Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_slozhnoe_predlozhenie.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза Н.В. Грибанова
с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области»
Открытый урок русского языка
в 9 классе
«ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Зазоркина Наталья Павловна
2016 год
Тема урока. ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: здоровьесбережение, самодиагностика, развитие критического мышления, развитие исследовательских навыков, личносто-ориентированнное обучение, ИКТ.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний о сложном предложении.
Содержательная цель: построение обобщенных моделей знаний по теме «Сложное предложение» и включение их в общую систему знаний
Задачи:
Образовательные:
обобщение теоретических сведений о видах сложных предложений;
различать сложные и простые предложения;
совершенствовать навыки работы с текстом.
Развивающие:
развивать речемыслительную деятельность учащихся;
формирование компетенций учащихся: рефлексивной (развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы); коммуникативной (различные виды речевой деятельности), информационной (текст-схема).
Воспитательные:
воспитывать любовь к языку;
способствовать развитию речевой культуры речи учащихся.
Оборудование урока: презентация, лист самоконтроля, карточки с заданием, разноуровневые задания, тест.
Ход урока
1 Организационный момент. -2 мин
- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я уверена, что наше сотрудничество на уроке будет успешным и плодотворным. Всем удачи и внимание на экран.
(На фоне музыки демонстрируются женские портреты великих художников: Египетская царица Нефертити, Леонардо Да Винчи «Мона Лиза», Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской», В.Л. Боровиковский «Портрет Лопухиной», И.Н. Крамской «Неизвестная», В.Э. Борисов-Мусатов «Портрет дамы», Я.М. Цико «Обворожительная девушка»)
- Поделитесь своими впечатлениями. Можно одним словом.(Дети делятся своими впечатлениями)
2. Лексико-орфографическая работа - 7 мин.
- Все эти женщины прекрасны. Вы, я думаю, заметили, что они из разных эпох, отражают идеал своего века. Но…их объединяет одно: кроме физического совершенства у них есть и духовное совершенство. А это уже не подвластно никакому времени.
- Я обратила внимание, что у нас есть ключевое слово «красота»
- Я предлагаю размяться с этим словом..
- Подберите синоним к слову красота. (Дети подбирают синонимы)
- Если у вас под рукой нет словаря синонимов, обращайтесь на справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. В словарях портала вы найдете словарь синонимов, и здесь нам выдают все синонимы к слову красота.
- Прочитайте, пожалуйста.
Словарь синонимов
Красота, краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.
- А теперь образуйте прилагательное от этого слова. (красивый)
- А сравнительная степень этого прилагательного какая?(красИвее) Обратите внимание на нормы произношения.
- И всё-таки, глядя на этих женщин, у меня возникает вопрос, а если человек красив внешне, ему не нужно заботиться о том, чтобы красиво говорить?
Ваше мнение.
- Я приготовила для вас слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел»
Сократ – это древнегреческий философ, живший – аж!- в 1 веке до н.э.. Когда к нему приходили новые ученики, он говорил им эту фразу. Может быть, здесь какая-то ошибка, прошло столько тысячелетий. И фраза должна звучать так: Заговори, чтоб я тебя услышал? Или всё-таки увидел? Что имел в виду Сократ? Ваше мнение? ( Ответы детей)
- Человека можно одеть в разные одежды, окружить его предметами, говорящими о его социальном статусе, но зрительный образ – это всего лишь оболочка, которая прикрывает внутреннюю красоту человека. Только слово, речь – это отражение истинной красоты человека. Умение правильно и красиво говорить – это великое благо, данное человеку.
- Вернемся к женщинам. Согласитесь, можно сказать: невозможно устоять перед их обаянием и красотой.
-Слово обаяние. Кто знает: от какого слова оно образовалось?
