Русский язык как развивающееся явление
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Некрасова Валерия Викторовна

Первый урок русского языка в 7 классе. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 7_klass_urok_1.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА УРОКА: Введение. Русский язык как развивающееся явление.

Слайд 2

Виссарион Григорьевич Белинский «Язык живет вместе с жизнью народа».

Слайд 3

Константин Дмитриевич Ушинский Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа.

Слайд 4

До середины 1-го тысячелетия до н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называется праславянским. Позже начинают накапливаться различия в языках восточных, западных и южных славян.

Слайд 5

Выполним упражнение №1 К какой группе языков относится русский язык? На какие три группы делятся славянские языки? Перечислите восточнославянские языки.

Слайд 6

СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ ВОСТОЧНЫЕ ЗАПАДНЫЕ ЮЖНЫЕ русский украинский белорусский польский чешский словацкий лужицкий болгарский сербскохорватский словенский македонский

Слайд 7

Древнерусский язык Язык восточных славян называют древнерусским. Он был очень звучен и мелодичен. В нем велика роль гласных, их было одиннадцать , а сейчас шесть. В древнерусском языке было ш есть типов склонений существительных, три формы числа - единственное, множественное и двойственное, шесть падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный и звательный). Звательный употреблялся при обращении. С ним мы иногда встречаемся в произведениях литературы: отче, старче и пр. Древнерусский язык существовал примерно до 14 - 15 веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

Слайд 8

Выполним упражнение №2 Что общего между славянскими языками?

Слайд 9

Русский язык как развивающееся явление. Любой язык развивается в процессе развития общества. - обогащается словарный запас, - изменяются морфологические нормы языка, - появляются новые синтаксические конструкции, - закрепляются новые нормы произношения и написания слов.

Слайд 10

Факторы, влияющие на изменение словарного состава языка. Социально-политические изменения в жизни общества; Заимствования из иностранных языков; Развитие культуры, науки и техники; Расширение экономических и политических связей с другими народами.

Слайд 11

Внимание, вопрос! Какая наука занимается изучением словарного состава языка?

Слайд 12

Правильно! ЛЕКСИКА. Слова, вышедшие из употребления: бричка, камзол и др . Слова, недавно вошедшие в словарный состав русского языка: рейтинг, программист и др.

Слайд 13

Расширение лексического состава языка за счет употребления в речи переосмысленных слов и выражений. в ХІХ веке слово утренник имело только одно значение. В словаре Даля читаем: « утренник – это весенний или осенний ночной мороз». А какое лексическое значение имеет это слово сегодня?

Слайд 14

спутник Космический летательный аппарат Тот, кто совершает путь, едет или идёт вместе с кем-либо

Слайд 15

Неологизмы (греч. Neos – новый + logos – понятие, слово) – слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий. Причины: Изменения в общественном устройстве Развитие науки и техники Приведите примеры. Исторические изменения в лексике

Слайд 16

Историзмы – слова, обозначающие предметы и явления, ушедшие в прошлое. Например: соха, колчан, армяк, кика, дилижанс, конка, статский советник, комбед, изба-читальня, комиссар. Исторические изменения в лексике

Слайд 17

Внимание, вопрос! Какая наука занимается изучением звукового состава языка?

Слайд 18

Правильно! Фонетика. Исторические изменения в фонетике Буквы ь (ерь) и ъ (ер) до XIII в. обозначали особые гласные звуки - редуцированные, которые затем в одних позициях усилились и совпали с е, и (ь) или о, а (ъ). Например: Бърьвьно – бревно Съдоровъ - здоров

Слайд 19

Исторические изменения в фонетике Согласные ж, ш, ц до XIV в были мягкими. Какое орфографическое правило напоминает нам об этом? Звуки к, г, х были только твердыми, поэтому говорили и писали Кыев, погыбати, хытрость. Перед е, и они изменялись: к – ч, г – ж, х – ш. Например: рог – рожькъ, сок – сочити, тихо – тишина.

Слайд 20

Изменения в области фонетики и грамматики . В русском языке звука [ф] и буквы Ф не было. Все слова, начинающееся на букву Ф , заимствованные. Звук [ф] появился в нашем языке только в ХІІ - ХІІІ веках в результате процесса оглушения в таких словах, как лавка[лафка] , ров[роф] и др.; В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», можно прочитать: «в постелю с бала едет он». Неужели писатель ошибся? Конечно, нет. Дело в том, что в 19 веке слова постель не было, а употреблялось существительное І склонения – постеля.

