сценарий ко Дню славянской письменности
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Сценарий Дня славянской письменности и культуры.

«Лишь слову жизнь дана».

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Дня славянской письменности и культуры.

«Лишь слову жизнь дана».

Цель: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.

Задачи:

● познакомить учащихся с шедеврами древнерусской книжности;

● показать значение деятельности Кирилла и Мефодия для отечественной книжной культуры;

● познакомить учащихся с основными вехами истории древнерусской книжности;

● прививать интерес и любовь к книге

Оборудование: презентация, индивидуальные сообщения учащихся.

Ход мероприятия:

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас, даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

(Цитаты о русском языке.)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С.Тургенев

***

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С.Тургенев

***

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И.Куприн

***

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.Куприн

***

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н.Толстой

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

1 ведущий: Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом

(Пословицы).

- Учился читать и писать, а выучился петь да плясать.

- Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

- Что написано пером, то не вырубишь топором.

- Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

(Стихи о русском языке.)

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружён,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.


Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.


Хочу писать на русском языке

О всем, что мыслю, чувствую и вижу,

Что в жизни я люблю и ненавижу,

Пока перо держу еще в руке.


Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.



1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий: В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-».

1 ведущий:

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу. (танец Ромашка)

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий: Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать книги на славянском языке. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский. (Райхона 4 В)

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв.

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько книг.

1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики изобрели вторую азбуку. Она называлась Кириллица.

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Поэтому этот учебник получил название Азбука.

Дилнура

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном язы

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Муяссар

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

Динара, Малика, Шахзода.

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Сперва АЗ, да БУКИ, а потом и другие науки.

АЗ, БУКИ и ВЕДИ страшат, что медведи.

Азбуку учат, на всю избу кричат.

Азбуке учиться, всегда пригодится.

Азбука – к мудрости ступенька.

Продай кафтан, купи буквицу.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться, всегда пригодится.

Кончил курс науки, а знает АЗ да БУКИ.


1 ведущий. Листы с переписанным текстом после просушки складывались пополам в тетради по четыре листа (отсюда появилось само слово тетрадь: греч. тэтрас - четыре, тэтрадион - 'тетрадь', затем сшивались в книгу и переплетались. Использовались три вида почерка древнерусских книг, написанных кириллицей, - устав, полуустав, скоропись. Древнерусские книги часто бывают украшены миниатюрами, заставками, инициалами.

2 Ведущий. Выдающимися памятниками письменности, литературы, истории древней Руси являются летописи. Позднее превратились в художественные и исторические произведения. В них отражались взгляды авторов на мировую историю. (Танец «Калинка»)

1.Ведущий: Ну, вот, ребята, и закончилось наше мероприятие. Желаю всем удачи.

2 Ведущий : Надеюсь, что наш разговор о славянской письменности был интересным и полезным для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника Дня славянской письменности. "История алфавита"

Сценарий праздника для учащихся 5-6 классов....

Сценарий выступления "День славянской письменности"

Выступление подготовлено учениками 5 класса в качестве творческого задания "по желанию ученика" к уроку русского языка по теме "Алфавит"...

Сценарий праздника "День славянской письменности"

Здесь представлен материал для проведения Дня славянской письменности....

Методическая разработка сценария праздника "День славянской письменности"

24 мая день памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. В рамках работы школького пресс-центра уместно взять проведение мероприятия, посвященного Дню славянской письменности, на себя....

Сценарий мероприятия_День славянской письменности и культуры

Цель мероприятия: познакомить с историей и особенностями праздника; расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке и её создателях, о ку...

Сценарий линейки "День славянской письменности"

Школьники с удовольствием примут участие в такой линейке....