Морфологические нормы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Фаррахова Альбина Фанильевна

Морфологические нормы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obrazovanie_form_slov_1.pps600 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание А3 Морфологические нормы

Слайд 2

В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка. Чаще всего допускаются ошибки в образовании формы: 1) сравнительной и превосходной степени прилагательных; 2) собирательных числительных; 3) целых и дробных числительных; 4) родительного падежа числительных; 5) именительного и родительного падежа множественного числа существительных; 6) косвенных падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.

Слайд 3

ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ!

Слайд 4

Образование форм степеней сравнения прилагательных Сравнительная Превосходная Простая Сложная Простая Сложная -ее, -ей Сильный - сильнее Более, менее Сильный – более сильный -ейш, -айш Сильный - сильнейший Самый, наиболее, всех Сильный – самый сильный Обратите внимание! · Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Неправильно говорить: наиболее умнейший, менее красивее, самый талантливейший и т.п. Правильный вариант: наиболее умный; менее красивый; самый талантливый.

Слайд 5

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок Правило Правильный вариант Сложные Шестьсот рублей При склонении у сложных числительных изменяются обе части (четырёхсот (р.п.), четыремстам (д.п.), четырьмястами (тв.п.), о четырехстах (п.п.), нет шестисот рублей, о четырёхстах книгах. составные Тремя тысячами пятистами восьмидесятью семью При склонении составных числительных изменяется каждое слово (трём тысячам семистам пятидесяти двум (д.п.), пятью тысячами восьмьюстами пятьюдесятью шестью (тв.п); Тремя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью дробные При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (трёх (каких?) седьмых; пяти (каким?) девятым).

Слайд 6

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок Правило Правильный вариант полтора и полтораста Полторами стаканами, Числительные полтора (ж.р. — полторы) и полтораста в им. и Вин.п.имеют указанную форму, а во всех остальных падежах — форму полутора и полутораста (полторы чашки (и.п.), полутора чашек (р.п.), полтораста центнеров (и.п.), полутораста центнерами (т.п.)). Полутора стаканами, полутораста друзьям. сорок, девяносто, сто Девяностам тетрадям; о сороках событиях; Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: им.п. и вин.п. — сорок, девяносто, сто, остальные падежи — сорока, девяноста, ста. девяноста тетрадям; о сорока событиях; к ста книгам.

Слайд 7

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок Правило Правильный вариант собирательные Двое девчонок, семеро женщин, трое кошек Эти числительные употребляются только а) с существительными, обозначающими лиц мужского и общего рода: трое братьев, двое сирот; б) с существительными, имеющими форму только множественного числа: трое суток, двое ножниц; в) с существительными ребята, люди, дети, лицо (в значении «человек»): пятеро подозрительных лиц, трое ребят; г) с личными местоимениями мы, вы, они: их трое, вас пятеро; д) с названиями парных предметов: двое носков, варежек, лыж; д) с названиями детёнышей животных: двое зайчат, четверо ежат. Обратите внимание! Собирательные числительные не могут сочетаться с существительными, обозначающими лиц женского пола и взрослых особей животных! Две девчонки, семь женщин, три кошки

Слайд 8

Образование форм числительных Числительное Пример ошибок Правило Правильный вариант оба-обе К обоим старушкам, у обеих мальчиков Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба сына, на обоих домах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) — только с существительными женского рода (обе подруги, по обеим колеям). к обеим старушкам, у обоих мальчиков

Слайд 9

Образование форм глагола Пример ошибок Поклади в сумку, ехай быстрей, я победю его Запомните: а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать - поезжай (-те); лечь — ляг (-те); б) глагол класть употребляется только без приставки; в) глаголы с корнем -лож- — только с приставкой (положить, выложить и т.п.). г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т. п. Правильный вариант: Положи в сумку, поезжай быстрей, смогу победить его

Слайд 10

Образование форм местоимений Пример ошибок Посреди его, внутри них, ближе неё, ихняя судьба А) К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без Него, с Ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг Них, сзади Него. б) После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное Н не прибавляется: вопреки ему, навстречу ей. в) После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального Н: старше его, лучше её. г) Обратите внимание! Притяжательное местоимение их имеет только эту форму! Ихний — это ошибка! Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе её, их судьба

Слайд 11

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Двое сапогов, несколько румынов, взвод солдатов, пять амперов, красивых полотенцев Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твёрдый согласный в род.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают: 1) парные предметы: варежки — варежек (но: носки — носков); 2) национальность (если основа оканчивается на н или р): армяне-армян, болгары — болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); 3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров); 4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); 5) а также существительные ж.р. на -ня и на -це: башня — башен, басня- — басен; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев) Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, взвод солдат, пять ампер , красивых полотенец

