Изобразительно-выразительные средства русского языка
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Урок русского языка в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе.

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства русского языка

Цели урока: образовательные: повторить термины, развивать умение различать тропы и       стилистические фигуры, определять их роль в тексте;

развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, развивать образное мышление и коммуникативные навыки;

воспитательные:формировать систему ценностных отношений к родному языку, воспитывать бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.

Оборудование: компьютер,мультимедийная презентация «Средства выразительности языка», раздаточный дидактический материал, карточки на доске, учебник под редакцией Н.Г. Гольцовой, лингвистические словари

                                                    Ход урока

Оргмомент.     Приветствие. Мотивационный этап.

Учитель: У нас сегодня необычный урок-урок- исследование. Предмет нашего исследования-слово. Какое слово, вы узнаете, решив лингвистическую задачу.

Слайд №1

?

?

сияет

воды

радостно

блещут

небо

трепещут

Учитель: В какой группе самые простые для написания слова?

Ученики: В первом, так как в словах нет орфограмм.

Учитель: Какие трудности в написании слова второй группы?

Ученики: В нем есть орфограмма - непроизносимая согласная в корне слова.

Учитель:  Что объединяет слова третьей группы?

Ученики: Это глаголы 1 спряжения, поэтому в них окончания -ет, -ут.

Учитель: Какие известные строки стихотворения Ф.И.Тютчева приходят на память?

Слайд №2

Сияет солнце, воды блещут

 На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом

                          Ф.И. Тютчев

Учитель: Какое же слово зашифровано в задаче?

Ученики: Слово «солнце»

 Слайд №3

солнце

солнце

сияет

воды

радостно

блещут

небо

трепещут

Учитель: Удивительно тонко видят мир большие писатели, как чутко воспринимают они все, что нас окружает.

Ты не притча и не причуда,

 Не прибежище и не профессия,

Ты всегда ожидание чуда,

Потому-то ты и поэзия

                              Н.И.Рыленков

 Учитель: Согласны ли вы с тем, что поэзия (и шире - художественное произведение) «всегда ожидание чуда»? О каком чуде говорит поэт?

Ученики: Соприкосновение с искусством,  с прекрасным.

Слайд № 4

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная  из них.

                                                                              Лев Успенский

Учитель: Все начинается со слова, прекрасного слова. В лингвистике мы называем это слово тропом или средствами художественной выразительности.

Тема урока:

Слайд № 5

Средства выразительности языка.

Рассмотрите схемы ( на доске карточки «Тропы» и «Фигуры речи»; на отдельных карточках - термины). Объясните их. Сформулируйте цель урока.

Цель урока

 Слайд№ 6

Повторить... ( средства выразительности языка)

Отличать... (тропы и стилистические фигуры)

Исследовать... (слово «солнце» с точки зрения разных разделов лингвистики).

Актуализация знаний

Экспресс-опрос «Повторим термины» (на карточках)

1.Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых строится высказывание»:

             1.антитеза. 2. анафора 3. эпифора 4. лексический повтор

2.Перенос значений по смежности явлений называется:

              1.олицетворение   2.бессоюзие   3.метонимия    4.литота

3.Художественное образное определение – это

             1.эпитет    2.метафора  3.анафора   4.олицетворение

4.Оборот речи, заменяюший слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

            1.гипербола    2.перифраз    3.синекдоха   4.метафора

5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи:

           1.метафора, риторический вопрос, 2. эпитет, сравнение, 3.инверсия, литота,

           4. риторическое обращение, градация

Слайд № 7 Ответы. Слайд №8

1.

2

2.

.3

3.

1

4.

2

5.

4

Исследование

Учитель: Древнегреческий философ Анаксагор писал: «Я в мир пришел, чтобы видеть солнце». Русский поэт К.Бальмонт взял эти слова эпиграфом к своему циклу стихов «Будем как солнце».

Слайд № 8

1 .Будем как солнце

2.Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари.

Учитель:  Расставьте знаки препинания. Оъясните их постановку.

