Конспект урока в 6 классе "Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Гласные в приставках пре- и при- (6 класс)
Цели урока:
обучающие: познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре- и при-, способствовать формированию навыка правописания слов с данными приставками; развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания, развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
воспитательные: формировать ценностное отношение к слову, к составляющим его морфемам, к их значению.
Планируемые результаты: знание условий выбора гласных в приставках пре- и при-; - владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущий метод: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку «Правописание приставок пре- и при-», учебник «Русский язык. 6 класс.» (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся.
Учитель: Ребята, добрый день. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и интересную тему. Чтобы понять тему урока и разобраться в новом материале, вам необходимо внимательно меня слушать, быть активными, рассуждать и правильно отвечать на вопросы. Пожелаем себе успехов и отправимся в путь, к новым знаниям!
II. Актуализация знаний.
Лингвистическая разминка. (слайд 1)
Вопросы и задания:
-Ребята, посмотрите на доску и подумайте: на какие группы можно разделить данные слова и почему? (Исходите из того, над какой морфемой будете работать, раскрывая скобки.)
-Запишите слова, раскрывая скобки и распределяя их на три группы в зависимости от правописания. Объясните графически выбор приставки.
III. Самоопределение к деятельности:
Проверка работы: (слайд 2)
- Ребята, когда вы раскрывали скобки и распределяли слова по группам, на какую морфему вы обращали внимание? (- На приставку).
- А кто мне скажет: что такое приставка? (- Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). – Все верно!
- Ребята, назовите слова первой группы и их приставки (Сделать, отдавать, проиграть). Объясните правописание этих приставок. Вспомните, как они называются.
(- Приставки –с, -от, -про – пишутся всегда одинаково. Их написание не зависит от произношения, поэтому они называются неизменяемыми приставками).
- Назовите слова второй группы и их приставки (Расчистить, размышлять, безвкусный, бессердечный, возглас, воскликнуть)
- Объясните выбор правописания согласных З-С в этих приставках. Сделайте вывод о правописании приставок на –З, -С. (З – пиши перед звонким согласным,
С – пиши перед глухим согласным);
Постановка проблемного вопроса:
- Ребята, какие слова у нас остались? Прочитайте их. (Прибежать, присесть, преогромный).
- Назовите приставки в этих словах. Сравните, как произносятся приставки в словах прибежать, присесть и преогромный? (Приставки произносятся одинаково).
- Какой вывод вы можете сделать? (При написании слов с приставками пре- и при- в безударном положении можно допустить ошибку).
- Как мы назовем эту группу слов? (Правописание приставок –пре и –при)
- Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 3)
Запишем её в тетрадях.
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (-Научиться распознавать слова с приставками пре- и при-, узнать правило правописания гласных в этих приставках).
- А зачем нам нужно знать правило? (- Чтобы применять его при письме).
(слайд 4)
IV. Работа по теме урока.
-Вернемся к словам третьей группы: (слайд 2)
Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании).
- Все верно. Молоды, ребята!
Писать –пре или – при?
Вот в чем секрет!
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ! (слайд 5)
Чтобы определить верное написание приставок пре- и при- необходимо вдуматься в смысл приставки и определить ее значение. Давайте вместе попробуем это сделать, заполнив таблицу «Правописание приставок –пре и –при», которая будет состоять из 2 столбиков (1 столбик – значение приставок, 2 столбик – примеры). (слайд 6)
Работа с таблицей:
Начнем с заполнения первого столбика таблицы – значение приставки. Для этого ответьте мне на вопрос: «Как можно попасть в школу?»
– ПРИйти,
- Верно, а еще? Подберите синонимы к глаголу прийти.
- ПРИбежать, ПРИмчаться, ПРИнестись и т.п.
- Каково значение данных глаголов? (- Приближение).
-Запомните ребята и запишите в таблицу первое значение приставки – приближение.
- Прослушайте отрывок стихотворения, найдите и выпишите из него примеры приставок со значением приближения:
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.
(Из этого четверостишья учащиеся выписывают примеры во вторую колонку таблицы)
- Ребята, обратите внимание на экран (слайд №7). Что изображено на картинках?
(- Выполнение человеком различных действий).
- Правильно, давайте их назовем.
- С помощью веревки мы можем – привязать;
- С помощью молотка? ( – прибить);
- С помощью иголки? (– пришить);
- С помощью клея? (– приклеить);
- Руками мы можем друг к другу? ( – прикоснуться).
- Каково значение этих глаголов? (- Присоединение одного предмета к другому).
-Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы:
Если ты винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Помни, что пишется –при обо всем,
Что доброй рукою ты сделал.
А теперь, ребята, я вам предлагаю провести физкультминутку, которая называется «Приставочки». Мы немного отдохнем, подвигаемся и определим еще одно значение приставок пре- и при- (Слайд 8);
Всем нам, ребята, нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так немного постоять.
