Правописание –з и –с на конце приставок.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Костылева Надежда Николаевна

Отрабатывать способ действия при выборе з,с на конце приставок;

навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_-z_i_-s_na_kontse_pristavok.doc292 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №  31им. А.П. Жданова»

Урок   по русскому языку

 в  5  классе

                           Правописание –з и –с на конце приставок.

                                                       ф.и.о. учителя    Костылева

                                                                                Надежда

                                                                                      Николаевна

 

Правописание –з и –с на конце приставок.

Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»

Задачи:

- обучающие:

1. формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

2  отрабатывать способ действия при выборе з,с на конце приставок;

навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова, отрабатывать умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня;

-развивающие:

     развивать мыслительные процессы, память, внимание; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; орфографическую зоркость.

       -воспитательные:

воспитывать способность к адекватной самооценке,  бережное отношение к природе, уважительное  отношение к окружающим.

                                        Ход  урока

  • Постановка целей и задач.

В некотором царстве, орфографическом государстве

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили.

Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С

Кто главней?

Кому стоять на конце этих приставок?

З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!          

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,  которые  много чего  на свете знают  и даже правила  русского языка

Поможем  и дадим  совет… Какой?

Чтоб         снова наступил мир и лад в государстве.

     

    Слайд                                                     Инструкция

 1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

 2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам:

 а) слова с приставками, оканчивающимися на З,

 б) слова с приставками, оканчивающимися на С.

 3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С.

 4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках.

 5. Графически обозначьте орфограмму.

                                   Водопад.

        Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.

      Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

                                   Дорогие юные друзья!

       Мы бесплатно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Но леса безжалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо возмещать всё, что взяли  у  природы   Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

          Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга,  не  разжигайте костры!

       Многие  растения  раскрывают  и  закрывают  венчики  своих  цветков  по  определённому  расписанию.  Утром  их  разбудит  солнышко.  Первым   расправит   широкие  лепестки  шиповник,  вспыхнут  яркие  огоньки  маков.  Гусеницы  иногда  обгрызают  листочки  у  цветов.  

 У  нас  часто  гибнут  леса  от безжалостного  обращения.  Иногда  бессознательно  бросают  спичку, а  она  уничтожает  большие  участки  леса.  Срубить дерево  легко, а  растить его надо  десятки лет. За  посадками  молодых  деревьев следит лесовод.  Он восстанавливает леса,  расчищает лес от сухостоя.  Есть у него и  друзья:  птицы, лисицы, крот. Много можно рассказать об  их  помощи  лесу.

  • Вывод –правило,  сравним с учебником стр  30, п. 83
  • Слайд  + глух. и зв.   согл
  • В  тексте  у ребят  есть слово    СРУБИТЬ, спилить,  сжечь

   НО!!!    ЗДЕСЬ

                  ЗДАНИЕ

                   ЗДОРОВЬЕ

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз -, из -, через -, раз -, и без –

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки – это непоседы!

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Обрати внимание на «здесь, здоровье, здание»

«З» нельзя в них отделить,

Чтобы смысл не повредить.

Слушайте, слушайте, да внимайте, да на ус мотайте:

 Урок наш продолжаается!

 Сейчас проверим ваши знания,

 Слушайте задание  внимательно!

 Кто уши хорошо раскроет,

 Тот правильно всё усвоит,

 А кто невзначай уснёт,

 Тот ничего не поймёт

  • Ветер  рассыпал слова, их нужно восстановить.( записывают в тетради)

РАЗ                 долье

БЕС                 помощный

ВС                   пыхивать

ВЗ                   лететь

БЕЗ                  вкусный

РАС                 шевелить

  • Задание будет необычным. Я хочу, чтобы  вы подарили друг другу цветы. Это будут ромашки, но не простые.  На  лепестках запишите  слова , которые начинаются с приставки в центре кружка.