Ученики: (объясняют постановку знаков препинания)

Работа по группам. Каждая группа получает задание: 1 группа. Какой корень в слове «солнце»?

Как на этот вопрос отвечает ученый -лингвист Н.М.Шанский с точки зрения этимологии слова и современного языка? Прочитать статью и сформулировать ответ.

ГДЕ КОРЕНЬ В СЛОВЕ «СОЛНЦЕ»?

На этот вопрос можно ответить (и это будет одинаково правильно!) по-разному. Все дело в том, о каком корне пойдет речь.

Если в слове солнце надо выделить корень, т. е. непроизводную основу, которая имеется в нем с точки зрения современного русского языка, то это будет солн-. Та же непроизводная основа связанного характера содержится в словах солнышко, подсолнух. Все эти существительные соответственно имеют суффиксы -ц- (ср. сердце, донце, сальце), -ъщак- (ср. перышко, зернышко, горлышко) и -ух- (ср. кожух).

В диалектах тот же корень содержат слова посолонь «по солнцу», солнопек «солнцепек», усолонъ «тень» и др. А в стихах С. Есенина мы наблюдаем эту непроизводную основу и в свободном виде (солнь).

Придется ответить на вопрос заголовка совсем по-другому, если в слове солнце надо выделить корень с этимологической точки зрения, т. е. такую часть, которая далее не членится даже при привлечении сравнительно-исторических данных. В таком случае в качестве корня в нашем слове необходимо будет выделить сол- (< съл-, ср. др.-рус. сълнъ-це). Этот корень вычленяется в нем по сопоставлению с родственными словами в других индоевропейских языках: др.-прус, saule, лат. sol, др.-сканд. sol, греч. helios, нем. Sonne — в значении «солнце», греч. selene «луна» и др.; следующая после сол- морфема -н- в этимологическом плане будет суффиксом.

Этимологический анализ обнаруживает в слове солнце тот же корень, что и, например, в словах гелий (от греч. helios) и солярий «площадка для приема солнечных ванн» (от лат. solarium — «терраса», производного от Solaris «солнечный»). Более того, в известной степени слову солнце окажутся родственными названия гелиотропа и зонтика. В слове гелиотроп слову солнце «родной» является часть гелио- (см. выше), часть -троп (ср. поэтический троп) передает греческое tropos «поворот». Цветок назван так за те же свойства, что и подсолнечник. У слова зонтик нашему существительному «родственником» приходится часть зон-; в голландском языке, откуда нами было взято это название, Zondek является сложением слов zon «солнце» и dek «покрышка». До заимствования этого слова в нашем языке для названия зонтика от солнца использовалось слово солнечник..

(Н.М.Шанский)

Задание 2 группы

Сколько слов входит в гнездо слов с корнем -солнц- в словообразовательном словаре А.Н.Тихонова?

Задание 3 группы

Как определяет лексическое значение слова «солнце» словарь Ожегова? Самостоятельно подобрать эпитеты к слову.

Самостоятельная работа групп.

Ответы. Слайд № 9

  1. группа СРЯ- солн-; этимолог,- сол-н

 2 группаДемонстрируется слайд № 10

 Солнце- солн-ышк-о        солнечн-о

солнечн-ость

солнеч-н-ый бес-солнеч-н-ый около-солнеч-н-ый под-солнеч-н-ый солнц-е-пек

  Зы понимаете, что значит

Просолнеченная капель?

 Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель

                        Игорь Северянин

Учитель: Почему слова «просолнеченная» нет в словаре?

Ученики: Это индивидуально-авторский неологизм.

Учитель: По какой морфемной модели создано это слово?

Ученики: Про- -енн-ая ( например, промоченная, промасленная)

Учитель: Авторские неологизмы позволяют создавать определенные художественные эффекты. Что за картина видится нам за этим словом?

 Ученики: Веселая мартовская капель.

Учитель: Почему же поэты так любят слово «солнце»? (А. Пушкин «Зимнее утро». «Вакхическая песня, в «Слове»...Ярославна обращается к солнцу, М.Пришвин «Кладовая солнца», В.Маяковский «Необычайное приключение...» и др.)