Слайд 21

Что изучает грамматика? Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. Грамматика изучает формы слова.

Слайд 22

Внимание, вопрос! Как называется раздел науки об языке, изучающий написание букв?

Слайд 23

Русский алфавит Кириллица (863 год) Первая реформа произошла при Петре Первом . Такую азбуку называли «гражданицей» или «гражданкой». Вторая реформа русского языка произошла в 1917-1918 годах.

Слайд 24

Внимание, вопрос! Какая наука занимается изучением состава слова?

Слайд 25

Изменения в морфемике В словах дар, мыло раньше выделялись суффиксы - р-,–л-

Слайд 26

Определите… Какое из данных слов старше: ботинки - кроссовки; шуба - куртка; спартакиада - олимпиада? Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими? 1 . Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) - И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок) 2. Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) - За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов) 3. Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) - Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой )

Слайд 27

Язык Могучий, великий Учит, изменяется, развивается Живет вместе с народом Жизнь

Слайд 28

Итак К какой группе языков относится русский язык? Перечислите три группы славянских языков. Перечислите восточнославянские языки. Приведите примеры того, что язык -развивающееся явление.

Слайд 29

Русский язык Это язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из мировых языков, на нём говорит более 250 миллионов человек.

Слайд 30

Соотнеси Разделы языка 1. Фонетика 2. Лексика 3. Морфология 4. Морфемика 5. Графика 6. Орфография 7.Синтаксис 8. Пунктуация 9. Грамматика Что изучают А. словарный состав Б. формы слова В. построение словосочетаний и предложений Г. написание букв Д. части речи Е. звуки речи Ж. состав слова З. правила написания слов И. постановку знаков препинания.

Слайд 31

Проверим 1- Е Фонетика - звуки 2- А Лексика – словарный состав 3- Д. Морфология – части речи 4- Ж Морфемика- части слова 5-Г Графика –написание букв 6-З Орфография – правила написания 7-В Синтаксис – словосочетание и предложение 8 –И Пунктуация – постановку знаков препинания 9 - Б Грамматика – формы слова

Слайд 32

Подчеркни грамматические основы. Сверху над водой светило солнце проходили облака играл ветер а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. ( И. Соколов-Микитов) Чем простое предложение отличатся от сложного? Чем словосочетание отличается от предложения?

Слайд 33

Проверь Сверху над водой светило солнце, проходили облака, играл ветер, а в глубине шла таинственная и неведомая жизнь. ( И. Соколов-Микитов)

Слайд 34

1. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа. а) Рядом с нашим домом разбили новый парк. б) Взрослые и дети сидели у костра. в) Дом строят по типовому проекту. г) Кто сегодня дежурит ?

Слайд 35

2. Найдите распространённое предложение. а) Зима была многоснежной и радостной. б) Все смеются, и очарование пропало. в) Великий Устюг — чудо. г) Принесли пирог с яблоками.

Слайд 36

Проверь себя Лучи солнца осветили удивительную картину ближнего леса.

Слайд 37

Проверь себя Солнце уже зашло и по низким луговым местам всё затопил туман.

Слайд 38

Проверь себя Пожаловала в леса хлопотливая осень, и сдула с деревьев зелёный наряд. Разноцветными парашютиками летят листья и устилают лесные тропинки, полянки. Семена растений осень прячет в землю, а холодный дождь беспрестанно поливает их. Когда придет весна, семена дадут всходы.

Слайд 39

Второстепенные члены предложения Определения Обстоятельства Дополнения. Прочитайте упражнение 8. Выполнить синтаксический разбор 1 и 2 предложений.

Слайд 40

Домашнее задание: упражнение 9 Разбор предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"

Технологическая карта урока "Русский язык как развивающееся явление"...

Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"

Конспект урока "Русский язык как развивающееся явление"...

"Русский язык как развивающееся явление"

Урок русского языка в 7 классе...

Русский язык как развивающееся явление (11 класс)

Презентация "Русский язык как развивающееся явление" позволяет на уроке выдать объёмный материал из истории языка, обратить внимание на слова, которые мы используем каждый день, не задумывая...