Элективный курс "Русский язык в формате ЕГЭ"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Электтивный курс рассчитан на 10-11 классы. Позволяет в течение 2 лет методично и основательно проводить подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Ведётся работа не толко по тестовой части, но и по заданию № 27. по подготовке к итоговому сочинению. Материал позволяет охватить все, то что необходимо знать каждому учащемуся для успешной сдачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_ege.docx53.49 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, г. Курганинск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                             кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО

 решением педагогического совета

от ___ августа 2017 года протокол № 1

Председатель Глухов М. В._________

                                                                                                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По элективному курсу «Русский язык в формате ЕГЭ»

Уровень образования (класс) основное общее образование  10-11 классы

Количество часов     - 68 часов

Учитель:  Баженова Надежа Викторовна,

Программа разработана в соответствии и на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС ОО)

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Русский  язык в формате ЕГЭ» составлена на основе:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года №164, от 31 августа 2009 года №320, от 19 октября 2009 года №427)
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-17 учебный год
  5. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189
  6. Письма Минобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03-417 "О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений"
  7. Письма министерства образования и науки Краснодарского края от  17.07.2015 года №47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению  рабочих программ учебных курсов, предметов календарно-тематического планирования». Приложение к письму  министерства образования и науки Краснодарского края от  20.08.2015 года №47-12606/15-14
  8. Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку 2016, 2017 годов
  9. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена 2017 года по русскому языку

10. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2017 году.

Цели образования с учетом специфики элективного курса

Цель элективного курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ по русскому языку.

Курс   направлен на решение следующих задач:

  • совершенствование языковой  грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа,
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки,
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка,
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении второй части экзаменационной работы и при написании итогового сочинения.

Обоснование выбора содержания программы по элективному курсу

Опыт проведения ЕГЭ убедительно свидетельствует о необходимости тщательной предварительной подготовки учащихся к данной форме контроля. В этой связи и с учетом форм проверки знаний учащихся органично включать разнообразные виды заданий ( с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).

В экзаменационный тест входят задания, проверяющие подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Проверяются следующие направления:

1) знания о языке как системе:

- по лексике,

- по словообразованию (морфемике),

- по морфологии и синтаксису,

2) речеведческие знания:

-текст какс речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста, последовательность расположения частей текста,

- типы речи (повествование, описание, рассуждение),

- стили речи ( разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный),

- отбор языковых средств в тексте в зависимости от его темы, стиля и типа речи,

3) специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил),

4) орфографическая и пунктуационная нрамотность,

5) владение нормами литературного языка:

- орфоэпическими,

- лексическими,

- морфологическими,

-синтаксическими,

- стилистическими,

6) умения, связанные с разными видами речевой деятельности, в частности, умение читать и интерпретировать текст, создавать письменное высказывание.

Общая характеристика элективного курса

Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Специфика предмета определяет направленность элективного  курса, который предполагает  интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для успешного выполнения краевых диагностических работ по русскому языку. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь элективный курс.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения, что в общем способствует подготовке  к итоговому сочинению в 11 классе.  Таким образом, занятия элективного курса  позволяют учащимся  постигнуть истоки выразительности и красоты русской речи и сформировать представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Следует отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Содержание элективного  курса «Русский язык в формате ЕГЭ»

10 класс

Введение (1 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы.(1 ч.)

Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.

Орфоэпические нормы. (2 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы. (1ч.)

Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.  Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления, заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы. (2 ч.)

Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Словообразовательные нормы. ( 1 ч.)

Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.

Морфологические нормы. (2 ч.)

Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне и их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксические нормы. (2 ч.)

Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.

Предложение. Порядок слов  в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм , их предупреждение.

Орфографическая норма. (4  ч.)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные И, Ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н-НН в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Пунктуационные нормы. ( 3 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах), знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчиненном предложении, знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения с разными видами связи.

Текст. ( 4  ч.)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи. ( 2 ч.)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили речи. ( 2 ч.)

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

Изобразительно-выразительные средства языка. ( 2 ч.)

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристики. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция. ( 5 ч.)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое своеобразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной речи, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических и фактологических норм.

                                                      11 класс.

