Правописание –з и –с на конце приставок.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Отрабатывать способ действия при выборе з,с на конце приставок;
навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_-z_i_-s_na_kontse_pristavok.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31им. А.П. Жданова»
Урок по русскому языку
в 5 классе
Правописание –з и –с на конце приставок.
ф.и.о. учителя Костылева
Надежда
Николаевна
Правописание –з и –с на конце приставок.
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»
Задачи:
- обучающие:
1. формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;
2 отрабатывать способ действия при выборе з,с на конце приставок;
навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;
-развивающие:
развивать мыслительные процессы, память, внимание; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; орфографическую зоркость.
-воспитательные:
воспитывать способность к адекватной самооценке, бережное отношение к природе, уважительное отношение к окружающим.
Ход урока
- Постановка целей и задач.
В некотором царстве, орфографическом государстве
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили.
Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам, которые много чего на свете знают и даже правила русского языка
Поможем и дадим совет… Какой?
Чтоб снова наступил мир и лад в государстве.
Слайд Инструкция
1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.
2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:
а) слова с приставками, оканчивающимися на З,
б) слова с приставками, оканчивающимися на С.
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.
5. Графически обозначьте орфограмму.
Водопад.
Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.
Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.
Дорогие юные друзья!
Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всё, что взяли у природы Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.
Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга, не разжигайте костры!
Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому расписанию. Утром их разбудит солнышко. Первым расправит широкие лепестки шиповник, вспыхнут яркие огоньки маков. Гусеницы иногда обгрызают листочки у цветов.
У нас часто гибнут леса от безжалостного обращения. Иногда бессознательно бросают спичку, а она уничтожает большие участки леса. Срубить дерево легко, а растить его надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он восстанавливает леса, расчищает лес от сухостоя. Есть у него и друзья: птицы, лисицы, крот. Много можно рассказать об их помощи лесу.
- Вывод –правило, сравним с учебником стр 30, п. 83
- Слайд + глух. и зв. согл
- В тексте у ребят есть слово СРУБИТЬ, спилить, сжечь
НО!!! ЗДЕСЬ
ЗДАНИЕ
ЗДОРОВЬЕ
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без –
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Обрати внимание на «здесь, здоровье, здание»
«З» нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
Слушайте, слушайте, да внимайте, да на ус мотайте:
Урок наш продолжаается!
Сейчас проверим ваши знания,
Слушайте задание внимательно!
Кто уши хорошо раскроет,
Тот правильно всё усвоит,
А кто невзначай уснёт,
Тот ничего не поймёт
- Ветер рассыпал слова, их нужно восстановить.( записывают в тетради)
РАЗ долье
БЕС помощный
ВС пыхивать
ВЗ лететь
БЕЗ вкусный
РАС шевелить
- Задание будет необычным. Я хочу, чтобы вы подарили друг другу цветы. Это будут ромашки, но не простые. На лепестках запишите слова , которые начинаются с приставки в центре кружка.
БЕЗ, БЕС, РАЗ
Мы должны заботиться о природе . Я хочу, чтобы вы тоже заботились о своих близких, друзьях, не были бы равнодушными. По-настоящему можно любить только сердцем. Подумайте над стихотворением
Э. Мошковской « Не верится»
Человек бесчеловечный.
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасный, бессердечный
Человек бесчеловечный.
Мне бы хотелось, чтобы вы были человечными, искренними.
У каждого слова, как и у людей, свой характер. Слова, одно из которых тихое, немногословное, а другое, наоборот, бойкое, подвижное, плохо слушали учителя и … ошиблись. Помоги им, пожалуйста, исправить их ошибку. Обоснуй своё решение.
Бе…радостный Бе…покойный Бе…заботный Бе…вредный | Бе…корыстный Бе…страшный Бе…молвный Бе…хитростный |
- Паутинка. Запишите пословицу.
Маслом каши не и…портишь.
(Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.)
Сам кашу заварил, сам ее и ра…хлебывай.
(Затеял недоброе дело, наделал ошибок – сам и исправляй их!)
Не учись разрушать, а учись строить.
Маленькое дело лучше большого безделья
- Подбери пары антонимов
Труд –
Увядает –
Талантливый –
Закат –
Появляться –
Мощь –
- Инд-но
бе…силие
бе…делье
ра…свет
и…чезать
бе…дарный
ра…цветае
Сказочное королевство
1) ВО…ХОЖДЕНИЕ | 1) ВО…ПОЛНИТЬ |
2) РА…ЖЕЧЬ | 2) БЕ…ГРАНИЧНОЕ |
3) РА…ФОРМИРОВАТЬ | 3) БЕ…ЖАЛОСТНЫЙ |
4) БЕ…ДОМНЫЙ | 4) БЕ…СРОЧНЫЙ |
5) И…КОРЕНИТЬ | 5) ВО…ТРЕБОВАТЬ |
6) РА…БАВИТЬ | 6) РА…ГОРЕТЬСЯ |
7) БЕ…ДОННАЯ | 7) РА…БУДИТЬ |
8) РА…ПРОБОВАТЬ | 8) РА…ТРЕПАТЬ |
9) РА…БРОСАТЬ | 9) ВО…ПОЛЬЗОВАТЬСЯ |
10) БЕ…ШУМНЫЙ | 10) И…ЦАРАПАТЬ |
11) РА…ГАДАТЬ | 11) РА…ВОДИТЬ |
12) БЕ…ПРЕДЕЛЬНЫЙ | 12) ВО…ДЕЛЫВАТЬ |
13) ВО…ДАТЬ | 13) БЕ…СНЕЖНЫЙ |
14) В…ТРЯХНУТЬ | 14) В…ЛЕТЕТЬ |
15) В…БЕЖАТЬ | 15) В…ПОМНИТЬ |
- Молодые растения, выращенные для пересадки, – рассада
- Установленный порядок в каком-либо деле – распорядок
- Жидкость из-под засоленных в ней овощей – рассол
- Фуражка без козырька – бескозырка
- Сбор сведений о противнике – разведка
- Время появления солнца над горизонтом – рассвет
- Состояние, когда человеку не спится - бессонница
- С. р
бе…болезненный
бе…шумный
в…дыхать
бе…цельный
ра…валиться
и…кусать
…дуть
ра…смотреть
в…пыхнуть
бе…вольный
и…править
…доровье
- Рефлексия
Королевство З и С. Дети получают слово на карточке и выбирают нужное «королевство»
- Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)
У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
«Правописание букв з-с на конце приставок» Технологическая карта
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Правописание букв з-с на конце приставок" по учебнику Львовой С.И., Львова В.В....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»
Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих. Буквы о, а на конце наречий. Правописание гласных на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Разработка урока "Правописание з- и с- на конце приставок."
Методическая разработка выполнена в соответствии ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе...