Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Повторение по теме сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse_povtorenie_po_teme_slozhnopodchinennoe_predlozhenie.zip | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».
ЦЕЛИ УРОКА: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
ЗАДАЧИ:
Создать условия для
- закрепления полученных знании о СПП;
- тренировки учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучения анализу текста.
- формирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развития умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- воспитания положительного отношения к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Начать урок я хочу со слов известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского (на слайде)
Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок,
а в том, чтобы уметь сознавать их
и великодушно, смело следовать своему сознанию.
- Как вы понимаете слова В. Г. Беинского?
- Как вы понимаете значение слова сознание?
По словарю С. И. Ожегова
Осознать
осознать
, -аю, -аешь, осознанный, сов., что. Полностью довести до своего сознания, понять. О. своё положение. Осознана необходимость решения. II несов. осознавать, -наю, -наёшь. II сущ. осознание, -я, ср.
СОЗНАНИЕ
1. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
2. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
4. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
, -и, ж.
1. см. сознательный.
2. Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение. Проявить с.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Давайте запишем его, именно оно станет эпиграфом нашего урока.
- Какое это предложение по структуре? Докажите.
Учитель: Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках русского языка вы учились определять виды придаточных предложений. Мы с вами тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Давайте самостоятельно определим цели нашего урока. (Слайд №):
Ответы учеников:
- ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫ ГЛАВНОГО И ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
- ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ПРИДАТОЧНОГО;
- СОСТАВЛЯТЬ ГРАФИЧЕСКИ СХЕМЫ;
- РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП.
Запишите число и тему нашего урока в тетрадь. (Слайд №3)
- Повторение изученного:
Теоретическое.
Учитель:
Что называется сложноподчинённым предложением?
Из чего состоит сложноподчинённое предложение?
Как связаны главное и придаточное предложения?
Практическое
Задание 1.
Тест.
Учитель: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем мы проверим свои ответы".
Верно ли утверждение, что:
- Союзы когда, если, где – подчинительные?
- Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется придаточным?
- Предложение – это синтаксическая единица?
- Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к существительному или другому слову в значении существительного?
- Союз однако – подчинительный?
- Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
- Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей?
- В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
- [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1.1 2.0 3. 1 4. 1 5.0 6. 0 7.1 8.0 9.1. (проверка на доске).
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте себе оценку в оценочный лист.
- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений?
Задание 2.
Конструирование предложений.
Возьмите карточку с номером два, соедините придаточные предложения с главными. Запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы. Определите виды придаточных.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка:
Ошибка – это событие, которое еще пока не обращено нами в преимущество. (определительное)
Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается.(подлежащное)
Самая большая ошибка заключается в том, что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. (дополнительное)
Мы легко забываем наши ошибки, если они никому не известны. (обстоятельственное условия)
Самая большая ошибка — стараться быть более приятным, чем вы есть на самом деле (обстоятельственное сравнения)
Нужно сделать несколько ошибок, чтобы заметить хотя бы одну. (обстоятельственное цели)
Учитель: Мы с вами записали сложноподчинённые предложения с одним придаточным. А может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько придаточных?
Ответы учащихся.
Учитель: Какие виды подчинения вы знаете?
Ответы учащихся.
4. Комплексный анализ текста. (Текст напечатан на листочках. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки)
(1) Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н, нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели, человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге.
Д.Писарев
Задания:
-Прочитайте текст.
- Какую тему поднимает автор в своём тексте?
Ответы учащихся.
-Над какими видами орфограмм вы работали?
(«Правописание гласных в приставке», «Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных и наречий»).
Проверка. Слайд №7.
-Составьте схему 3 предложения. Определите вид подчинения.
Проверка. Слайд №8.
- Найдите предложение с однородным подчинением.
(Предложение №2).
- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
Ответ: Придаточные предложения соединены одиночным неповторяющимся союзом -и-, поэтому между ними мы не ставим знаки препинания).
-Какую роль выполняют знаки препинания в сложном предложении?
Ответ: Знаки препинания в сложном предложении выполняют две функции: разделительную (в ССП разделяют простые предложения в составе сложного) и выделительную (в СПП выделяют придаточное предложение).
- Домашнее задание (Слайд №9).
Разного уровня сложности (на выбор):
- Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны знаки препинания в сложном предложении».
- Упражнение из учебника
6. Подведение итогов урока (Слайд №10).
Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке; итоговую оценку выставляет учитель после проверки тетрадей).
Учитель: Мы обобщили материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы:
- Главным для меня на уроке было то, …
- Меня порадовало на уроке то, …
- Теперь я буду знать, что …
- Меня огорчило то, что …
Учитель: И закончить урок я хотела бы словами Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки».
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа...
Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Тема: "Сложное предложение и его виды".
Задачи урока:-образовательные:расширение и углубление знаний о сложном предложении;формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;умение устанавливать смысловые отношени...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки
Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...
Проект конспекта урока по русскому языку в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения. Понятие слож¬ноподчиненно¬го предложе¬ния».
Цель урока: дать понятие о СПП, его структуре и грамматических признаках. Подготовка к ГИА....
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...