Программа курса по подготовке к ЕГЭ
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Дьячкова Евгения Вячеславовна

курс подготовки к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1»

«Утверждаю»

директор гимназии

Бельмехова И.Г. _______

_________ 2018 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование курса  – «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»   10 класс

Объём учебного материала – 34 часа

Соответствует ФГОС СОО

Выполнила: учитель русского языка и литературы  Дьячкова Е.В.

2018 год – 2019 учебный год

Пояснительная записка.

Авторский курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен для учащихся 10  классов и рассчитан на 34 учебных часа . Приказом Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и  Приказом Минобрнауки России № 306 от 24 марта 2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400».

Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» очень актуален для выпускников. КИМы ЕГЭ по русскому языку имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся определенных технологий выполнения этих заданий. Курс полностью ориентирован на формат КИМов и позволяет эффективно подготовить выпускника к ЕГЭ по русскому языку. Курс составлен с учетом изменений в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2019  года.  Кроме того, курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, - все эти умения позволят  будущему выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в дальнейшем.

Курс предполагает дальнейшее продолжение в 11 классе.  В рамках подготовки целенаправленно использовано перемещение в начало изучения материалов для  написания сочинения.  Данная часть работы является наиболее сложной и объёмной, требующей большого количества времени на подготовку. В рамках курса для 10 класса возможно детальное изучение и подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ с дальнейшей отработкой в 11 классе.

Цели курса:

  1. формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ;
  2. совершенствование языковой грамотности;
  3. совершенствование письменной речи;
  4. освоение норм русского литературного языка;
  5. развитие логического мышления

Задачи курса:

1. обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка курса средней школы;          

2. закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3. развивать владение нормами русского языка и языковую культуру;

4. развивать умение составлять алгоритм к задаче;

5. сформировать умение использовать разные виды чтения;

6. развивать умение анализировать текст;

7. сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;

8. сформировать навыки составления собственного текста;

9. сформировать умение искать и обрабатывать информацию;

10. практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Результаты освоения курса.

После освоения курса выпускники должны знать: 

  • правила русской орфографии и пунктуации;
  • нормы русского литературного языка;
  • основные теоретические понятия лингвистики;
  • средства художественной выразительности;
  • основы анализа текста;
  • теорию написания сочинения-рассуждения;
  • процедуру проведения ЕГЭ, структуру ЕГЭ по русскому языку, особенности заданий КИМов и систему оценивания ЕГЭ по русскому языку;

уметь:

  • Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
  • Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
  • Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов
  • Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
  • Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи.
  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
  • Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста.
  • Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
  • Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Содержание курса.

Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку. Информация о ЕГЭ. (3 ч.)

Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ Коммуникативная компетенция (10  часов)

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Подготовка к выполнению заданий 1-12 ( 16 ч.)

Основные правила орфоэпии. Ударение. Орфоэпический словарь.Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов.

Календарно-тематическое планирование

№ в теме

Тема

Виды деятельности

д/з

1

1

Вводное занятие. Структура КИМ по русскому языку

Лекция, таблица критериев

 Рассмотреть таблицу

2

2

Общие требования к оценке работ в форме ЕГЭ: сходство и разница с ОГЭ и итоговым сочинением в 11 классе.

Составление конспекта.

конспект

3

3

Решение демо-версии КИМ -2019 с целью выявления уровня подготовленности обучающихся. Входной контроль

Комментарии результатов

Задания нет

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

4

1

Анализ критериев оценки экзаменационной работы - часть 2.

Комментарий демо-версии.

Задания нет

5

2

«Скелет» сочинения-рассуждения в рамках критериального подхода.

Презентация.

 таблица

6

3

Абзац как основная единица речеведения.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта.

Задания нет

7

4

Формулировка проблемы исходного текста.

Работа с текстами разных стилей.

Сравнительный анализ текстов

8-9.

5-6

Комментарий к проблеме исходного текста. Виды текста: художественный и публицистический.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

Составление комментариев

10.

7

Примеры-иллюстрации. Основные способы цитирования.

Презентация Г.Т.Егораевой. Анализ и выборка материала для конспекта. Практикум.

Подбор материала для примеров

11.

8

Проблема-аспекты-авторская позиция.

Практикум.

Подбор речевых клише

12.

9

Формулировка аргументов. Речевые «клише».

 Создание «банка» клише: плюсы и минусы.

Формулировка аргументов

13.

10

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Практикум.

Задания нет

14-15.

11-12

Обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ

 практикум

Практические задания

16.

13

Редактирование текста.

Работа с текстами разных стилей.

Редактирование текстов

17.

14

Речевое оформление сочинения. К5-К6.

Определение логических ошибок, понятие абзацного членения текста.

Задания нет

18.

15

Практическая грамотность. К7-К12.

Понятие этической нормы, фактологической точности в фоновом материале сочинения.

Индивидуальная работа

Подготовка к выполнению заданий 1-10

19

1

Задания 1-3 ЕГЭ. Анализ микротекста

Мини-тестирование, практикум.

Индивидуальная работа

20

2

Задания 1-3 ЕГЭ. Словарная статья и способы её обработки

Работа с толковыми словарями.

Оформление дидактических материалов

21

3

Задание 4 ЕГЭ. Орфоэпический минимум.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

22

4

Задания 5-7 ЕГЭ. Лексическая ошибка. Нормы образования форм слов.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

23-27

5-9

Задание 8 ЕГЭ. Грамматические ошибки: признаки, способы устранения.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

28-29

10-11

Задания 9 - 10 ЕГЭ. Правописание корней и приставок в слове.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

30-31

12-13

Задания 11 - 12 ЕГЭ. Правописание суффиксов и окончаний в слове.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

32-33

14-15

Комплексное решение заданий 1-12.

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

34

16

Итоговое занятие. Постановка целей для обучения в 11 классе

Оформление дидактических материалов, тестирование

Оформление дидактических материалов

Интернет-ресурсы.

1. http://www.ege.edu.ru 

2. http://www.fipi.ru

3. http://reshuege.ru/

4. http://www.yaklass.ru 

5. Игровое приложение к игре «Castle Quiz – ЕГЭ битва»  https://clevver.me



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

Программа курса предпрофильной подготовки 9 класс.

Ознакомление с русскими подвижными играми, а также играми других стран мираОзнакомление с историей происхождения основных подвижных и спортивных игрОзнакомление с играми входящими в олимпийскую програ...

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"

Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....