А теперь все приклонитесь, принагнитесь, подтянитесь. Дружно нужно нам присесть, а затем опять привстать, приосаниться и выпрямиться!
- Молодцы, мы немного передохнули и продолжаем работать. Выполняя задания разминки, какие действия мы совершали? (Приклонялись, пригибали, привставали, приседали)
- Эти действия завершенные или все же мы их выполнили не до конца? (Выполнили не до конца). Как мы назовем это значение приставки? (Незавершенность, незаконченность действия). Правильно, еще говорят: неполнота действия.
-Послушайте следующие строки и выпишите из них примеры во вторую колонку таблицы.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорело.
Помни: в том, что сделано, но не совсем,
Пиши приставку –при смело!
А сейчас, ребята, я вам предлагаю ответить на мои вопросы-загадки.
-Как называется участок при школе? (ПРИшкольный)
- город на Волге? (ПРИволжский)
- курорт на море? (ПРИморский)
- населенный пункт рядом с городом (ПРИгород)
- площадь рядом с вокзалом (ПРИвокзальная)
- Давайте определим значение приставки –при в этих словах. Пришкольный участок – это участок, расположенный рядом со школой, т.е. другими словами? (рядом, около, вблизи со школой). Приморский – расположенный рядом (около)? (-Моря).
- Как мы назовем значение приставки –при в словах пришкольный, приморский? – (Близость нахождения). - Правильно. Давайте запишем наши отгадки-примеры во второй столбик таблицы.
- Ребята, вы сегодня превосходно работаете. Все прекрасно отвечаете на все вопросы, преодолевая различные препятствия и преграды на пути к знаниям.
У нас с вами осталось для заполнения 2 столбика таблицы. Я вам прочитаю последние строки стихотворения про приставки -пре и -при, а вы попробуйте догадаться, о каких значениях приставок в них идет речь.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой,
Пре мы напишем об этом.
- Догадались? Что означают прилагательные предлинный, прежадный, или, например, превеселый, премудрый, прекрасный? (Какое-либо качество) Правильно, а как вы считает степень проявления этих качеств преувеличена или нет? (-Преувеличена). Верно, мы можем сказать, что премилый человек – очень милый? Преумный товарищ – очень умный? Прескверное настроение – очень плохое? (-Да, можем).
Запомните, ребята, если значение приставки сходное со значением слова ОЧЕНЬ, то всегда пишем приставку –пре. Заполним таблицу примерами.
Ребята, приставка пере- может быть схожа не только со словом ОЧЕНЬ, но и с приставкой –пере. Прослушайте четверостишье и найдите в нем слова, в которых приставка –пре похожа по значению на приставку –пере.
-Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи –пере и –пре,
Там только –пре ставить надо.
- Какие слова вы нашли? (Непрерывные, преграда)
- Мы можем в этих словах заменить приставку –пре на приставку –пере? Измениться ли от этого значение слова? (Да, можем заменить, значение слова не изменится). Молодцы, ребята. Запомните, если приставка пре- имеет сходное значение с приставкой – пере, то всегда пиши –пре! Давайте заполним последний столбик таблицы.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Выполнение упр. № 154 (стр. 69). Задание: выписать слова в 2 столбика (-пре и –при). В скобоках указать значение приставок. Графически обозначить орфограмму. (2 ученика работаю у доски на оценку, остальные самостоятельно в тетрадях)
- Словарно-лексическая работа. При выполнении упражнения нам встретилось слово превозносить. Что обозначает глагол превозносить, каково лексическое значение этого слова? (Дети затрудняются ответить). Учитель предлагает обратиться к толковому словарю в конце учебника и объяснить лексическое значение этого слова. (Ученик с места работает со словарем)
- Превозносить – слишком расхвалить. Превозносить чьи-то заслуги.
Давайте выполним морфемный разбор этого слова. (1 из учеников, работающих у доски выполняет это задание) (приставки: - пре, воз-, корень - нос-; суффикс – и; ть – окончание)
- В этом слове пишется приставка - пре, к какому из двух известных нам значений она относится? (Вопрос ко второму ученику, работающему у доски) (Сходное со значением ОЧЕНЬ, ПРЕ=ОЧЕНЬ).
Молодцы, ребята. Справились с заданием. Садитесь. Задание всему классу: составить 2 предложения с приставками пре и при из выполненного упражнения, выделить грамматические основы. (Учитель устно проверяет выполнение задания у 2-3 учеников).
VI. Итоги урока.
Ребята, наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. (слайд 9)
- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!
Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.
- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…» (слайд 10)
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
VII. Домашнее задание.
- выучить правило правописание приставок – пре и –при (учебник стр. 69)
- выучить таблицу значений приставок, выполненную в тетради. Дополнить каждое значение приставок 3-4 своими примерами. Записать их в тетрадь.
- выполнить упражнение 155 (учебник, стр. 70) по заданию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....