , ], [ х ] – [ х , ]
ПО УЧАСТИЮ ГОЛОСА И ШУМА Сонорные (голос и небольшой шум) ШУМНЫЕ ЗВОНКИЕ (шум в сопровождении голоса) ГЛУХИЕ (только при помощи шума) [ й ], [ л ] , [ л , ], [ м ] , [ м , ], [ н ] , [ н , ], [ р ] , [ р , ] [ б ] , [ б , ], [ в ] , [ в , ], [ г ] , [ г , ], [ д ] , [ д , ], [ з ] , [ з , ], [ ж ] [ к ] , [ к , ], [ п ] , [ п , ], [ с ] , [ с , ], [ т ] , [ т , ], [ ф ] , [ ф , ], [ х ] , [ х , ] [ ш ] , [ ц ] , [ ч ],[ ш , ]
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ЗВУКА В РЕЧИ ВСЕ ЗВУКИ НАХОДЯТСЯ ЛИБО В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ, ЛИБО В СЛАБОЙ. В СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ЗВУК СЛЫШИТСЯ ОТЧЕТЛИВО. ДЛЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ — ЭТО НАХОЖДЕНИЕ ЗВУКА ПОД УДАРЕНИЕМ, А СЛАБАЯ — БЕЗ УДАРЕНИЯ, НАПРИМЕР: ГО́РКА — ГОРА́ [Г А Р А], ВЕДРО́ [В’ И Д Р О]. СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ИМЕЕТ СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ, ЕСЛИ РЯДОМ С НИМ НАХОДЯТСЯ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: БОРОДА, ВОРОТА, УРАГАН, РУКА, СТОЛИК, ЧУЛАН, ТРОПЫ. СЛАБОЙ ПОЗИЦИЕЙ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ЯВЛЯЕТСЯ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ 1. В КОНЦЕ СЛОВА ГАРДЕРОБ [П], КРОВ [Ф], ПИРОГ [К], БРОД [Т] СТОРОЖ [Ш], КНЯЗЬ [С’] 2. ПЕРЕД ГЛУХИМИ СОГЛАСНЫМИ КО́ВШИК [К О Ф Ш Ы К], ВСТА́ВКА [Ф С Т А Ф К А], ОБХО́ДЧИК [А П Х О Т Ч’ И К]
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РУССКОГО ЯЗЫКА Фонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг на друга.
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ 1.ОГЛУШЕНИЕ ЗВОНКИХ ПАРНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА: СТОГ (СТОК), КРОВЬ (КРОФ ’ ). 2.Оглушение звонких парных перед глухими: лодка (тк), в тень (фт ’ эн ’ ).
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ 3. Озвончение глухих парных перед звонкими ( кроме сонорных и (В) (В ’ ): молотьба (д ’ б), к дубу (гдубу)
ТАКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ ЗВУКОВ НАЗЫВАЮТ АССИМИЛЯЦИЕЙ . ВОЗМОЖНА АССИМИЛЯЦИЯ НЕ ТОЛЬКО ПО ГЛУХОСТИ/ЗВОНКОСТИ, НО И ПО ДРУГИМ ПРИЗНАКАМ, Н-Р, ПО МЕСТУ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕГРАДЫ. (С) + (Ш) = (Ш): СШИТЬ (ШЫТ ’ ) ( З)+ (Ж)= (ЖА): РАЗЖАТЬ (РАЖАТ ’ ) (Т)+ (С) = (Ц): УЛЫБАТЬСЯ (УЛЫБАЦА ) И ДР.
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ 4. Расподобление ( диссимиляция)- усиление различий между звуками для облегчения произношения. Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (ГК ’ ) или (К ’ К ’ ) произносится (ХК ’ ), что облегчает произношение слова. Ср.также: ЛЁГКИЙ (Л ’ ОХК ’ ИЙ)
ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ 5 . Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х согласных один не произносится. ЗДН – (ЗН): ПРАЗДНЫЙ – ПРА(ЗН)ЫЙ СТН – (СН): ПОСТНЫЙ- ПО(СН)ЫЙ СТЛ – (СЛ): УЧАСТЛИВЫЙ –УЧА(СЛ)ИВЫЙ РДЦ – (РЦ): СЕРДЦЕ – СЕ(РЦ)Е ЛНЦ – (НЦ): СОЛНЦЕ –СО(НЦ)Е и др.