     БЕЗ, БЕС, РАЗ

 

           Мы  должны  заботиться о природе .  Я хочу,  чтобы вы тоже заботились о своих близких, друзьях, не были бы равнодушными. По-настоящему можно любить только сердцем. Подумайте над стихотворением  

  Э. Мошковской « Не верится»

Человек бесчеловечный.

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится!

Он невинный, безобидный,

Крокодил бескрокодильный,

Но опасный, бессердечный

Человек бесчеловечный.

Мне бы хотелось, чтобы вы были человечными, искренними.

              У каждого слова, как и у людей, свой характер. Слова, одно из которых тихое, немногословное, а другое, наоборот,  бойкое, подвижное, плохо слушали учителя и … ошиблись. Помоги им, пожалуйста, исправить их ошибку. Обоснуй своё решение.           

Бе…радостный Бе…покойный Бе…заботный             Бе…вредный                                                                                                                                

Бе…корыстный Бе…страшный Бе…молвный Бе…хитростный

  • Паутинка.  Запишите пословицу.

Маслом каши не и…портишь.

(Полезное, приятное               не может принести вреда, даже если его слишком много.)

Сам кашу заварил, сам ее и ра…хлебывай.

(Затеял недоброе дело, наделал ошибок –           сам и исправляй их!)

Не  учись  разрушать,  а  учись строить.

Маленькое  дело  лучше  большого  безделья

  • Подбери пары антонимов

Труд –

Увядает –

Талантливый –

Закат –

Появляться –

Мощь –

  • Инд-но

бе…силие

бе…делье

ра…свет

и…чезать

бе…дарный

ра…цветае

Сказочное королевство

1) ВО…ХОЖДЕНИЕ

1) ВО…ПОЛНИТЬ

2) РА…ЖЕЧЬ

2) БЕ…ГРАНИЧНОЕ

3) РА…ФОРМИРОВАТЬ

3) БЕ…ЖАЛОСТНЫЙ

4) БЕ…ДОМНЫЙ

4) БЕ…СРОЧНЫЙ

5) И…КОРЕНИТЬ

5) ВО…ТРЕБОВАТЬ

6) РА…БАВИТЬ

6) РА…ГОРЕТЬСЯ

7) БЕ…ДОННАЯ

7) РА…БУДИТЬ

8) РА…ПРОБОВАТЬ

8) РА…ТРЕПАТЬ

9) РА…БРОСАТЬ

9) ВО…ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

10) БЕ…ШУМНЫЙ

10) И…ЦАРАПАТЬ

11) РА…ГАДАТЬ

11) РА…ВОДИТЬ

12) БЕ…ПРЕДЕЛЬНЫЙ

12) ВО…ДЕЛЫВАТЬ

13) ВО…ДАТЬ

13) БЕ…СНЕЖНЫЙ

14) В…ТРЯХНУТЬ

14) В…ЛЕТЕТЬ

15) В…БЕЖАТЬ

15) В…ПОМНИТЬ

  • Молодые растения, выращенные для пересадки, – рассада
  • Установленный порядок в каком-либо деле – распорядок
  • Жидкость из-под засоленных в ней овощей – рассол
  • Фуражка без козырька – бескозырка
  • Сбор сведений о противнике – разведка
  • Время появления солнца над горизонтом – рассвет
  • Состояние, когда человеку не спится - бессонница

  • С. р

бе…болезненный

бе…шумный

в…дыхать

бе…цельный

ра…валиться

и…кусать

…дуть

ра…смотреть

в…пыхнуть

бе…вольный

и…править

…доровье

  • Рефлексия

Королевство З и С. Дети получают слово на карточке и выбирают  нужное «королевство»

  • Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

«Правописание букв з-с на конце приставок» Технологическая карта

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе  "Правописание букв з-с на конце приставок" по учебнику Львовой С.И., Львова В.В....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»

Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...

Разработка урока "Правописание з- и с- на конце приставок."

Методическая разработка  выполнена в соответствии ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе...