Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Повторение по теме сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Канева Александра Ивановна
Материал представляет собой конспект урока по русскому языку в 9 классе "Повторение по теме сложноподчиненное предложение".
Материал содержит в себе конспект урока, презентацию и приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского  языка  в  9  классе  

Повторение по теме  «Сложноподчинённое  предложение».  

ЦЕЛИ  УРОКА: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

ЗАДАЧИ:

Создать условия для

  • закрепления полученных знании о СПП;
  • тренировки учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  • обучения анализу текста.
  • формирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • развития умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • воспитания положительного отношения к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).


Форма проведения урока: урок-практикум.


Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Начать урок я хочу со слов известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского (на слайде)

Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок,

а в том, чтобы уметь сознавать их 

и великодушно, смело следовать своему сознанию.

- Как вы понимаете слова В. Г. Беинского?
- Как вы понимаете значение слова сознание?

По словарю С. И. Ожегова

Осознать

осознать

, -аю, -аешь, осознанный, сов., что. Полностью довести до своего сознания, понять. О. своё положение. Осознана необходимость решения. II несов. осознавать, -наю, -наёшь. II сущ. осознание, -я, ср.

СОЗНАНИЕ
1. Человеческая 
способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
2. 
Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
4. 
Мысльчувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
, -и, ж.
1. см. 
сознательный.
2. 
Умениеспособность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведениеПроявить с.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Давайте запишем его, именно оно станет эпиграфом нашего урока.

- Какое  это предложение по структуре? Докажите.

Учитель: Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое  предложение.  На  уроках  русского  языка  вы  учились    определять  виды  придаточных  предложений.  Мы  с  вами  тренировались  в  расстановке  знаков  препинания  в  сложноподчинённых  предложениях  с  одним  и  несколькими  придаточными.  Сегодня  мы  должны  повторить  всё,  что  знаем  о  сложноподчинённом  предложении. Давайте самостоятельно определим цели нашего урока.  (Слайд  №):

Ответы учеников:

  • ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫ    ГЛАВНОГО И ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
  •  ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ПРИДАТОЧНОГО;
  •  СОСТАВЛЯТЬ ГРАФИЧЕСКИ СХЕМЫ;
  •  РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП.

Запишите  число  и  тему  нашего  урока в тетрадь.  (Слайд  №3)

  1. Повторение изученного:

Теоретическое.

Учитель: 

Что называется сложноподчинённым предложением?

Из чего состоит сложноподчинённое предложение?

Как связаны главное и придаточное предложения?

Практическое

Задание 1.

Тест.  

Учитель: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем мы  проверим свои ответы".

Верно ли утверждение, что: 

  1. Союзы когда, если, где – подчинительные?
  2. Независимое  предложение  в  составе  сложноподчинённого  называется  придаточным?
  3. Предложение – это синтаксическая единица?
  4. Придаточные  определительные  отвечают  на  вопрос  какой?,  относятся  к  существительному  или  другому  слову  в  значении  существительного?
  5. Союз однако – подчинительный?
  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
  7. Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей?
  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1.1  2.0  3. 1  4. 1  5.0  6. 0  7.1  8.0  9.1.   (проверка  на  доске).

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Поставьте себе оценку в оценочный лист.

- Как  мы  с  вами  определяем  виды  придаточных  предложений?

Задание 2.

Конструирование предложений.

Возьмите карточку с номером два, соедините  придаточные  предложения  с  главными.  Запишите  получившиеся  предложения.  Расставьте  недостающие  знаки  препинания.  Составьте  схемы.  Определите  виды  придаточных.

  1. Ошибка – это событие
  1. кто в своих ошибках не кается.
  1. Тот больше ошибается
  1. которое еще пока не обращено нами в преимущество.
  1. Самая большая ошибка заключается в том
  1. если они никому, кроме нас, не известны.

  1. Мы легко забываем наши ошибки
  1. что человек считает себя во всем абсолютно безупречным.

