Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Предложение»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Тема урока русского языка в 5 классе : «Предложение». Цели: образовательная: сформировать понятие предложения, грамматической основы предложения, интонации конца предложения.
Развивающая: развивать устную и письменную связную речь, память, внимание. Воспитательная: воспитывать трудолюбие, любовь к своей малой родине, природе, прививать интерес к русскому языку. Форма: игра - путешествие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_predlozheniedokument_microsoft_word_16.docx | 100.47 КБ |
predlozhenie.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа имени С. Ильина села Жуково
Муниципального района Уфимский район
Открытый урок
русского языка
в 5б классе
по теме
«Предложение»
Учителя русского языка и литературы
Якуповой Гульсины Ильдусовны
2014 - 2015 учебный год
Тема: «Предложение»
Цели:
Образовательная: сформировать понятие предложения, грамматической основы предложения, интонации конца предложения.
Развивающая: развивать устную и письменную связную речь, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, любовь к своей малой родине, природе, прививать интерес к русскому языку.
Форма: игра - путешествие
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята.
- Проверьте, все ли необходимое находится на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.(Слайд 2)
- Добрый день! - тебе сказали
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.
- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказочное царство «Русский язык» на ковре-самолете(Слайд 3-5). У каждого серьезного путешествия есть маршрут движения. Наши станции:
Станция Станция Станция Станция Станция Станция
«Ребус» «Поэтическая» «Теоретическая» «Расшифруем текст» «Проверим себя» «Примеряем шляпы» (Слайд 6)
2. Выведение темы урока.
Учитель: в тетрадках запишите число, классная работа. Отправимся в увлекательное путешествие на нашем ковре-самолете. Ворота в наше сказочное царство не открываются.(Слайд7)Нужно выполнить задания. Наша первая станция «Ребус»(Слайд 8)
Как называется наша тема, вы узнаете тогда, когда разгадаете этот ребус (оформлен на отдельном листе).
(П репа' (п=д) ложка'' енот'' 'кит' Е)
Итак, посмотрите на экран… Ворота открылись (Слайд 9) Правильно, наша тема – Предложение.
2.Проверка изученного на прошлом уроке материала
Отправляемся в путь дальше. Следующая станция «Поэтическая»(Слайд 10)
-Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина. Составьте с ними стихотворную фразу .
(наступил, уж, октябрь, отряхает, роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние)
-Что получилось? (слайд 11)
Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей.
- Докажите, что это не словосочетания, а предложения.
Что называется словосочетанием? ( Материал прошлого урока. Слайд 12)
Ученик: Словосочетание – единица языка, Состоит из двух и более самостоятельных слов. Одно из них главное, другое - зависимое. Выражает законченную мысль.
Ученик: Это предложения, потому что выражают законченную мысль. Слова связаны по смыслу. На конце знак завершения - точка.
Учитель: Молодцы. А как называется раздел языка, который изучает словосочетания и предложения?
Ученик: Синтаксис.
Учитель: А какой раздел изучает знаки препинания?
Ученик: Пунктуация (Слайд13)
3. Изучение нового материала.
Учитель: Отправимся дальше к следующей станции «Теоретическая». (Слайд 14) Сегодня объяснят новую тему ваши одноклассники в небольшой сценке. Пожалуйста!
(Сценка подготовлена заранее. Главные действующие лица: Предложение, Грамматическая основа предложения, Интонация конца предложения, Точка, Вопросительный знак, Восклицательный знак, Многоточие. У героев сценки - знаков препинания - на груди помещены кружки с символами – (.), (?), (!), (…).
У остальных действующих лиц в руках плакаты – “кирпичики” с признаками предложения. Из этих “кирпичиков” в конце сценки будет построен дом для Предложения).
Предложение:
- Пора знакомиться, друзья,
Я – Предложение,
А вот моя семья (показывает на других участников сценки).
Грамматическая основа предложения:
- Кто достоин восхищенья?
Кто ядро предложенья?
Ну, конечно, это я -
Основа грамматическая!
В свой состав включаю часто
Оба главных члена я.
А бывает, что найдёте
Подлежащее одно
Или же сказуемое!
Интонация конца предложения:
- В устной речи я, друзья,
Укажу на конец предложения!
Знаки препинания (хором):
В речи письменной, друзья,
Ставьте знаки препинания!
Точка:
- Ты сообщенье записал –
Поставь скорее точку!
И не смотри, что я мала,
Ведь я помощница твоя.
За мной на карте города:
Москва, Уфа и Тверь,
Я так важна, уж ты поверь!
Вопросительный знак:
- Я, ребята, знак вопроса,
Изогнулся весь в дугу-
Тяжела вопроса ноша:
Что? Зачем? И почему?
Как спросить что соберётесь-
Без меня не обойдётесь!
Восклицательный знак:
- Я везде, где радость
И где восхищенье,
Хочешь чувства подчеркнуть?!
Меня поставить не забудь!
Многоточие:
- Вам больше нечего сказать?
Поставьте многоточие…
Предложение:
- Что сказали мы, друзья,
Записать теперь пора.
Вы постройте-ка мне дом,
Буду жить комфортно в нём!
Все вместе строят дом для Предложения – свои “кирпичики” помещают на доску.
Дом Предложения на доске и на слайде15-17:
Учитель: Ребята, по этой схеме, расскажите, что вы знаете о предложении.
Ученик: Предложение выражает законченную мысль о ком-то или о чем-то. В предложении есть грамматическая основа. Это главные члены – подлежащее и сказуемое.
В предложении могут быть оба главных члена, а иногда бывает только подлежащее или только сказуемое. Конец предложения мы показываем интонацией завершения, а на письме ставим знаки завершения: точку, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о грамматической основе предложения?
Ученик: Грамматическая основа - подлежащее и сказуемое. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Чаще всего выражается именем существительным или местоимением, подчеркивается одной чертой. Сказуемое отвечает на вопросы что делать? что сделать?, чаще всего выражается глаголом, подчеркивается двумя линиями.
4. Работа с текстом
Учитель: Молодцы! Мы приближаемся к станции «Расшифруем текст». Сейчас за окном осень – красивое время года. Ой, вот беда! Перед вами зашифованная запись. (Учитель раздаёт каждому ученику отпечатанный текст).
Ребята, помогите установить границы предложений (где писать с большой буквы) и расставить пропущенные буквы и знаки препинания на конце. Полученные предложения запишите в свои тетради.(Слайд 18)
Наступила з…лотая осень идем мы по тр…пинке в л…су как разбушевался л…стопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
Дети составляют предложения и записывают в тетрадь.
Учитель: Что же у нас получилось? Давайте прочитаем. (Объясняют орфограммы, делают вывод о проверяемых безударных гласных. (Комментированное чтение))
(Слайд 19-21)
Наступила золотая осень. Идем мы по тропинке в лесу.
Как разбушевался листопад! Листья покрыли все кругом. Что же будет дальше?
(Каждое предложение читается учениками с соблюдением интонации конца предложения)
1.Являются ли эти предложения текстом?
- Да. Предложения связаны по смыслу. Одна тема, идея.
2. Как можно озаглавить данный текст?
– Осень. Осенний листопад
- Да, ребята. У нас получился текст, с которым мы еще будем работать.
3. Найдем и графически обозначим грамматические основы предложений (Комментирование по желанию) (Слайд22)
Учитель: Ребята, у нас впереди остановка – станция «Примеряем шляпы»(Слайд 23)
Задание: надеваем черную шляпу и белую –составляем предложения на тему «Осень», но по –разному( черная шляпа – осень не нравится, белая шляпа – осень нравится).
5. Физкультминутка (Слайд 24)
6. Закрепление изученного материала
Учитель: А дальше нас ожидает станция «Проверь себя» (Слайд25)
Чтобы пройти эту станцию нам необходимо выполнить по учебнику упражнение 141. ( В первых трех предложениях найти и подчеркнуть основы)
(Взаимопроверка по парам, оценивание, комментарий)
7. Подведение итогов.
Учитель:
- Вот и настала пора возвратиться к дому Предложения. Давайте вспомним основные признаки предложения (ученики называют черты предложения по дому – схеме): Предложение – это высказывание о ком-то, о чём-то. В предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое, основа предложения может включать только подлежащее или только сказуемое. В устной речи предложение произносят с особой интонацией – интонацией конца предложения. В письменной речи в конце предложения ставят точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.
8. Рефлексия
Учитель: Какая станция вам больше понравилась? Почему?
На какую из них вы хотели бы вернуться?
Многие ребята активно работали и получили хорошие отметки:
9. Домашнее задание:
Упр.143, параграф 28.
Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен, до свидания!
.
?
!
…
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
-----------------------------------------------------------------------------
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
-----------------------------------------------------------------------------------
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
-----------------------------------------------------------------------------------
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
-----------------------------------------------------------------------------------
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
------------------------------------------------------------------------------
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
-----------------------------------------------------------------------------------
Наступила золотая осень идем мы по тропинке в лесу как разбушевался листопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
Станция «Ребус»
Станция «Поэтическая»
Станция «Теоретическая»
Станция «Расшифруем текст»
Станция «Проверим себя»
Станция «Примеряем шляпы»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Добрый день! - тебе сказали - Добрый день! - ответил ты, Нас две ниточки связали. Теплоты и доброты
1.Станция - «Ребус» 2.Станция - «Поэтическая» 3.Станция - « Теоретическая» 4.Станция – « Расшифруем текст » 5. Станция – « Проверим себя» 6. Станция - «Примеряем шляпы » Маршрут путешествия
Станция «Ребус»
Станция «Поэтическая» наступил, уж, октябрь, отряхает , роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает Последние листы С нагих своих ветвей . А.С.Пушкин
1.Что называется словосочетанием ? 2.Как называется раздел языка, который изучает словосочетания и предложения ? 3.Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? Опрос по домашнему заданию
Синтаксис и Пунктуация
Станция «Теоретическая».
Дом предложения
станция «Расшифруем текст». Наступила з… лотая осень идем мы по тр …пинке в л…су как разбушевался л… стопад листья покрыли все кругом что же будет дальше
Работа с текстом 1.Являются ли эти предложения текстом ? 2. Как можно озаглавить данный текст? 3. Найдем и графически обозначим грамматические основы предложений.
Наступила золотая осень. Идем мы по тропинке в лесу. Как разбушевался листопад! Листья покрыли все кругом. Что же будет дальше?
Наступила золотая осень. Идем мы по тропинке в лесу. Как разбушевался листопад ! Листья покрыли все кругом. Что же будет дальше?
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. Мы качаем головой влево, вправо, влево, вправо. Мы руки поднимаем Выше, выше. Мы руки опускаем Ниже, ниже. Мы руки разведем, и урок опять начнем.
станция « Проверяем себя»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 5класса "Путешествие в страну лексикологию"
Тема: Урок-соревнование по теме «Лексика»Тип урока: обобщающий урокФорма урока: играЦели урока: комплексное повторение темы «Лексика»; развитие знания о лексике; воспитание у учащихся чувства сплоченн...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Простое предложение и его грамматическая основа...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе. Тема урока "Простое предложение".
Разработк урока "Простое предложение"-первый урок по теме "Грамматическая основа предложения"....
Конспект урока по русскому языку для 6 класса. Тема: "Сложное предложение и его виды".
Задачи урока:-образовательные:расширение и углубление знаний о сложном предложении;формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;умение устанавливать смысловые отношени...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема. Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки
Открытый урок русского языка в 9 классе. Тема: сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным следствия, уступки....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...
План - конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока: "Предложение".
Актуализация знаний учащихся о предложении: выражение законченной мысли в предложении; определение предложений в тексте; правило записи предложения. Развитие умения заканчивать мысль в предложении одн...