Баю-бай – это не случайный набор звуков. Оказывается, обаяние образовалось от слова баяти, что значит заговаривать. Из др.-русск. обаяти, из о + ба́ять, т. е. «заговаривать»Убаюкать, значит успокоить, заговорить, усыпить добрым и ласковым словом. Обаятельным называли человека, который мог красиво говорить. Но меняется жизнь, меняется лексическое значение слов.
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
ОБАЯ́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. Очаровательный, полный обаяния. О. человек.
| сущ. обаятельность, -и, ж.
3.Постановка учебной задачи – 1 мин.
Выход на тему и цель урока.
- Раз уж мы сегодня говорим о красоте, прочитайте строчки из стихотворения Н. Заболоцкого:
Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.
- Перед вами строки из стихотворения Заболоцкого. Определите, из каких предложений состоит четверостишие — простых или сложных. Обоснуйте свой ответ.
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
Мы будем работать со сложными предложениями. Первоначальное представление о сложном предложении вы получили ещё в 5 классе. Но я думаю, что вы откроете для себя что-то новое. (О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…)
-Запишите тему урока. Виды сложных предложений.
4. Групповая работа + составление кластера (повторение теории) – 7 мин.
Работа в группах
- У вас на партах лежат рабочие листы и оценочные листы. Каждое задание вы оцениваете самостоятельно и в конце урока выставляете итоговую оценку. Подпишите листок.
Задание 1
Задание 1 группе:
Вспомните все о простом предложении.
Задание 2 группе:
Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс) на стр.24
Задание 3 группе:
Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец) Как вы понимаете эту мысль?
Проверка заданий, оценивание.
Составление кластера:
Предложение
простое сложное
союзное бессоюзное
[ ] : [ ]. [ ] ; [ ].
[ ], [ ]. [ ] - [ ].
сложносочиненное сложноподчиненное
[ ], но [ ]. [ ], (что…).
-Дополним схемами предложений, чтобы было легче работать и выполнить следующее задание.
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (соотношение предложений со схемами)– 4 мин.
Задание 2
Соотнесите предложения со схемами.
1 | Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир) | а) [ ]. |
2 | Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) | б) [ ], (когда…). |
3 | Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) | в) [ ], [ ]. |
4 | Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) | г) [ ], но [ ]. |
5 | Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) | д) [ …, (которую…),…]. |
-Чтобы вас воодушевить на эту работу – музыкальное сопровождение.
-Проверьте. Оцените себя.
Физкультминутка.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
И к работе вновь вернулись.
6 Работа с текстом - 20 мин.
Задание 3
Текст Сухомлинского В.А.
1)Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. 2)Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
3)Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. 4)Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. 5)Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
6)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. 7)Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. 8) Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. 9 )Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
- 1 группа работает с союзными сложными предложениями. Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера, выписать ключевые слова из 1 абзаца.
- 2 группа работает с простыми предложениями. Из всего текста вы выбираете простые предложения, записываете их номера и работаете с ключевыми словами 2 абзаца..
- 3 группа находит бессоюзное сложное предложение и ключевые слова в 3 абзаце.
Проверка.
1 группа, сверяем ваши ответы с правильным ответом.(2-3-5-7)
2 группа – 1-4-6-8
3 группа - 9
Задание 4
- Прочитаем весь текст полностью. Сколько в нем микротем? Почему вы так решили?
- Ваша задача – определить микротемы и записать.
Микротемы.
1. Доброта – основа душевной красоты человека – должна воспитываться с детства.
2. Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо, потому что без этого ребёнок не станет настоящим человеком.
3. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
-Проверьте. Оцените себя.
-В русском языке есть такое понятие – контекстуальные синонимы. В нашем тексте к слову доброта синоним красота.
Задание 5. Тестовые задания к тексту. (Самостоятельная работа)
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
Ключ к тесту. Оцените себя.
1 | а |
2 | сердечная теплота, человеческая красота |
3 | Безразлично, про-ис-ходит |
4 | 4 |
5 | Зло - добро |
7 Рефлексия деятельности -2 мин
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Прием рефлексии «Выбор»
1. Я считаю, что урок для меня был интересным_________ скучным.