Ученики: Потому что солнце- это свет, тепло, радость, источник жизни

Слайд № 11

Солнце - свет, тепло, радость, восторг,


Солнце - тьма (Антонимы)        Да здравствует солнце!

Да скроется тьма! (А.С.Пушкин)

Учитель: У К. Бальмонта в стихотворении солнце - «жизни податель», «светлый создатель». Этот прием называется перифраз.

Перифраз - один из тропов, в котором название предмета, явления человек заменяет указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Учитель: Как определяет лексическое значение слова словарь Ожегова?

Ответ группы 3. Слайд№ 12

Солнце - 1)небесное светило, раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля и другие планеты, 2)свет, тепло,3)перен. то, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого, 4) гимнастическое упражнение, 5)раскрой одежды.

Учитель: Подберите эпитеты к слову «солнце» (называют)

-А вот какие необыкновенные эпитеты употребляют мастера слова

Слайд № 13

Над        белым Нижним Новгородом... встает русское ленивенькое солнце

Из        моря всходило соленое солнце, розовое, как семга

Солнце вышло мутное, заспанное и холодное

Солнца контур старинный,

золотой,огневой,

апельсинный и винный

над червонной рекой (А. Белый)

Проверочная работа  по слайду № 14

Соотнести, какие средства выразительности иллюстрируют примеры

Самопроверка и выставление оценок. Слайд № 15

Работа по текстам. Сравните два текста. Закончите рецензию на стихотворение Волошина

Сравните два текста. Что их объединяет и чем они различаются?

  1. Солнце — центральное тело солнечной системы, раскаленный плазменный шар, типичная" звезда-кар лик. Химический состав, определенный из анализа солнечного спектра: водород — около 90 %, гелий — 10 %, остальные элементы — менее 0,1 % (по числу атомов). Источник солнечной энергии — ядерные превращения водорода в гелий, в центральной области Солнца, где температура превышает 10 млн К... Солнечная атмосфера очень дина мична, в ней наблюдаются хромосферные вспышки, происходит постоянное истечение вещества короны в межпланетное пространство (солнечный ветер). Земля, находящаяся на расстоянии 149 млн. км от Солнца, получает около 2х1017 Вт солнечной лучистой энергии.

Солнце — основной источник энергии для всех процессов, совершающихся на земной шаре. Вся биосфера, жизнь существуют только за счет солнечной энергии.

Энциклопедический словарь

2. Солнце! Твой родник

 В недрах бьет по темным жилам...

Воззывающий свой лик

Обрати к земным могилам!

Солнце! Из земли

 Руки черные простерты...

Воды снежные стекли,

Тали в поле ветром стерты.

Солнце! Прикажи

Виться лозам винограда,

Завязь почек развяжи

Властью пристального взгляда.

                                    М. А. Волошин

Вопросы и задания

? Передает ли какие-либо чувства, настроения первый текст? А второй? Объясните почему. ? Определите стиль каждого текста.

?0 чем говорится в первом тексте? Определите его тему.

 можно ли коротко сказать, о чем говорится во втором тексте? Объясните почему.

? Озаглавьте первый текст. А можно ли одним словом «солнце» озаглавить поэтический текст? Объясните почему.

? А какое солнце в стихотворении Волошина? Как вы думаете, почему это слово повторяется в начале каждой строфы? Какой смысл такой повтор вносит в стихотворение?

? А почему после слова солнце употребляется восклицательный знак? Какое настроение он создает в стихотворении? Какое значение этот знак препинания обретает в тексте?

? Что помогает поэту создать живой образ весны? Найдите в тексте языковые средства, которые основаны на переносном значении слов.

Тали — от талый—растаявший, оттаявший под действи-ем тепла.

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Стихотворение Волошина построено на__________: автор противопоставляет

образы солнца и еще не пробудившейся от сна земли. От строфы к строфе солнце утверждает свое присутствие на земле. Так, от черного, темного света земля окрашивается в зеленый, что выражено на лексическом уровне сменой слов с цветовой семантикой.

Автор взывает к солнцу__________, будто моля о приходе весны.        