Введение ( 1 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

Итоговое сочинение. (5 ч.)

Основные требования к написанию итогового сочинения. Структура сочинения. Критерии «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала». Разграничение  структуры и основных критериев по содержанию итогового сочинения и сочинения-рассуждения по заданию № 25 ЕГЭ по русскому языку. Литературные, жизненные и  исторические аргументы. Использование речевых клише при написании сочинения. Употребление цитат для аргументации собственного мнения и раскрытия темы.

Лексические нормы. ( 1 ч.)

Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления, заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Орфоэпические нормы. ( 1 ч.)

Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Грамматические ошибки и их предупреждение. ( 5 ч.)

Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне и их предупреждение. Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Орфографическая норма. (5 ч.)

Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные И, Ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н-НН в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Пунктуационные нормы. ( 5 ч.)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки

препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах), знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами

предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчиненном предложении, знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения с разными видами связи.

Текст. ( 5 ч.)

Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

Устная часть ЕГЭ по русскому языку как показатель коммуникативных способностей учащихся. ( 5 ч.)

Создание текстов на заданную тему. Иллюстрация, репродукция, фотография  как основа создания сочинений. Особенности монолога, диалога. Разновидности тестов официально-делового и публицистического стилей. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое своеобразие сочинений.

Изобразительно-выразительные средства языка. ( 3 ч.)

Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристики. Стилистические фигуры. Приемы. Лексические средства.

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое своеобразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной речи, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических и фактологических норм.

                                      Перечень практических работ

Вид работы

10 класс

11 класс

Сочинения

1

4

Тесты

2

2

Тематическое планирование

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

10 класс

Количество  тем

15

Объем часов на прохождение всех тем

34

Объем часов на прохождение каждой темы

Введение.

1

Языковые нормы.

1

Орфоэпические нормы.

2

Лексические нормы.

1

Грамматические нормы.

2

Словообразовательные нормы.

1

10.

Морфологические нормы.

2

11.

Синтаксические нормы.

2

12.

Орфографические нормы.

4

13.

Пунктуационные нормы.

3

14.

Текст.

4

15.

Функционально-смысловые типы речи.

2

16.

Функциональные стили речи.

2

17.

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

18.

Коммуникативная компетенция.

5

11 класс

18.

Количество тем

10

19.

Объем часов на прохождение всех тем

34

20.

Введение

1

21.

Ознакомление с основными требованиями к итоговому сочинению

5

22.

Лексические нормы.

1

23.

Орфоэпические нормы.

1

24.

Грамматические ошибки и их предупреждение.

3

25.

Орфографические нормы.

5

26.

Пунктуационные нормы

5

27.

Текст

5

28.

Устная часть ЕГЭ по русскому языку как показатель коммуникативных способностей учащегося.

5

29.

Изобразительно-выразительные средства

3

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Печатные пособия

1.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010

2.Гольцова Н.Г., МищеринаМ.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. М.: Русское слово, 2007

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007

4. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2017:учебно-методическое пособие /Под ред. Н. А. Сениной.- Ростов-на -Дону : Легион, 2017

Технические средства обучения

  1.  Компьютер
  2.  Интерактивная доска
  3.  Проектор

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

  1. Газета «1 сентября»: материалы по русскому языку

http://1september.ru/

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

  1. КМ-школа

http://www.km-school.ru/

Планируемые результаты изучения элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ»

Учащиеся:

- вспомнят основные разделы русского языка, их особенности,

- в совершенстве овладеют различными нормами литературного языка                     ( лексическими, орфоэпическими, морфологическими, стилистическими),

-отработают понятия «текста», «основной мысли», «проблемы», «комментария проблемы», «авторской позиции»,

-повторят типы и стили речи,

-освоят методику выполнения задания №25 (сочинение).

Учащиеся будут уметь:

- выполнять задания и правильно записывать ответы,

- создавать собственные тексты-рассуждения на основе предложенного, опираясь на выявленную проблему,

- планировать последовательность изложения материала в соответствии с критериями проверки сочинения,

- обеспечивать раскрытие проблемы и её комментарий,

- сохранять стиль речи до конца высказывания,

- намечать ведущий тип речи и дополнительные,

- умело соединять разные типы речи в тексте,

- соединять предложения, выбирая способы и средства связи.