2.Я повторил много___________мало.
3. Я думаю, что слушал других внимательно________невнимательно.
4. Я работал на уроке активно ________редко.
5. Результатами своей работы на уроке я доволен_______не доволен.
Домашнее задание.(дифференцированное): 1 мин
1) Составление синквейна по теме урока.
2) Выполнить упражнение № 57
Фамилия__________________________________________________
Лист самооценки.
Тема: «Виды сложных предложений».
Лексико-орфографическая работа
1. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
2. Соотнести предложение со схемой.
3. Работа с текстом.
4. Творческое задание.
5. Выполнение теста.
№ задания | Лексико-орфографическая работа | № 1 | № 2 | № 3 | № 4. | № 5. | итоговая |
оценка |
Фамилия__________________________________________________1 группа
Тема урока______________________________________________________
1. Лексико-орфографическая работа
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
Задание 1 группе:
Вспомните все о простом предложении.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнести предложение со схемой.
-Соотнесите предложения со схемами.
1 | Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир) | а) [ ]. |
2 | Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) | б) [ ], (когда…). |
3 | Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) | в) [ ], [ ]. |
4 | Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) | г) [ ], но [ ]. |
5 | Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) | д) [ …, (которую…),…]. |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
4. Работа с текстом.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(Сухомлинский В.А. )
Задание Ваша задача: из всего текста выбрать союзные сложные предложения, записать их номера, выписать ключевые слова из 1 абзаца.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тест
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия__________________________________________________2 группа
Тема урока______________________________________________________
1. Лексико-орфографическая работа
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
Задание 2 группе:
Вспомните все, что вы знаете о сложном предложении на сегодняшний день На основе текста учебника ( «Русский язык», 9 класс)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнести предложение со схемой.
-Соотнесите предложения со схемами.
1 | Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир) | а) [ ]. |
2 | Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) | б) [ ], (когда…). |
3 | Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) | в) [ ], [ ]. |
4 | Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) | г) [ ], но [ ]. |
5 | Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) | д) [ …, (которую…),…]. |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
4. Работа с текстом.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(Сухомлинский В.А. )
Задание Из всего текста выбрать простые предложения, записать их номера и выписать ключевые слова 2 абзаца..
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тест
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия__________________________________________________3 группа
Тема урока______________________________________________________
1. Лексико-орфографическая работа
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Выполнение разноуровневых заданий по группам.
Задание 3 группе:
Задание творческое. Некоторые ученые лингвисты считают, что важнейшим отличием предложения от слов является его способность к усложнению. (Я. Тестелец) Как вы понимаете эту мысль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнести предложение со схемой.
Соотнесите предложения со схемами.
1 | Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю.(У. Шекспир) | а) [ ]. |
2 | Не всякая правда – красота, но всякая красота – правда. (К.С. Станиславский) | б) [ ], (когда…). |
3 | Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье. (Гейне) | в) [ ], [ ]. |
4 | Красота – тоже добродетель, красивая женщина не может иметь недостатков. (Ф. Шиллер) | г) [ ], но [ ]. |
5 | Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса. (Н.К. Рерих) | д) [ …, (которую…),…]. |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
4. Работа с текстом.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребенку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, – он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
(Сухомлинский В.А. )
Задание: найти бессоюзное сложное предложение, выписать номер и выписать ключевые слова в 3 абзаце.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тест
1) Какой тип речи используется в этом тексте?
а) рассуждение
б) описание и повествование
в) повествование
г) описание и рассуждение.
2) Из предложения №1 замените словосочетания, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
3) Из предложения №5 выпишите слова, правописание приставки в которых зависит от последующего согласного.
4) Укажите количество грамматических основ в предложении №5
5) Из предложения №7 выпишите антонимическую пару.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Сложное предложение"
Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....
Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.
На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....