Конспект урока русского языка для 7 класса по теме "Роль причастий в речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

В разработке представлены задания по работе с текстами разных стилей, показана роль причастий в речи, даны рекомендации по созданию стихотворения в жанре оды с использованием причастий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_7_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект      урока

Педагог (ФИО) - Малышева  Тамара  Леонидовна, учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного

                                                     общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 города Кузнецка

Предмет -  русский язык

Возраст обучающихся: класс  -  7 класс

Тема урока (занятия) – Роль причастий в речи

Цель урока (занятия) .1.Показать роль причастий в текстах разных стилей;

                                2.Продолжить формирование навыков лингвистического анализа текстов

                                3.Вести работу по предупреждению речевых ошибок при употреблении причастий.

                                4.Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.

                                5.Развивать логическое мышление, речь учащихся, творческое мышление.

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута  обучающимися  на данном этапе урока;
  • определение цели, которую педагог  хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя обучающихся на учебную деятельность (или другая деятельность), предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Задачи этапа:

1.Создать настрой обучающихся на восприятие темы, чтобы повысить мотивацию к изучению  причастий  как части речи и употреблению их в речи.

Пояснения: при подготовке к уроку класс был разделен на 5 творческих групп (группы равнозначные по уровню обученности).

Каждой группе было дано задание подобрать тексты разных стилей, проанализировать, какую роль в них играют причастия.

2.

Опрос  обучающихся  по заданному на дом материалу (или актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед  обучающимися на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися );
  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном  этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;
  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;
  • описание методов организации совместной деятельности обучающихся  с учетом особенностей класса, с которым  работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся  в ходе опроса.

Актуализация опорных знаний.

Цель этапа:

- повторить орфограммы  причастий;

- попутно повторить другие орфограммы, так как урок русского языка должен быть комплексным и систематически необходимо работать над формированием грамотного письма;

 Обучающиеся должны показать умение распознавать причастия среди слов других частей речи, угадывание орфограмм в слове позволяет им проанализировать разные типы орфограмм и выбрать самую трудную, обосновав свой выбор.

 Письмо по памяти высказывания А. Герцена  развивает не только память обучающихся, но и помогает включать их в речь, показывает роль причастий  при уточнении и конкретизации мысли.

I. Повторение.

1.Прочитайте высказывание А. Герцена   наизусть.

   

   Запишите его на доске по памяти.

(Один ученик записывает на доске предложение и выполняет грамматические задания:

  • обозначить графически орфограммы в корнях причастий;
  • прокомментировать знаки препинания;
  • работа над интонацией предложения)

2.Словарная работа.

 

В это время класс играет в игру «Угадай слово» по вариантам.

1 вариант

Сожженный, слышал, шерстяной, гигантский, здравствуйте, соприкасаться.

2 вариант

Бессчетный, повсеместно, юный, препятствие, скошенный, очарование.

Задание. Записать слова, выписать по одной орфограмме, которую загадал учитель. Должно получиться слово.

-Какие слова у вас получились?

1 вариант – слово «жатва»

2 вариант – слово «стена»

Два ученика выходят к интерактивной доске, на которой появились записанные слова 2 вариантов, класс проводит самопроверку слов, а обучающиеся у доски комментируют выбранные орфограммы.

-Есть ли среди слов причастия? Какие встретились в них орфограммы?

3.Проверка индивидуальной работы у доски.

(проверка написанного по памяти)

Развитие умения конкретизировать мысль,

совершенствование навыков выразительного чтения.

Книги – духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (А. Герцен).

1).Работа над интонацией в предложении, над выразительным чтением.

2).Какие здесь встретились причастия? Какова их роль в предложении?

Прочитайте без них. Что изменилось? Что изменилось с включением причастий?

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут  обучающимися  на данном этапе урока );
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен  обучающимися;
  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса,  в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся  к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

Объяснение нового материала

Цель этапа: определить роль причастий в художественном тексте методом лингвистического эксперимента

II.Изучение нового.

   1.Сегодня мы обратимся к текстам, созданным разными писателями в разное время, прочитаем тексты, которые вы подобрали дома самостоятельно. Мы должны ответить на главный вопрос урока: какова роль причастий в этих текстах.

Работа с текстом упражнения  № 160 (по учебнику В.В. Бабайцевой)

(в упражнении дан текст без причастий).

Выразительное чтение текста.

Он вышел в… сад.  … листья лежали на дорожках. … земля лопалась, густела, чавкала и налипала комьями. Девушка …следила за водой …  . И долго тогда стоял он … один в пустынном углу осеннего парка, глядя на … песок дорожки, на пёстрый ковёр … листьев, на … траву.

-Понравился ли вам текст?

-Почему не понравился?

Давайте его распространим, подобрав к выделенным словам прилагательные, одиночные причастия и причастные обороты из справочного материала, данного к упражнению.

Работа с интерактивной доской.

Обучающиеся называют выражения, которые появляются на доске.

Он вышел в пустынный, заброшенный сад. Набрякшие, размокшие листья лежали на дорожках. Схваченная заморозками и размытая земля лопалась, густела, чавкала и налипала комьями. Девушка, сидевшая на камне, следила за водой, с тихим журчанием вытекающей из разбитого кувшина. И долго тогда стоял он, одетый в серую шинель с алым воротником, один в пустынном углу осеннего парка, глядя на побуревший, размытый песок дорожки, на пёстрый ковёр облетевших листьев листьев, на поникшую траву.

Давайте прочитаем текст, который у нас получился.

-Что изменилось в тексте?

-Каким он стал?

-Какую роль играют в нем причастия?

-Какое настроение они создают?

Мы восстановили отрывок из повести А.Дугина об А.С.Пушкине.

