Урок-игра по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Бердникова Оксана Александровна

Урок предназначен для обобщения изученного по теме " Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка, позволяет разнообразить учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_teme_imya_prilagatelnoe_6_klass.doc52 КБ
Файл otkr.urok_6_klass.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

Цель урока:

обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи:    

 1 Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.

2 Развивать память, мышление  учащихся при выполнении различных заданий.

3 Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес

к урокам русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска, таблички для выполнения заданий.

Ход урока

Слово учителя:

Ребята, сегодня пройдет необычный урок по теме «Имя прилагательное». Необычен он тем, что пройдет он в форме игры.  Но мне бы хотелось начать урок со странного  письма, которое  пришло по электронной почте в нашу школу.

Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста  пропали  слова. Помогите восстановить их.

………….  осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд.  Побелели дорожки и крыши домов.  Загораются, блестят ………… искорки  инея.     ………вода темнеет среди …………  зарослей камыша.

Как прекрасна  ………  роща!

 Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?

Легко приспосабливаются к любому предмету.  

 

Объявляется розыск! Пропали слова!

Ребята,  слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Скользкий

Разноцветные

Берёзовая

Поздней

Зелёной

Пушистые

Ослепительный

 Свинцовая

Беловатых

Чёрные

Грязным

Добрый

         Поздней  осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в  ослепительный наряд.  Побелели дорожки и крыши домов.  Загораются, блестят  разноцветные искорки  инея.   Свинцовая вода темнеет среди  беловатых зарослей камыша.

        Как прекрасна   берёзовая  роща!

Получилось!!!

 Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи?(делает нашу речь ярче и выразительнее).

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!

1 Это была разминка. Перейдем  к заданию,  которое называется

 «В корзину». На доске 2 корзины. В первую положите полные прилагательные, а во 2 – краткие.

 Широкая, высока, красивый, узок, тёмное, горячи, смелый, жгуч, неуклюжий, желта, хорош, смелая.  

2 «Всё познаётся в сравнении»

Вот и вам сейчас предлагается образовать от данных прилагательных все степени сравнения, выделить суффиксы, с помощью которых они образованы.

«Всё познаётся в сравнении»

Светлый

Острый

Русский

Глубокий

Лисий

Редкий

Светлый – светлее, более светлый, светлейший, самый светлый.

Острый – острее, более острый, острейший, самый острый.

Глубокий – глубже, более глубокий, глубочайший, самый глубокий.

Редкий – реже, более редкий, редчайший, самый редкий.

3 «Вкралась ошибка!»

Развитие событий в этой картине становится более  интереснее.

Развитие событий в этой картине становится более интересным.

Волга ширее Дона.

Волга шире Дона.

С наступлением весны дни становятся длиньше.

С наступлением весны дни становятся длиннее.

Из двух зол выбирай более меньшее.

Из двух зол выбирай   меньшее.

Нет ничего красивше природы родного уголка.

Нет ничего красивее природы родного уголка.

Сделаем вывод. Какие ошибки были допущены в данных предложениях? (грамматические: неправильное образование степеней сравнения  имён прилагательных)

4 «Помоги разобраться» Записать прилагательные в 3 колонки в соответствии с разрядом:

Качественные  /     Относительные    / Притяжательные

Белый, лисий, узкий, робкий, чуткий, золотой, стальной, орлиный, барсучий, папин, смелый, зимний, холодный, каменный, вчерашний, добрый

Качественные  /     Относительные    / Притяжательные

Белый          Золотой        Орлиный

Узкий        Стальной        Барсучий

Робкий        Зимний        Папин

Чуткий        Каменный        Лисий

Смелый        Вчерашний

Холодный

Добрый

5 «Третий лишний» Выберите лишнее прилагательное из слов, записанных выше. По какому критерию вы будете это делать?

«Третий лишний»

 1 Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус.

2 Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день

3 Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв.

4 Гусиная кормушка, гусиная походка, январское утро.

5 Лисья нора, лисий характер, приречный луг.

6 Волчья стая, волчий аппетит, папин взгляд.

 Сделаем вывод. Какие прилагательные называются качественными, относительными, притяжательными?

6 «Математический диктант» Как известно, все науки связаны друг с другом. Посмотрим, как связана математика с русским языком. На вашем столе лежат  таблички с цифрами 1 и 2. Если в прилагательном необходимо писать одну Н, то поднимите табличку с цифрой 1, если НН, то – табличку с цифрой 2.

«Математический диктант»

Масляное пятно,  лунный свет, песчаный берег, овчинная шуба, глиняный горшок, юный герой, деревянный стол, безветренный день, змеиный  укус, кожаный портфель, серебряное кольцо, старинная сказка, ветреная человек.

Сделаем вывод. Когда в суффиксах прилагательных пишется Н и НН?

7 «Слитно или раздельно с НЕ»

Книга нисколько не интересная;  некрасивый поступок;  неряшливый вид;  неглубокая речонка;  неглубокий, но рыбный пруд; далеко не красивый поступок; неинтересный рассказ;  не широкая, а узкая канава;  недорогой, а красивый платок; невысокий кустарник; ненастная погода; негромкий шёпот;  забор невысок, небрежный ученик;  вовсе  не вежливый ученик; неяркое освещение; речка не глубокая, а мелкая.

Сделаем вывод о слитном и раздельном написании прилагательных с НЕ.

 8 «Не спутай кармашки» От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса –к- и –ск-. Положите карточку в соответствующий кармашек.

«Не спутай кармашки»

Черкес

Рыбак

Словак

Немец

Стрелец

Гигант

Солдат

Флот

Якут

Завод

Сосед

Швед

Голландия

Киргиз

Турция

-к-

 Рыбак

Словак

Немец

Стрелец

Турецкий

-ск-

Черкес

Гигант

Солдат

Флот

Якут

Завод

Сосед

Швед

Голландия

Киргиз

9 «4»и «3» Произвести синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательного.

«4»и «3»

Когда ребята устали они расположились на песчаном берегу небольшого озера.

10 «Раскрыть скобки»

«Раскрыть скобки»

Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), темно(зелёный).

Сделаем вывод о  написании прилагательных .

11 «Вставить  пропущенные буквы»

«Вставить  пропущенные буквы»

Реч..вой, морж..вый, свинц..вый, ситц..вый, плюш..вый, камыш..вый, глянц..вый,  песц..вый.

Сделаем вывод о  написании  о/е в суффиксах прилагательных  после шипящих и Ц.

12 «Буквенный диктант» Если согласны, поднимите табличку «Да», если не согласны, то «Нет»

1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да)

2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет)

3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное (нет)

4) Прилагательные неряшливый, неугомонный пишутся с НЕ слитно, т.к. без НЕ не употребляются (да)

5)Прилагательное Неглубокая, но холодная река пишется раздельно (нет)

6) Если прилагательное можно заменить синонимом без НЕ, то нужно писать с НЕ раздельно (нет)

7) Качественные прилагательные имеют степени сравнения (да)

8) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени (да)

9) В суффиксах прилагательных лицевой, ситцевый, моржовый пишется  буква Е (нет)

10) Образные  определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да)

Общие выводы. Подведение итогов урока.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:

все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой  вещи.

   Н. В. Гоголь

Изучайте русский язык, и только изучив его , вы сможете гордиться тем, что вы русский человек.

Д/з: выполнить тест по теме «Имя прилагательное»

Физкультминутка. Игра «Что какое? Кто какой? »  (игра в ассоциации)

- Ребята, мы не раз играли в эту игру. Напоминаю, что вы можете использовать только имена существительные и имена прилагательные. Повторяться нежелательно.

Примерный ход игры (ответы детей нельзя предугадать заранее, спрашивает учитель, отвечают дети). Самый первый вопрос может быть любой.
- Какого цвета сегодня небо?
- голубое
- голубым бывает что?
- васильки
- васильки бывают какими?
- хрупкими
- хрупким может быть что?
- счастье
- счастье может быть каким?
- настоящим
- настоящим может быть кто?
- человек
и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Слайд 4

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша. Как прекрасна берёзовая роща!

Слайд 5

Широкая, высока, красивый, узок, тёмное, горячи, смелый, жгуч, неуклюжий, желта, хорош, смелая .

Слайд 8

Волга ширее Дона. С наступлением весны дни становятся длиньше . Из двух зол выбирай более меньшее. Нет ничего красивше природы родного уголка. Волга шире Дона. С наступлением весны дни становятся длиннее. Из двух зол выбирай меньшее. Нет ничего красивее природы родного уголка.

Слайд 9

Белый Золотой Орлиный Узкий Стальной Барсучий Робкий Зимний Папин Чуткий Каменный Лисий Смелый Вчерашний Холодный Добрый

Слайд 10

1 Соломенная шляпа, кожаное пальто, комариный укус. 2 Стеклянный кувшин, серебряное кольцо, безветренный день 3 Оловянный солдатик, гусиное перо, утиный клюв. 4 Гусиная кормушка, гусиная походка, январское утро. 5 Лисья нора, лисий характер, приречный луг. 6 Волчья стая, волчий аппетит, папин взгляд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное".6 класс

Повторение изученного по теме "Имя прилагательное". 6 класс...

Тест по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Данный тест можно использовать на уроках повторения и обобщения по теме "Имя прилагательное", а также в качестве контрольного. Тест состоит из заданий с выбором ответа. Задания представляют материал п...

Урок-игра по теме "Имя прилагательное" 6 класс

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное" в 6 классе....

Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс "Крестики-нолики"

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. Правила игры: • Участники игры разделены на две...

Урок - игра (повторение по теме "Окружность в 7 классе"

тур 1: выбрать слова, относящиеся к теме "Окружность, касателдьная к окружности", обосновать свой выбор.тур 2: Дать определения основным понятиям (команды могут по очереди формулировать опре...

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме: "Имя прилагательное" 6 класс

Конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного по теме:"Имя прилагательное" 6 класс...

Урок-игра по теме «Имя прилагательное» 6 класс

Урок-игра по теме "Имя прилагательное" для уч-ся  6 класса направлен на повторение, обобщение и систематизацию полученных знаний по теме.Урок проходит в интересной игровой форме с испол...