УПРАЖНЕНИЯ 1.СКОЛЬКО РАЗ НАЗВАННЫЕ ЗВУКИ УПОТРЕБЛЕНЫ В ТЕКСТЕ. КАКИМИ БУКВАМИ ОБОЗНАЧЕНЫ ЭТИ ЗВУКИ? А: ЗВУК (Ц): ХВОСТ ОВЕЧИЙ – СЕРДЦЕ БЬЕТСЯ, РАССТАЕТСЯ С ТЕЛОМ ДУХ. ЧТО Ж ОН (СНАРЯД), ЧЕРТ, ЛЕЖИТ, НЕ РВЕТСЯ, ЖДАТЬ МНЕ БОЛЬШЕ НЕДОСУГ. Б: ЗВУК (Ч ’ ): ПОЯСНЯЕТ ОСТОРОЖНО, ЧТОБ НА ТОМ ПОКОНЧИТЬ РЕЧЬ: Я СЧИТАЛ, СЫГРАТЬ- ТО МОЖНО, ДУМАЛ, ЧТО ЕЁ (ГАРМОШКУ) БЕРЕЧЬ. (Ц)- 4 (Ч ’ )- 3
УПРАЖНЕНИЯ 2. СКОЛЬКО ЗВУКОВ, НЕПАРНЫХ ПО ТВЕРДОСТИ/ МЯГКОСТИ, В ТЕКСТЕ? ТОГДА, ЧЕЛО СКЛОНИВ К СЫРОЙ СТЕНЕ, Я СЛУШАЮ, И В МРАЧНОЙ ТИШИНЕ ТВОИ НАПЕВЫ РАЗДАЮТСЯ. О ЧЁМ ОНИ – НЕ ЗНАЮ; НО ТОСКОЙ ИСПОЛНЕНЫ, И ЗВУКИ ЧЕРЕДОЙ, КАК СЛЁЗЫ, ТИХО ЛЬЮТСЯ. (Х) – 1, (Ч) – 4, (Ц) – 2, (Й) – 9, (Ш) – 2.
УПРАЖНЕНИЯ 3. КАКОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК (ГЛУХОЙ/ ЗВОНКИЙ) ОБОЗНАЧЕН ПОДЧЕРКНУТОЙ БУКВОЙ. КАКИЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НАБЛЮДАЮТСЯ В ПРИВЕДЕННЫХ СЛОВАХ? В ПЕРЕДИ, ЛО Ж КА, К ДОМУ, В СРЕДУ, О Т БЕРЕГА, ДОРО Ж КА, С ГИРЕЙ, ПО Д СТОЛОМ, ВИ З Г, ПРИСКА З КА, В САДУ, ПО Д ПИСАТЬ, ГВО З ДЬ, О Т БЕЖАТЬ, ВО К ЗАЛ .
УПРАЖНЕНИЯ 4. ОПРЕДЕЛИТЕ, КАК ПЕРЕДАЕТСЯ НА ПИСЬМЕ ЗВУК (Ш ’ ). ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ. ПЕРЕСКА_ИК, РАЗНО_ИК, ПЕ_ИНКА, БРУ_АТЫЙ, ВЕСНУ_АТЫЙ, _УПЛЫЙ, ГРУ_ИК, ПЕРЕБЕ_ИК, МУ_ИНА, ЗАКА_ИК, ПОМЕ_ИК, _АТЬЕ, МО_ЁННЫЙ .
УПРАЖНЕНИЯ 5. РАЗДЕЛИТЕ СЛОВА НА 3 ГРУППЫ АЛЛЕЯ, КАССОВЫЙ, ЯСНЫЙ, ПОЗДНИЙ, ЁМКОСТЬ, ВОЮЮ, БОЕВОЙ, ШВЕДСКИЙ, БЕЛЬЕВОЙ, ЁРШ, РАСЧЁТ, ПРИЮТ, СТЕПЬ, ОТГАДКА Количество букв и звуков в слове совпадает Звуков в слове больше, чем букв Звуков в слове меньше, чем букв .
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 1.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (З ’ )? 1) ИЗМОРОЗЬ 2) ПРОСЬБА 3) БЕЗЫДЕЙНЫЙ 4)БЕНЗОВОЗ 2.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (В)? 1) ВСПУГНУТЬ 2) ВОСПИТАТЬ 3) ОБЪЕКТИВ 4) ОБВИТЬ 3.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (С ’ )? 1) ВИТЯЗЬ 2) СДЕЛАТЬ 3) СПАСАТЕЛЬ 4) БИРЮЗА 4.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (Г)? 1) ГИТАРИСТ 2) ЛЕГКИЙ 3) ТВОРОГ 4) ВОКЗАЛ
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 5.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (Б ’ )? 1) ГОЛУБЬ 2) ГИБКИЙ 3) БЕРЕЧЬ 4)ОБЫГРАТЬ 6.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (В ’ )? 1) ВОЕВАТЬ 2) БРОВЬ 3) ВПАДАТЬ 4) ОБВИНИТЬ 7.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (О)? 1) ЛОПАТА 2) ПОДАРОК 3) ЧЁРНЫЙ 4) КОВАРНЫЙ 8.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (Ж)? 1) МУЖЧИНА 2) БЕДНЯЖКА 3) ОБЖИГ 4) ФЛЯЖКА
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 9.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ЗВУК (Ч ’ )? 1) СЧЁТ 2) ГРУЗЧИК 3) ПЕСЧАНЫЙ 4) ЧЕМПИОН 10.В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ ЗВУКА (Ш ’ )? 1) ПОМОЩНИК 2) РАСЧИСТИТЬ 3) ПОДПИСЧИК 4)БРУСЧАТКА 11.В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ ЗВУКА (С)? 1) АЙСБЕРГ 2) СОБРАТЬ 3) ЗАКАЗ 4) УКАЗКА 12.В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ ЗВУКА (Ф)? 1) ЛАВКА 2) БУФЕТ 3) ВПЕЧАТЛЕНИЕ 4) ВСЮДУ