-К какому стилю мы отнесем текст?

-К какому типу речи?

-Что изменилось в пунктуации текста?

Вывод: Причастия делают художественные описания более точными, конкретными,  употребляются и в роли эпитетов, передавая настроение автора.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут  обучающимися  на данном этапе урока;
  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть  обучающихся  не освоила новый учебный материал.

Развитие умственной деятельности и способности обобщать

      Работа в   группах

Воспитание чувства коллективизма, инициативности, достоинства.

Закрепление навыка правописания причастий.

III.Работа в творческих группах по плану.

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Нахождение причастий и их разбор.
  3. Определить роль причастий в тексте, сделать обобщающий вывод.

Учащиеся анализируют тексты художественного, научного, публицистического стилей.

Класс выписывает причастия и причастные обороты с определяемыми словами из текстов.

Первая группа анализирует отрывок из рассказа В.Астафьева «Мальчик в белой рубашке».

   На пути мальчишки преодолели горную речку, пусть и мелкую, но с завалами; затем таежную седловину с каменными останцами и горбатинами, пока скатились по обвальному спуску в ущелье, где нет воды, но дополна раскаленного, острого камешника, принесенного потоками во время дикого вешневодья. Они миновали раскаленное ущелье, уморившее в камнях траву и все живое, кроме змей и ящерок, и ниточка дороги, разматываясь, привела их на убранные покосы, затем в пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.

  1. Вывод обучающихся: причастия могут употребляться в роли эпитетов в художественном стиле. Они помогают создать картину природы, показать её живой, а не застывшей.

Вторая группа анализирует  поэтические тексты: стихотворение А.С.Пушкина «Осеннее утро» и М.Ю.Лермонтова «Нищий».

публицистического стиля

А.С.Пушкин «Осеннее утро»

…Я не нашёл чуть видимых следов,

Оставленных ногой её прекрасной.

Задумчиво бродя в глуши лесов,

Произносил я имя несравненной;

И звал её – и глас уединенный

Пустых долин позвал её вдали.

К ручью пришёл, мечтами привлеченный;

Его струи медлительно текли,

Не трепетал в них образ незабвенный…

М.Ю.Лермонтов «Нищий»

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший , чуть живой

От глада , жажды и страданья.

                                                   Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

                                                  Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Вывод: причастия могут употребляться в поэзии  в роли эпитетов, они помогают выразить чувства лирического героя.

Третья группа анализирует текст публицистического стиля.

    Долго можно смотреть на маленький ручей, что вытекает из родника, смотреть на игру журчащей воды, слушать её нежную песню. Но если родник и ручей благоустроены тобой – радость испытываешь вдвойне.

     А сделал ли ты и твои товарищи  радостный подарок людям? Чистые берега пруда, обсаженные деревьями, – тополем, ивой, подземные ключи, превращённые в чистый колодец, - полезные и добрые дела школьников.

     Дарите людям счастье!

Вывод: причастия используются и  в текстах публицистического стиля.

Они помогают ярче выразить призывность, глубоко осмыслить текст.

Четвёртая группа анализирует текст научного стиля.

    Смешанные и широколиственные леса, расположенные южнее зоны тайги и занимающие восточный сектор умеренного пояса, протягиваются через всю Северную Америку. Эта территория, не подвергнутая покровному оледенению, сохранила виды древних растений. Наиболее распространённые деревья – клён, дуб, липа.

Растущие в этих лесах грибы могут встретиться даже на ветках деревьев. Обитающие здесь животные -  олени, медведи, рыси и разнообразные виды насекомых и птиц.

Вывод: причастия используются и в научном стиле.

Они помогают более точно и полно, ёмко и сжато описать предмет, явления окружающего мира.

Пятая группа представляла творческое задание. Обучающиеся читали оды, которые они сочинили сами и в которых они должны были передать жанровые особенности оды  на современные темы с использованием причастий. Они должны были не только прочитать их, но и проанализировать.

 Вывод: причастия  используются в одах для придания тексту торжественности, величавости

После анализа всех текстов в тетради записывается обобщающий вывод о роли причастий в текстах разных стилей.

РОЛЬ ПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

  1. Причастия могут употребляться в поэзии  в роли эпитетов.
  2. Причастия употребляются  в прозаических художественных произведениях. Они помогают создать картину природы, показать её живой, а не застывшей.
  3. Причастия используются и в научном стиле.

Они помогают более точно и полно, ёмко и сжато описать предмет, явления окружающего мира.

  1. Причастия используются в текстах публицистического стиля.

Они помогают ярче выразить призывность, способствуют глубокому осмыслению текста.

  1. Причастия придают высказыванию книжный характер.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для обучающихся  (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;
  • определение и разъяснение обучающимся  технологии успешного выполнения домашнего задания.

5. Подведение итогов урока (2 мин.)

        IV. Итог урока.

Причастия и причастные обороты придают высказыванию книжный характер.

В разговорной речи они используются меньше.

-Почему?

-Нужно ли их использовать в своих сочинениях?

А.С.Пушкин отмечал «выразительную краткость причастий».

  «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

   Итак, причастия в речи можно использовать, но нельзя перебарщивать, не допускать речевых и грамматических ошибок.

V.Оценка работы творческих групп.

6. Информация о домашнем задании (1 мин.)

VI.Домашнее задание.

Упражнение №185 (пересказ текста с использованием причастий и причастных оборотов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Урок русского языка 7 класс "НЕ с причастиями"

Тема:  Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Цель урока: 1) познакомить уч-ся с правилом написания не- с причастиями;2) формировать навыки написания частицы не и...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка на тему "Имя числительное как часть речи"

Есть презентация. Могу поделиться, пишите в сообщения...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...