  1. Самая большая ошибка — стараться быть более приятным
  1. чтобы заметить хотя бы одну.
  1. Нужно сделать несколько ошибок
  1. чем вы есть на самом деле

 Проверка:

        Ошибка – это событие, которое еще пока не обращено нами в преимущество. (определительное)        

Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается.(подлежащное)

Самая большая ошибка заключается в том,        что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. (дополнительное)

Мы легко забываем наши ошибки, если они никому не известны. (обстоятельственное условия)

Самая большая ошибка — стараться быть более приятным,        чем вы есть на самом деле (обстоятельственное сравнения)

Нужно сделать несколько ошибок, чтобы заметить хотя бы одну. (обстоятельственное цели)

Учитель:  Мы  с  вами  записали  сложноподчинённые  предложения  с  одним  придаточным.  А  может  ли  в  сложноподчинённом  предложении  быть  несколько  придаточных?

Ответы  учащихся.

Учитель:  Какие  виды  подчинения  вы  знаете?

Ответы  учащихся.

4. Комплексный  анализ  текста.  (Текст  напечатан  на  листочках.  Учащиеся  вставляют  пропущенные  буквы,  раскрывают  скобки)

     (1) Счастье з..воевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (2) И самая важная часть задачи состоит име(н, нн)о в том, чтобы с..ставить себе понятие о счастье и чтобы  отыскать свою дорогу. (3) Когда жизне(н,нн)ая борьба уже пр..вратилась в с..знательное стремление к определе(н,нн)ой цели,  человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пр..шлось упасть и умереть на дороге.    

                                                                                                Д.Писарев

Задания:

-Прочитайте  текст.

- Какую  тему  поднимает  автор  в  своём  тексте?

Ответы  учащихся.

-Над  какими  видами  орфограмм  вы  работали?  

(«Правописание  гласных   в  приставке»,  «Одна  и  две  буквы  -н-  в  суффиксах  прилагательных  и  наречий»).

Проверка.  Слайд  №7.

-Составьте  схему  3  предложения.  Определите  вид  подчинения.

Проверка.  Слайд  №8.

- Найдите  предложение  с   однородным    подчинением.  

(Предложение  №2).  

- Объясните  постановку  знаков  препинания  в  этом    предложении.

Ответ:  Придаточные  предложения  соединены  одиночным  неповторяющимся  союзом  -и-,  поэтому  между  ними  мы  не  ставим  знаки  препинания).

-Какую  роль  выполняют  знаки  препинания  в  сложном  предложении?

Ответ:  Знаки  препинания  в  сложном  предложении  выполняют  две  функции:  разделительную  (в  ССП  разделяют  простые  предложения  в  составе  сложного)  и  выделительную  (в  СПП  выделяют  придаточное  предложение).  

  1. Домашнее  задание  (Слайд  №9).

Разного уровня сложности (на выбор):

  • Написать сочинение-рассуждение  на  тему  «Зачем  нужны  знаки  препинания  в  сложном  предложении».
  • Упражнение из учебника

6.  Подведение  итогов  урока  (Слайд  №10).  

Выставление  оценок  (учащиеся  оценивают  свою  работу  на  уроке;  итоговую  оценку  выставляет  учитель  после  проверки  тетрадей).

Учитель: Мы обобщили материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем  предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы:

- Главным для меня на уроке было то, …

- Меня порадовало на уроке то, …

- Теперь я буду знать, что …

-  Меня огорчило то, что …

Учитель: И закончить урок я хотела бы словами Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки».

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа...

Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Тема: "Сложное предложение и его виды".

Задачи урока:-образовательные:расширение и углубление знаний о сложном предложении;формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;умение устанавливать смысловые отношени...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки

Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...

Проект конспекта урока по русскому языку в 9 классе Тема: «Сложноподчиненные предложения. Понятие слож¬ноподчиненно¬го предложе¬ния».

Цель урока: дать понятие о СПП, его структуре и грамматических признаках. Подготовка к ГИА....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...