В мире фразеологизмов.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Федорова Алёна Владимировна

Урок русского языка в 5 классе по теме "В мире фразеологизмов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_2.doc41.5 КБ
Office presentation icon v_mire_frazeologizmov_prezentatsiya.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:

 «В мире фразеологизмов».

Технологическая карта урока.

Учитель: Федорова Алена Владимировна

Класс 5                        Дата 10.04.2018 год  

Название предмета: русский языка

Тема урока: «В мире фразеологизмов»

Тип урока: закрепление изучения

Цель урока: формирование представления о фразеологизме как единице языка, обогащение фразеологического запаса учеников.

Планируемы результаты:

Предметные: совершенствовать знания о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, показать их роль в обогащении речи человека;

Метапредметные: 1) развивать познавательные способности  

Ход урока

I. Организационный момент

    - Здравствуйте, ребята! Cегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Костя. Еще совсем недавно мы дружили с Димой, так, что водой не разольешь. Но недавно он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук».

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Беседа с учениками:

- Кто написал это письмо?

- Что мы узнали из письма?

- Все ли вам понятно из письма?

- Как вы думаете, что обозначают следующие выражения: водой не разольешь, жить как кошка с собакой, как без рук?

- Как называют эти устойчивые сочетания слов?

- Давайте найдем значение этих фразеологизмов в фразеологическом словаре и выясним правильно ли мы их понимаем.

- Итак, водой не разольешь имеет значение – очень дружны, неразлучны, всегда вместе; жить как кошка с собакой – быть в ссоре, вражде; как без рук – быть совершенно беспомощным.

- Ребята, хотите помочь друзьям помириться? Тогда нужно выполнить несколько заданий!

Учащиеся делятся на две команды, придумывают ей название.

III. Работа по теме урока

I тур «Разминка»

Командам даются листочки со словосочетаниями их задача найти и подчеркнуть фразеологизмы.

1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу.

2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки; белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди, злые языки.

II Тур «Загадки»

На экране ученикам показаны четверостишия. Задача учеников – разгадать последние слова, которые являются фразеологизмами.

1) «Двоек» у Борьки в четверти две.

Да, без царя мой дружок в … (голове).

«Без царя в голове» говорят про глупого, неосмотрительного, несообразительного человека.

2) Ох, копуша наш Тарас-

Ждали друга битый … (час)

«Битый час» - долго, в течение долгого времени.

3) Стал курить мой младший брат –

Нужно срочно бить в … (набат).

От опасных сигарет

Для здоровья столько бед!

«Бить в набат» - поднимать тревогу, звать на помощь.

4) Нам простуда нипочем,

В нас здоровье бьет … (ключом).

Солнце, воздух и вода-

Вот здоровы мы всегда.

«Бить ключом» - бурно, активно проявлять себя.

5) Друг нас всех не замечает,

О любимой он мечтает.

С ее именем в устах

Он витает в … (облаках)

«Витать в облаках» - находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающих.

6)  Сосед наш всю ночь

То стучал, то сверлил-

И зверя во мне он к утру … (разбудил)

«Будить зверя» - злить, приводить в ярость.

 III тур «Происхождение фразеологизмов»

В этом туре я читаю историю происхождения фразеологизмов, задача учеников назвать их.

1) В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки называлось ….. (бить баклуши).

2) Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Так появился фразеологизм «.....» (водить за нос).

3) В Руси часто избы топили «по – черному»: дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре. Так появился фразеологизм «…» (дым коромыслом).

4)  Этот фразеологизм пришел к нам из древнегреческой мифологии. Один из легендарных героев должен был совершить этот подвиг. Выполнив работу, герой потребовал обещанную награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь и какой это был подвиг? (Авгиевы конюшни).

5) В Древней Руси носили верхнюю одежду с сильно длинными рукавами; не засученные рукава спадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Так появился фразеологизм «работать …» (спустя рукава).

6) Выражение восходит к древнему поверью, что крокодил, прежде чем проглотить жертву, проливает слезы. Так появился фразеологизм «…» (крокодиловы слезы)

IV тур «Замени одним словом»

 Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом. 

Медвежий угол – захолустье;

Как кот наплакал – мало;

Куры не клюют – много;

У черта на куличках – далеко;

Рукой подать – близко;

Обвести вокруг пальца – обмануть;

Вешать нос – унывать;

Как по маслу – легко;

Тянуть кота за хвост – медлить;

Прикусить язык – замолчать;

Морочит голову – обманывать;

Мозолить глаза – надоедать;

Совать нос – вмешиваться;

Унести ноги – убежать;

Чесать языком – болтать;

Клевать носом – засыпать.

V тур «Фразеологический зверинец»

Колючий как … (еж); хитер как … (лиса); голоден как … (волк); упрям как … (осел); грязный как … (свинья); здоров как … (бык); нем как … (рыба); как … пятая нога; ползешь как … (черепаха); неуклюжий как … (медведь).

VI тур «Фразеологизмы в рисунках»

Задача учащихся – определить какой фразеологизм нарисован на картинке.

 

IV. Подведение итогов

- Подведём итоги уроки. Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Зачем же нужно изучать фразеологизмы?

Оценивание всех участвовавших в уроке.

V. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию с изображением трех фразеологизмов.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В мире фразеологизмов».

Слайд 2

Письмо Здравствуйте, ребята! Меня зовут Костя. Еще совсем недавно мы дружили с Димой, так, что водой не разольешь. Но недавно он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

Слайд 3

I тур «Разминка». 1 команде: белая ворона , белая скатерть; золотые серьги, золотые руки ; повесить картину, повесить нос ; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах ; расхлебывать кашу , варить кашу. 2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки ; белые мухи , белые цветы; наклонить голову, ломать голову ; мамин сын, маменькин сынок ; злые люди, злые языки.

Слайд 4

II тур «Загадки» 1) «Двоек» у Борьки в четверти две. Да, без царя мой дружок в …

Слайд 6

2 загадка Ох, копуша наш Тарас- Ждали друга битый …

Слайд 7

«Битый час» означает долго, в течение долгого времени.

Слайд 8

3 загадка Стал курить мой младший брат – Нужно срочно бить в … . От опасных сигарет Для здоровья столько бед!

Слайд 10

4 загадка Нам простуда нипочем, В нас здоровье бьет … . Солнце, воздух и вода- Вот здоровы мы всегда.

Слайд 11

«Бить ключом» означает бурно, активно проявлять себя.

Слайд 12

5 загадка Друг нас всех не замечает, О любимой он мечтает. С ее именем в устах Он витает в …

Слайд 14

6 загадка Сосед наш всю ночь То стучал, то сверлил- И зверя во мне он к утру …

Слайд 15

«Будить зверя» означает злить, приводить в ярость.

Слайд 16

III тур ««Происхождение фразеологизмов» 1) В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки называлось ….. .

Слайд 17

2 вопрос Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Так появился фразеологизм …

Слайд 18

3 вопрос В Руси часто избы топили «по – черному»: дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре. Так появился фразеологизм …

Слайд 19

4 вопрос Этот фразеологизм пришел к нам из древнегреческой мифологии. Один из легендарных героев должен был совершить этот подвиг. Выполнив работу, герой потребовал обещанную награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь и какой это был подвиг?

Слайд 20

«Авгиевы конюшни»

Слайд 21

5 вопрос В Древней Руси носили верхнюю одежду с сильно длинными рукавами; не засученные рукава спадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Так появился фразеологизм работать …

Слайд 22

6 вопрос Выражение восходит к древнему поверью, что крокодил, прежде чем проглотить жертву, проливает слезы. Так появился фразеологизм … .

Слайд 23

IV тур «Замени одним словом». Медвежий угол – Как кот наплакал – Куры не клюют – У черта на куличках – Рукой подать – Обвести вокруг пальца – Вешать нос – Как по маслу – Тянуть кота за хвост – Прикусить язык – Морочит голову – Мозолить глаза – Совать нос – Унести ноги – Чесать языком – Клевать носом –

Слайд 24

V тур «Фразеологический зверинец». Колючий как …; Хитер как …; Голоден как… ; Упрям как …; Грязный как …; Здоров как …; Нем как … ; Как … пятая нога; Ползешь как …; Неуклюжий как … ;

Слайд 25

VI тур «Фразеологизмы в рисунках»

Слайд 26

VI тур «Фразеологизмы в картинках»

Слайд 27

VI тур «Фразеологизмы в картинках»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "В мире фразеологизмов"

Основная  цель  занятий кружка  -- развитие  у школьников интереса к  русскому языку как учебному предмету, воспитание  у них  бережного отношения к слову,...

Открытый урок "В мире фразеологизмов"

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

В мире фразеологизмов

«В мире фразеологизмов» Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Дос...

Презентация "В мире фразеологизмов " 5 класс.

Презентация к игре-викторине для учащихся 5 классов по теме:" Вмире фразеологизмов"...

В мире фразеологизмов

Презентация , в которой в доступной юмористической форме рассказывается об особенностях фразеологизмов, формируется лексический запас учащихся....

В мире фразеологизмов

Проектная работа по русскому языку...