Учащиеся приобретут навыки:

- успешного выполнения заданий вариантов ЕГЭ по русскому языку,

- написания собственного текста на основе предложенного с учетом предъявляемых требований.

В результате комплексной работы по изучению русского языка в 10-11  классах и освоению элективного курса будущий выпускник должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.

Система оценки планируемых результатов

 «Нормы оценки» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

  • единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
  • единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
  • объем различных видов тестовых работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На занятиях элективного курса проверяются:

  • знание полученных сведений о языке;
  • орфографические и пунктуационные навыки;
  • речевые умения.

 Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.

При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

 4) в случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7)  собственных именах нерусского происхождения;

 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении

Оценка сочинений . 

Сочинение по заданию №25, итоговое сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, опираясь на соответствующие критерии и требования, уровня речевой подготовки учащихся.

Содержание сочинения по заданию № 25 ЕГЭ по русскому языку оценивается по следующим критериям:

  • определение проблемы и ее комментарий;
  • раскрытие авторской позиции;
  • приведение аргументов из литературы, истории, жизни.

Содержание итогового сочинения  оценивается по следующим критериям:

  • глубина раскрытия темы;
  • приведение аргументов из литературы,
  • логичность изложения и композиционная  стройность.

При оценке речевого оформления сочинений  учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует требуемым критериям.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 

1.Содержание работы в основном соответствует требуемым критериям.

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от требуемых критериев.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

 Оценка «2» 

1. Работа не соответствует требуемым критериям и требованиям.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Критерии оценки тестов. 

В  тестах, приближенных к материалам в форме ЕГЭ по русскому языку, все задания разделены с учетом краевых контрольно-диагностических работ. Уровень – базовый. Каждое задание требует краткого ответа (в виде 1-2 слов, сочетания букв или цифр). Уровень – повышенной сложности (сочинение). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ. Система оценки тестов ориентируется на систему оценки заданий в ЕГЭ с тем,  чтобы учащиеся постепенно привыкли к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной пятибалльной системе.

СОГЛАСОВАНО                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                        директор МКУО  «РИМЦ»

МО учителей русского языка                                     _______________Кокора М. Ф..

и  литературы Курганинского района                            ______ августа 2017 г.

от _____августа 2017 г.

Протокол № 1

____________Золотухина Е. В.

 


Муниципальное казенное учреждение образования «Районный информационно-методический центр» муниципального образования Курганинский район

                                                                       Рецензия

на  рабочую программу элективного курса

«Русский язык в формате ЕЭ»

Ф. И. О. учителей  Баженова Надежда Викторовна, Гурская Анна Николаевна, Яровик Нина Петровна, учителя русского языка и литературы  ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус» Краснодарского края  муниципального образования Курганинский район

Представленные материалы: рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» (10-11 классы).

Рецензируемая программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики курса, содержания изучаемого предмета, таблицы тематического планирования, описания учебно-методического и материально-технического обеспечения  образовательной деятельности.

Данная программа составлена с целью повышения качества подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ через систематизацию и обобщение знаний по русскому языку.

Основными  задачами элективного курса являются:

  • совершенствование языковой  грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа,
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки,
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка,
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении второй части экзаменационной работы и при написании итогового сочинения.

Программа рассчитана на 68 часов ( 10 класс - 34 часа, 11 класс – 34 часа) и  является дополнением к рабочей программе по русскому языку. Курс реализует компетентный, деятельный и индивидуальный подход к обучению. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющегося опыта, накопленных знаний, но и поисковая, исследовательская деятельность учеников, организованная посредством увеличения доли самостоятельной работы.

Содержание программы предполагает расширение  и углубление теоретического материала, способствует формированию практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс дает выпускникам целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.  Разработанная рабочая программа может быть использована  в учебном процессе общеобразовательных учреждений.

Директор МКУО РИМЦ                                                                   Кокора  М. Ф.