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 13.В КАКОМ СЛОВЕ ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МЯГКИЕ? 1) ЛИШЬ 2) ЖИТЬ 3) ПЯТЬ 4) ШЕСТЬ 14.В КАКОМ СЛОВЕ ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МЯГКИЕ? 1) БЕРЕЧЬ 2) ЛУЧШЕ 3) ЩЕГОЛЯТЬ 4) НЕСЁШЬ 15.В КАКОМ СЛОВЕ ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ТВЁРДЫЕ? 1) ПОЮТ 2) ХИЖИНА 3) КУПАТЬСЯ 4) ПОДСЧЁТ 16.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ТВЕРДЫЙ ЗВОНКИЙ ШИПЯЩИЙ? 1) ЧИСТЫЙ 2) ЦЕЛИКОМ 3) ВИРАЖ 4) ЖАЛОСТЬ
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 17.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИЗНОСИТСЯ ТВЕРДЫЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ? 1) ПОДРЕЖЬ 2) ЧАСТОКОЛ 3) ЩУПЛЫЙ 4) САЖА 18.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНОГО? 1) ОБЛОЖКА 2) ШКОЛЬНЫЙ 3) ЛЕСТНИЦА 4) СДЕЛКА 19.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНОГО? 1) ВПЕРЕДИ 2) УЧАСТНИК 3) БЕСШУМНЫЙ 4) СУДЬБА 20.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИСХОДИТ ОГЛУШЕНИЕ СОГЛАСНОГО? 1) С ДОРОГИ 2) В ПОЛЕ 3) В ЛЕСУ 4) ПОД ОКНОМ
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 21.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИСХОДИТ ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНОГО? 1) ПОДКАТИТЬ 2) ПОДБЕЖАТЬ 3) ОТБИРАТЬ 4) ОТПИЛИТЬ 22.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИСХОДИТ ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНОГО? 1) СГУСТОК 2) СВИСТ 3) СУБТИТРЫ 4) СТРУЖКА 23.В КАКОМ СЛОВЕ ПРОИСХОДИТ ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНОГО? 1) С ЛОЖКОЙ 2) К ВОДЕ 3) С КИСТЬЮ 4) К ДЕЛУ 24. В КАКОМ СЛОВЕ КОЛ- ВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ? 1) ВЬЮГА 2) АГЕНТСТВО 3) УМЕНЬШИТЬ 4) ЯСНЫЙ
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ 25. В КАКОМ СЛОВЕ КОЛ- ВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ? 1) ЮЖНЫЙ 2) ЯБЕДНИЧАТЬ 3) РАССКАЗ 4) УЧИТЬСЯ 26. В КАКОМ СЛОВЕ КОЛ- ВО БУКВ И ЗВУКОВ СОВПАДАЕТ? 1)КРЕПОСТНОЙ 2) МАЯЧИТЬ 3) АККОРДЕОН 4) СОБЫТИЯ 27. В КАКОМ СЛОВЕ БУКВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗВУКОВ? 1) УМЫВАЕТСЯ 2) СЪЕСТНОЕ 3) ПОДЪЁМ 4) БУХГАЛТЕР 28. В КАКОМ СЛОВЕ БУКВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗВУКОВ? 1)СОЗДАЁШЬ 2) ПОВСЕМЕСТНЫЙ 3)ПРЕЛЕСТНОЕ 4)ВЬЮЖНАЯ 29. В КАКОМ СЛОВЕ ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ? 1) ПРОЯВИТЬ 2) УЧАСТНИК 3) АЛЛЕЯ 4) ЗДАНИЕ 30. В КАКОМ СЛОВЕ ЗВУКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БУКВ? 1) ВЪЕДЛИВЫЙ 2) ЮБИЛЕЙ 3) ПЯТЁРКА 4)МАСШТАБ
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ 1 2 2 2 3 1 4 4 5 3 6 4 7 3 8 3 9 4 10 1 11 1 12 2 13 3 14 1 15 3 16 4 17 1 18 1 19 1 20 3 21 3 22 1 23 4 24 1 25 2 26 2 27 4 28 3 29 4 30 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетика 5 класс
Обобщающий тест в 5 классе по теме "Фонетика"...
К/Р по теме "Фонетика"
Контрольная работа по теме "Фонетика"Варианты 1, 2, 3...
Диагностический тест по разделу "Фонетика" для 5 класса
Тест рассчитан на проверку знаний учащихся по разделу "Фонетика".Форма данной контрольной работы по своей форме приближает детей к ГИА и ЕГЭ.Даны задания А1-А15.Задания охватывают весь раздел, составл...
Тест. Фонетика.
Рус мәктәбенең 5 сыйныфның татар төркеменә тест....
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...
Обобщающий урок "Фонетико - орфографическая характеристика слова" по теме: "Фонетика" в 5 классе.
Обобщающий урок по теме: "Фонетика" в 5 классе....