Урок русского языка в 7 классе. "Деепричастие кк часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
вводный урок. Знакомимся с деепричастиями. урок постороено по ФГОС. включает в себя презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока. деепричастие как часть речи. | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Деепричастие как часть речи».
Тип урока: урок изучения новой темы
Используемое оборудование: ПК, видеопроектор
Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.
Основные понятия: части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.
Цели
Образовательные:
активизировать знания по теме «Деепричастие»;
познакомить с деепричастиями как частью речи и деепричастным оборотом;
отработать практическое умение образовывать деепричастия;
формировать умение нахождения деепричастий в тексте, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия.
Воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет деепричастий, конструирование предложений;
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, иллюстрации, ПК, аудиозаписи
- Оргмомент.
Здравствуйте, дорогие ребята и присутствующие гости! Меня зовут А.Г., сегодня урок у вас проведу я. А вы мне поможете, надеюсь! Откройте, пожалуйста тетради и запишите число.
- Актуализация знаний.
- Слайд №1. – Ребята, что вы видите на экране?
- карту Башкортостана.
- я вам раздала текст. Давайте прочитаем его.
- Это слова Мустая Карима. Вы знаете, кто это?
- башкирский советский поэт, писатель и драматург.
Слайд №2. Башкирия порою казалась мне маленьким зеленым листком на вечнозеленой березе по имени Россия. Порою она мне кажется огромным узорчатым покрывалом, наброшенным на спину неистово скачущего коня. Тем конем является Урал, он вечно мчится с юга на север, неся с собой Европу и Азию. Еще не без тщеславия я думаю о том, что наша земля Башкирия и есть один из золотых швов, скрепивших эти два континента.
- Какова тема этого текста? (о Башкортостане)
2. - посмотрите на выделенное слово. Вы можете дать толкование этого слова? Давайте посмотрим, что это за слово в словаре.
Слайд №3. (Неистовый -ая, -ое; -ов. Необычайно сильный в проявлении чего-н., буйный, безудержный. Неистовая радость. Неистовая буря. II сущ. неистовость, -и, ж.
- посмотрим на словосочетание УЗОРЧАТОЕ ПОКРЫВАЛО. Как вы понимаете?
(красивое, яркое). А как называется этот троп? (эпитет). Это яркое определение.
- Выпишите, пожалуйста, в тетрадь второе предложение. Подчеркните грамматическую основу, найти определение. объяснить запятую, выделить определяемое слово. (один ученик выполняет у доски). Проверяем.
Обратите внимание на листочки самооценки. Если без ошибок – 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3 – 4 ошибки – 1 балл.
- Проблемная ситуация. Слайд №4
Давайте поработаем теперь со следующим предложением. Выпишите слова, которые обозначают действие. ( является. Мчится, неся). Все ли они являются глаголами? Давайте зададим к ним вопрос?
А что это за часть речи? Деепричастие. Тема урока –«деепричастие как часть речи.» записываю на доске и дети тоже.
Данные слова принадлежат к части речи, которая называется деепричастиями.
- В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.
- Целеполагание.. слайд №5.
- Сегодня я узнаю о …..
- научусь (чему? Что делать?)……
- Выполню …
- Изучение нового материала. Работа с учебником (стр. 76 учебника)
- Работа в группах. Класс делится на три группы – на три ряда. (я подхожу к каждой и помогаю ей).
1-ая группа. Рассматривает глагольные признаки деепричастия.
2-ая группа. Рассматривает наречные признаки деепричастия.
3-ья группа. Подводит итоги. Обобщает.
Ответы обучающихся.
1ая. Глагольные признаки деепричастия НЕСЯ – от гл. нести. Бывает как и глагол двух видов. Несов.вид.
Слайд №6 Что делать? – Что делая?
Что сделать? – Что сделав?
2ая. Не изменяется. (склоняем по лицам – она мчится, неся, он мчится, неся и т.п.)
Мчится (как?) неся.
3ья. Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая ……
- А где основное и добавочное действие?
Ставим баллы за ответы.
- Самоконтроль.
- Давайте применим полученные вами знания на практике.
Слайд. №7. От этих деепричастий образуйте глаголы и запишите их в тетрадь.
Убирая листву….
Думая о природе….
Восхищаясь лесом…
Наслаждаясь чистым воздухом…
Слайд №8. А теперь давайте попробуем наоборот – от глаголов образовать причастие.
Зеленеть –
Расцветать –
Облететь –
- Физминутка. Под шум листвы. Я читаю глаголы и деепричастия. Если глагол – поднимаем одну руку. Если деепричастие – две руки: убежал, посмотрев, увянуть, плавать, поспевая, холодает, подморозив, льется. Белый, белеть, белея.
- Закрепление.
- Найдите среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия.
Сделанная работа, возвращаясь в лес, любимый сад, плывя по морю, не нарушая тишины, упав в траву.
Оцениваем.
- Найдите деепричастия в предложениях.
Черная птица, промчавшись над песками, скрылась во мраке.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака.
- А теперь давайте посмотрим на предложение на доске. Как вы думаете, какое будет продолжение предложения правильным?
Выстроившись в колонны,
1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.
2) длина их может достигать 100-200 метров.
3) кочевые муравьи отправляются в поход.
4) начинается поход муравьев.
Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Найдите среди этих предложения правильно построенное. А остальные необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.
1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.
4. я убирал листву, разговаривая с одноклассниками.
Объяснить и оценить.
- Рефлексия. Составить предложения из слов, словосочетаний, которые были использованы на уроке.
Чтение предложений. – о чем говорилось во всех предложениях, с которыми мы работали?
(о природе). Как вы думает, почему?
Год экологии. Экология – наука, изучающая природу.
- Посчитаем баллы. Поставим оценки. У кого баллов мало, делает д/з упр. 183.
А у кого много – пишет мини сочинение на тему «природа – наш дом родной»
- Что больше всего вам понравилось?
- Что нового вы узнали?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- За что можете себя похвалить?
- Как вам работалось?
- Что получилось?
- Осталось ли что-нибудь непонятным?
1.
Башкирия порою казалась мне маленьким зеленым листком на вечнозеленой березе по имени Россия. Порою она мне кажется огромным узорчатым покрывалом, наброшенным на спину неистово скачущего коня. Тем конем является Урал, он вечно мчится с юга на север, неся с собой Европу и Азию. Еще не без тщеславия я думаю о том, что наша земля Башкирия и есть один из золотых швов, скрепивших эти два континента. М. Карим
2.Найдите деепричастия.
Сделанная работа, возвращаясь в лес, любимый сад, плывя по морю, не нарушая тишины, упав в траву.
3. Найдите деепричастия в предложениях.
Черная птица, промчавшись над песками, скрылась во мраке.
А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.
Хорошо, когда, радуя глаз, светит солнце, когда, перегоняя друг друга, плывут по чистому небу облака.
4. найдите правильно построенное предложение, а остальные попробуйте исправить.
1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.
4. я убирал листву, разговаривая с одноклассниками.
1.Деепричастие отвечает на вопросы
1) что делал? что сделал? 2) что делая? что сделав? 3) каков предмет?
2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
1) глагола и прилагательного 2) наречия и прилагательного 3) глагола и наречия
3. Деепричастие –
1) изменяемая часть речи 2) неизменяемая часть речи 3) имеет окончание
4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие
1) вид 2) возвратность 3) время
1.Деепричастие отвечает на вопросы
1) что делал? что сделал? 2) что делая? что сделав? 3) каков предмет?
2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
1) глагола и прилагательного 2) наречия и прилагательного 3) глагола и наречия
3. Деепричастие –
1) изменяемая часть речи 2) неизменяемая часть речи 3) имеет окончание
4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие
1) вид 2) возвратность 3) время
1.Деепричастие отвечает на вопросы
1) что делал? что сделал? 2) что делая? что сделав? 3) каков предмет?
2. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?
1) глагола и прилагательного 2) наречия и прилагательного 3) глагола и наречия
3. Деепричастие –
1) изменяемая часть речи 2) неизменяемая часть речи 3) имеет окончание
4.Укажите признаки глагола, которые имеет деепричастие
1) вид 2) возвратность 3) время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс
Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
- Мне нравится (3)