Слайд 12

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Молодые инженерА Окончание -ы ( -и) употребляется: а) у заимствованных существительных на -ер (-ёр): шофёры; б) у заимствованных неодуш. и одуш. сущ. на -тор, - сор: редукторы, конструкторы, инспекторы (но: директора, профессора); Правильный вариант: Молодые инженеры

Слайд 13

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Кусок сырА Окончание –у ( -ю) употребляется: а) у вещественных сущ. при указании на количество: стакан чаЮ, ложка сахарУ (но: плантации чаЯ, запасы сахарА); б) у отвлеченных и собирательных сущ. в сочетании со словами много, мало: много шумУ, мало народУ Правильный вариант: Кусок сырУ

Слайд 14

Варианты падежных окончаний имен существительных Пример ошибок Пять апельсин, вкусных яблоков Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ов : лимонов, баклажанов (но: яблок) Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок Существительные ср.р . на -ье в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ий: снадобье - снадобий, захолустье — захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)

Слайд 15

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Слайд 16

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в тридцати тетрадях 2) ярчайшим светом 3) они хочут 4) добрых людей 3

Слайд 17

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) полутораста книгам 2) толковые инженера 3) трех восьмых 4) наименее удобный 2

Слайд 18

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) всех милее 2) ящик мандаринов 3) подошел к ему 4) жарких пустынь 3

Слайд 19

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) курсантских погонов 2) несколько платьев 3) с восьмьюстами семьюдесятью 4) лягте на пол 1

Слайд 20

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) более честный 2) обеим подругам 3) много претензий 4) двум третьих стакана 4

Слайд 21

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много народу 2) семисот двадцати 3) группа англичан 4) директоры заводов 4

Слайд 22

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двести килограмм 2) выступали профессора 3) их предложения 4) более красивый 1

Слайд 23

Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара сапог 2) ехайте быстрее 3) шесть гусаров 4) мало народу 3 2

Слайд 24

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) шире реки 2) наименее удобный 3) двадцать двое суток 4) выложите на тарелку 3

Слайд 25

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двумстам сорока трем 2) рядом с ними 3) самый умнейший 4) плантации чая 3

Слайд 26

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) видели арабов 2) к обоим старикам 3) авторы пособий 4) пятистами рублями 4

Слайд 27

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) приближаются выборы 2) трехсот девяноста писем 3) не реже двух раз 4) в двухтысяч восьмом году 4

Слайд 28

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) построили катера 2) пара цапель 3) более тише 4) два ведра баклажанов 3

Слайд 29

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) не хотят ехать 2) несколько кочерёг 3) много басен 4) отбежи в сторону 4

Слайд 30

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) после заморозков 2) менее сладкий 3) несколько армянов 4) клади аккуратнее 3

Слайд 31

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) семьюстами соснами 2) сладких яблок 3) более организованно 4) отряд партизанов 4

Слайд 32

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) взвод солдатов 2) наиболее хорошие 3) четыре девочки 4) от синих сумерек 1

Слайд 33

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) до полных потемок 2) двое татаров 3) менее доступный 4) младше их 2

Слайд 34

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) пряники на меду 2) в полуторастах километрах 3) трое лисят 4) пара туфель 2

Слайд 35

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много дынь 2) более худшие привычки 3) мимо них 4) сумею убедить 2

Слайд 36

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) смогу победить 2) кошка мурлычет 3) наиболее решительно 4) шла сзади его 4

Слайд 37

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) трое племянниц 2) в девятистах сёлах 3) нет мест 4) несколько варежек 1

Слайд 38

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) грамотные бухгалтеры 2) девятистами пятидесятью рублями 3) гляди в оба 4) простейшая задача 2

Слайд 39

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в обеих руках 2) полезайте наверх 3) двое собак 4) сладчайший сон 3

Слайд 40

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) по их приказу 2) весёлые шоферы 3) глубочайшие моря 4) более пятиста ребят 4

Слайд 41

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) к тысяча девятьсот сорок пятому году 2) самый простой 3) наклонился к ним 4) наиболее храбрейший 4

Слайд 42

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) ляжьте ровно 2) полтораста дворов 3) недостает пятисот рублей 4) тончайший из них 1

Слайд 43

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двое очков 2) весьма медленно 3) ложи на стол 4) мастера своего дела 3

Слайд 44

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) высыпи мусор 2) пригляделся к ней 3) свиные окорока 4) моих раздумьев 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические (морфологические) нормы

Материал предназначен для 11 класса при подготовке к ЕГЭ (часть А3)...

Учебный тренажёр и проверочный тест: "Морфологические нормы"

Данный образовательный ресурс представляет собой учебный тренажёр и проверочный тест: "Морфологические нормы"....

«Морфологические нормы (образование форм слова)».

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой...

А3: Морфологические нормы (образование форм слова).

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по рус...

Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем  по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить  его при в...

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.

Тестовые задания на  повторение морфологических норм. Имя существительное....

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.

Тестовые задания на  повторение морфологических норм. Имя существительное....