Отзыв

о применении    программы элективного курса

«Русский язык в формате ЕЭ» для 10-11 классов

Авторская  программа элективного курса  для 10-11 классов «Русский язык в формате ЕГЭ», разработанного учителями Яровик Н. П., Баженовой Н. В, Гурской А. Н. предназначен для учащихся общеобразовательной школы, рассчитана 68 часов и два года обучения ( по 34 часа в каждом классе). Реализация программы рассчитана на проведение дополнительных занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Основной целью данного элективного курса  является расширение возможностей и закрепление навыков и умений, необходимых для подготовки  к ЕГЭ по русскому языку и для подготовки к написанию итогового сочинения в 11 классе.  

Раздел «Содержание»  рабочей программы элективного включает понятия, указанные в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по русскому языку, Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по русскому языку, Методических рекомендациях при подготовке учащихся к написанию итогового сочинения по литературе.

Развертывание материала в рабочей программе элективного курса структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем в 11 классе обеспечивается предыдущими темами, изученными в 10 классе.

Данная программа  разработана с учетом принципов системности, научности, перспективности и преемственности между разделами курса, что способствует достижению главной цели  элективного курса: повышению качества подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ через систематизацию и обобщение знаний по русскому языку.

В процессе реализации программы элективного курса предусмотрена много аспектная работа с тестовыми заданиями, с текстами художественного, публицистического, научно-популярного стилей, решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки по написанию сочинений с учетом требуемых критериев ЕГЭ по русскому языку и итогового сочинения по литературе, расширяется кругозор изучаемых произведений.

Применение данной программы элективного курса позволит на практике учащимся  сформировать понятие об общих приемах и способах интеллектуальной практической деятельности, овладеть навыками аналитической работы  с тестами, текстами разных стилей, конкретными темами, что приведет к положительной динамике во время прохождения учащимися итоговой аттестации.

Руководитель районного МО                                                         Золотухина Е. В.                                           учителей русского языка и литературы

Авторская  программа элективного курса  для 10-11 классов «Русский язык в формате ЕГЭ», разработанный учителями Гурской А. Н., Яровик Н. П., Баженовой Н. В, предназначен для учащихся общеобразовательной школы, рассчитана 68 часов и два года обучения ( по 34 часа в каждом классе). Реализация программы рассчитана на 2017-2018, 2018-2019 учебном году при проведении дополнительных занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Основной целью данного элективного курса  является расширение возможностей и закрепление навыков и умений, необходимых для подготовки  к ЕГЭ по русскому языку и для подготовки к написанию итогового сочинения в 11 классе 

Основными  задачами элективного курса являются:

  • совершенствование языковой  грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа,
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки,
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка,
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении второй части экзаменационной работы и при написании итогового сочинения.

Программа рассчитана на 68 часов ( 10 класс - 34 часа, 11 класс – 34 часа) и  является дополнением к рабочей программе по русскому языку. Курс реализует компетентный, деятельный и индивидуальный подход к обучению. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющегося опыта, накопленных знаний, но и поисковая, исследовательская деятельность учеников, организованная посредством увеличения доли самостоятельной работы.

Раздел «Содержание»  рабочей программы элективного включает понятия и термины, указанные в Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по русскому языку, Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по русскому языку, Методических рекомендациях при подготовке учащихся к написанию итогового сочинения по литературе.

Развертывание материала в рабочей программе элективного курса структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем в 11 классе обеспечивается предыдущими темами, изученными в 10 классе.Данная программа  разработана с учетом принципов системности, научности, перспективности и преемственности между разделами курса, что способствует достижению главной цели  элективного курса: повышению качества подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ через систематизацию и обобщение знаний по русскому языку.В процессе реализации программы элективного курса предусмотрена много аспектная работа с тестовыми заданиями, с текстами художественного, публицистического, научно-популярного стилей, решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки по написанию сочинений с учетом требуемых критериев ЕГЭ по русскому языку и итогового сочинения по литературе, расширяется кругозор изучаемых произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ" для 11 класса

Новая рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ составлена в соответствии с новой демоверсией 2015....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ» 10-11 классы (68 часов)

Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов.Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Эле...

Элективный курс "Русский язык в формате ЕГЭ"

Программа элективного курса...

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ», 11 класс

Программа составлена на основе программно-методических материалов по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов ЕГЭ предыдущих лет....

Программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Русский язык в формате ЕГЭ"

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

Программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ"

Рабочая программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит ...