Наклонение глагола
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка и презентация по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.ppt | 1.33 МБ |
naklonenie_glagola.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сел обиделась отошла покачал подошел погладила утонула бы спас бы напали бы погуляй уходи не мешай убери Что сделал (-а) ? Что сделал (-а,-и) бы? Что (с)делай? Реальное действие Нереальное действие
ТЕМА УРОКА НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ
ЦЕЛИ УРОКА узнать, что обозначает каждое из наклонений глагола выяснить, как они образуются и изменяются научиться различать их в речи
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 1. Как образованы эти глаголы? 3. Как изменяются глаголы в данном наклонении?
Наклонения глагола
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ГРУППА 1. Изъявительное наклонение 1. Как образуются? Прош. вр.: основа н.ф. + –л- (иногда без него) с помощью окончания Наст. вр.: с помощью личного окончания 2. Как изменяются? По временам и лицам
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ГРУППА 2. Условное наклонение 1. Как образуется? От основы н.ф. гл. + суффикс -л- + частица бы. Частица бы(б) может стоять после глагола, перед ним и даже отделяться другими словами 2. Как изменяется? Изменяются по числам, в единственном числе – по родам Не имеет времени и не изменяется по временам!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. ГРУППА 3. Повелительное наклонение 1. Как образуется? Основа наст.(будущ.) вр. + суффикс –и- (или без суффикса ) + окончание – те (во множ.числе). В ед.числе имеют нулевое окончание, а во мн. числе – окончание – те 2. Как изменяются? Употребляются обычно в форме 2-го лица ед. и мн. числа Не изменяются по временам
Ходи по тротуарам только с правой стороны. Переходи улицу по пешеходному переходу. Переходи улицу на зеленый сигнал светофора. Никогда не перебегай дорогу перед близко идущим автомобилем.
Разомните творог вилкой. Добавьте желтки, сахар, щепотку соли и хорошо перемешайте.
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Будь всегда такой же доброй, красивой, веселой! Дорожи своими близкими и друзьями!
Маленький принц < … > попросил короля: — Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца… Пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться…
ДАВАЙТЕ ПОМЕЧТАЕМ Если бы я был директором школы, то… Если бы я выиграл миллион, то… Если бы я был невидимым, то…
РЕФЛЕКСИЯ - СУМЕЛИ ВЫ РЕШИТЬ ПОСТАВЛЕННУЮ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ? - ЧТО ВАМ В ЭТОМ ПОМОГЛО?
Предварительный просмотр:
Тема урока: Наклонения глагола.
Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола.
Задачи урока:
Образовательная:
- повторить знания учащихся о глаголах;
- познакомить с новым материалом: значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении;
- учить различать наклонения глагола;
- развивать умение употреблять глаголы а разных наклонениях в речи.
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
Развивающая:
- продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
- формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
- развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
- обогащать словарный запас школьников.
Оборудование:
- учебник;
- раздаточный материал;
- контрольные листы.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний.
- Наблюдение над фактами языка.
- Обобщение структурных и семантических признаков понятия.
- Применение понятия на новом языковом материале.
- Итог урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 2. Актуализация новых знаний 3. Наблюдение над фактами языка. Целеполагание 4. Обобщение структурных и семантических признаков понятия. 5. Применение понятия на новом языковом материале. Итоги урока Рефлексия Домашнее задание | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем занятие. У вас на столах лежат распечатки, в которых вы будете работать, как в тетрадях. После урока вы оставите их у себя. Обратите внимание на слайд, на нем приведены 2 текста. Сравните тексты. Чем они отличаются? А мы можем сделать вывод о роли глагола в тексте Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится? -Какую часть речи изучаем? - Дайте определение глагола как части речи. Какие вы знаете ГК глагола? (Как изменяется?) - Мы знаем о глаголе уже немало, однако не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы познакомимся еще с одним морфологическим признаком глагола. Тему мы узнаем позднее. - У вас на партах лежат тексты. Прочитаем текст. Как вы думаете, что ответила Юрику мама? Ниже приведены группы слов. Попробуйте предположить, почему я распределила глаголы из этого текста на 3 группы? сел утонула бы погуляй обиделась спас бы уходи отошла напали бы не мешай покачала убери подошел погладила -Давайте выясним, чем же они отличаются? Определяя часть речи, первое, что мы делаем – это задаем вопрос. Одинаковые будут вопросы к словам из разных групп? А в строении этих глаголов есть отличия? Значение будет отличаться? -Где, по-вашему, мы сможем найти название каждой группе глаголов? - Итак, какова тема сегодняшнего урока? ЗАПИШЕМ ТЕМУ Тему урока мы знаем, теперь давайте определимся, какие у нас на уроке будут цели. (А если мы знаем, что у них разное строение?) - Сейчас вы поработаете в парах. Итак, прочитайте самостоятельно теоретический материал на с. учебника, подпишите каждую группу, и ответьте на вопросы: как образуется и как изменяется глаголы в разных наклонениях. Первая колонка поработает с глаголами 1 группы, вторая – с гл. 2 группы, третья – с третьей. СЛАЙД - Как называются глаголы первой группы? -Второй? - Третьей? ВПИСАТЬ В ЛИСТЫ НАЗВАНИЯ СЛАЙД Ребята рассказывают, как образуются и как изменяются глаголы в данном наклонении. ВПИСЫВАЮТ НЕДОСТАЮЩИЕ ФОРМЫ ДОБАВИМ НЕДОСТАЮЩИЕ ФОРМЫ- подход-ит, поглад-ит, убери-те А где в жизни мы можем встретить глаголы в повелительном наклонении? Я вам немного подскажу. Посмотрите на проектор. Предлагаю догадаться - откуда я взяла эти тексты. Обратите особое внимание на последние 2 слайда. Какой оттенок имеет глагол в повелительном наклонении? Оказывается, гл. в пов. накл. – это не всегда приказ! Это еще и просьба, совет, и даже мольба. Мы славно потрудились. Теперь можно и отдохнуть. Без сомненья, вы устали. Встаньте! Сядьте! Снова встаньте! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертите! Друг на друга посмотрите! Тихо сели! Продолжаем работать
А теперь давайте немного помечтаем, это всегда так приятно. Я очень люблю мечтать и часто напеваю про себя такую песенку. Вы знаете, мне она даже приносит удачу. ПРОСМОТР ВИДЕО Кто знает, из какого она мультика? Ребята, а глаголы в каком наклонении помогают нам мечтать? Да, их так и называют – глаголы-мечтатели. Выберите себе мечту и продолжите предложение, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении. Но помните, что мечта быстрее сбывается, если думать не только о себе. Если бы я был директором школы, то… Если бы я выиграл миллион, то… Если бы я был невидимым, то… Ребята, а от кого зависит, исполнится наша мечта или нет? Тогда, как вы думаете, чтобы осуществить эту мечту, глаголы в каком наклонении нужно использовать? Действительно, как правило, именно от нас зависит наше будущее. И мы можем достичь любых высот. Давайте использовать в нашей жизни все три наклонения глагола. Мечтать – в условном наклонении, заставлять себя двигаться вперед – в повелительном наклонении, и все у нас будет в изъявительном наклонении настоящего времени. - Итак, подведем итоги – достигнуты ли цели урока? - Сколько наклонений глагола в русском языке? Назовите их. ОЦЕНКИ!! У нас на стене висит картина горы, ее вершина – ваша мечта. Чтобы ее достичь, я предлагаю вам подумать, что для этого необходимо сделать. Придумали? Теперь возьмите стикер и запишите на нем всего одно слово, но чтобы это был глагол в форме повелительного наклонения. Например – глагол старайся. Готово? Теперь подойдите к картине и наклейте свой стикер. Посмотрите, что у нас получилось. Мечта у каждого своя. А вот если приложить к ее достижению усилия, которые вы выразили этими глаголами, она непременно сбудется. Спасибо за работу! Дополнительное задание для сильных учащихся. -У вас на листах записаны предложения, давайте потренируемся различать, в форме какого наклонения употреблен глагол. 1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает (из. н., наст. вр.) утро года… (А.Пушкин) 2. С помощью учителя ученики решили бы (усл. н.) эту задачу. 3. Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь (пов. н.) к ночи. (С Маршак) -Что объединяет первое и третье предложения? Какой художественный прием лежит в основе первого и последнего предложения? (Прием олицетворения) | Г. придают тексту динамику, показывают изменения - Глагол – Глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. ГК глагола: вид, лицо, число, время, род (у гл. прошедшего времени) Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать. Разные вопросы (СЛАЙД) Разное строение: Разное значение: реальное действие существует только во временных формах, нереальное действие предполагаемое, глаголы 3 колонки – нереальное действие (требуемое). -В учебнике, в словаре. Наклонения глагола –появляется на доске и записывается на листах. Узнать, что обозначает каждое из наклонений глагола, как они образуются, как изменяются, научиться различать их в речи. Учащиеся работают с учебником. - Глаголы в изъявительном наклонении - Глаголы в условном наклонении - Глаголы в повелительном наклонении ПДД рецепт пословицы, поговорки открытка худ. лит. Просьба, пожелание Мультфильм «Летучий корабль» (фрагмент) Глаголы в условном наклонении От родителей, друзей… ОТ НАС САМИХ Глаголы в повелительном наклонении, обращаясь к самому себе. Да, мы познакомились с новым морфологическим признаком глагола – наклонением, научились различать глаголы по наклонениям и употреблять их в речи -Три: изъявительное, повелительное и условное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе.Наклонения глагола.Изъявительное наклонение.
Урок русского языка с использованием технологии морфемного анализа....
"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...