_________в начале каждой строфы усиливает эмоциональный накал стихотворения. Живой образ, утверждающий присутствие солнца и весны, помогает создать_________(«свой лик обрати»). Многоточие создает ощущение  незавершенности образа спящей, опустевшей земли.

Список терминов: 1. Сравнение

                               2. Оксюморон

                               3.Риторическое обращение

                               4.Градация

                               5.Анафора

                              6.Эпифора

                              7.Антитеза

                              8.Олицетворение

                              9.Эпитет

Проверка: 7,3,5,8

Слайд № 16 Итоги урока. Рефлексия

Я запомнил…

Я научился…

Мне хочется сказать…

 

Вывод (слова учителя). Возвращение к эпиграфу.

Слайд № 16

Архип Иванович Куинджи, которого называли «поэтом ослепительного солнечного света», утверждал, что «даже живопись бесконечно уступает литературе».

Домашнее задание

Изучить тропы и фигуры речи, выполнить задание В 8 (сборник заданий для подготовки к ЕГЭ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистическая задача ? ? Сияет Воды радостно блещут Небо трепещут

Слайд 2

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом Ф.И. Тютчев

Слайд 3

солнце солнце Сияет Воды радостно блещут Небо трепещут

Слайд 4

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесная из них Л. Успенский

Слайд 5

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства русского языка

Слайд 6

Цель урока: Повторить… Отличать… Исследовать слово…

Слайд 7

Экспресс-опрос 2 3 1 2 4

Слайд 8

1. Будем как солнце. 2. Я спросил у высокого солнца Как мне вспыхнуть светлее зари.

Слайд 9

Где корень в слове солнце Н. М. Шанский СРЯ - -солн- (солнышко, подсолнух) 2. Этимология - -сол- (ср. др.-рус. сълн-це)

Слайд 10

Вы понимаете, что значит Просолнеченная капель? Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. И. Северянин Солнц(е) Солн-ышк-о Солнеч-н-ый Бес-солнеч-н-ый Около-солнеч-н-ый Под-солнеч-н-ый Солнц-е-пек Солнечн-о Солнечн-ость

Слайд 11

Солнце – свет, тепло, радость, восторг, жизнь, счастье. Солнце – тьма. Жизни податель, Светлый создатель, Солнце, тебя я пою К. Бальмонт Да здравствует солнце, да скроется тьма! А. Пушкин

Слайд 12

Солнце – 1. Небесное светило – раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты 2. Свет, тепло, излучаемые этим светилом. 3. перен. То, что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно необходимого (высок). 4. Гимнастическое упражнение – вращение тела вокруг перекладины 5. Раскрой одежды в виде круга

Слайд 13

Над белым Нижним Новгородом… встает русское ленивенькое солнце. (М. Горький) 2. Солнце вышло мутное, заспанное и холодное. (А. Чехов) 3. Из моря всходило соленое солнце, розовое , как семга. (Л. Куклин) 4. Солнца контур старинный, золотой, огневой, апельсинный и винный над червонной рекой (А. Белый)

Слайд 14

Соотнесите: 1. Оксюморон 2. Сравнение 3. Олицетворение 4. Перифраз 5. Метафора 6. Анафора 7. Гипербола А) В сто сорок солнц закат пылал Б) И солнце греется на льдине В) Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни Г) Солнце Землю целовало- Сладко жмурилась Земля. Д) И солнце, кругло и бездушно, Как желтое око совы Е) И солнце мутное Жар-Птицей Горит в их дебрях вековых Ж) Закатилось солнце русской поэзии.

Слайд 15

Ключ : 1 – Б Критерии оценки : 2 – Д 7 – «5», 6 – «4», 5 – «3» 3 – Г 4 – Ж 5 – Е 6 – В 7 - А

Слайд 16

А.И. Куинджи «Солнечные пятна на инее».

Слайд 17

А.И Куинджи «Березовая роща»

Слайд 18

Итоги урока: Я запомнил… Я научился… Мне хочется сказать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры

Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ,  также при анализе лирического произведения и комплексном а...

Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"

Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...