В мире фразеологизмов.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по теме "В мире фразеологизмов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_2.doc | 41.5 КБ |
v_mire_frazeologizmov_prezentatsiya.ppt | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
«В мире фразеологизмов».
Технологическая карта урока.
Учитель: Федорова Алена Владимировна
Класс 5 Дата 10.04.2018 год
Название предмета: русский языка
Тема урока: «В мире фразеологизмов»
Тип урока: закрепление изучения
Цель урока: формирование представления о фразеологизме как единице языка, обогащение фразеологического запаса учеников.
Планируемы результаты:
Предметные: совершенствовать знания о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, показать их роль в обогащении речи человека;
Метапредметные: 1) развивать познавательные способности
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Cегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Костя. Еще совсем недавно мы дружили с Димой, так, что водой не разольешь. Но недавно он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук».
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Беседа с учениками:
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали из письма?
- Все ли вам понятно из письма?
- Как вы думаете, что обозначают следующие выражения: водой не разольешь, жить как кошка с собакой, как без рук?
- Как называют эти устойчивые сочетания слов?
- Давайте найдем значение этих фразеологизмов в фразеологическом словаре и выясним правильно ли мы их понимаем.
- Итак, водой не разольешь имеет значение – очень дружны, неразлучны, всегда вместе; жить как кошка с собакой – быть в ссоре, вражде; как без рук – быть совершенно беспомощным.
- Ребята, хотите помочь друзьям помириться? Тогда нужно выполнить несколько заданий!
Учащиеся делятся на две команды, придумывают ей название.
III. Работа по теме урока
I тур «Разминка»
Командам даются листочки со словосочетаниями их задача найти и подчеркнуть фразеологизмы.
1 команде: белая ворона, белая скатерть; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить нос; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах; расхлебывать кашу, варить кашу.
2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки; белые мухи, белые цветы; наклонить голову, ломать голову; мамин сын, маменькин сынок; злые люди, злые языки.
II Тур «Загадки»
На экране ученикам показаны четверостишия. Задача учеников – разгадать последние слова, которые являются фразеологизмами.
1) «Двоек» у Борьки в четверти две.
Да, без царя мой дружок в … (голове).
«Без царя в голове» говорят про глупого, неосмотрительного, несообразительного человека.
2) Ох, копуша наш Тарас-
Ждали друга битый … (час)
«Битый час» - долго, в течение долгого времени.
3) Стал курить мой младший брат –
Нужно срочно бить в … (набат).
От опасных сигарет
Для здоровья столько бед!
«Бить в набат» - поднимать тревогу, звать на помощь.
4) Нам простуда нипочем,
В нас здоровье бьет … (ключом).
Солнце, воздух и вода-
Вот здоровы мы всегда.
«Бить ключом» - бурно, активно проявлять себя.
5) Друг нас всех не замечает,
О любимой он мечтает.
С ее именем в устах
Он витает в … (облаках)
«Витать в облаках» - находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающих.
6) Сосед наш всю ночь
То стучал, то сверлил-
И зверя во мне он к утру … (разбудил)
«Будить зверя» - злить, приводить в ярость.
III тур «Происхождение фразеологизмов»
В этом туре я читаю историю происхождения фразеологизмов, задача учеников назвать их.
1) В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки называлось ….. (бить баклуши).
2) Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Так появился фразеологизм «.....» (водить за нос).
3) В Руси часто избы топили «по – черному»: дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре. Так появился фразеологизм «…» (дым коромыслом).
4) Этот фразеологизм пришел к нам из древнегреческой мифологии. Один из легендарных героев должен был совершить этот подвиг. Выполнив работу, герой потребовал обещанную награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь и какой это был подвиг? (Авгиевы конюшни).
5) В Древней Руси носили верхнюю одежду с сильно длинными рукавами; не засученные рукава спадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Так появился фразеологизм «работать …» (спустя рукава).
6) Выражение восходит к древнему поверью, что крокодил, прежде чем проглотить жертву, проливает слезы. Так появился фразеологизм «…» (крокодиловы слезы)
IV тур «Замени одним словом»
Задача учащихся – заменить фразеологизм одним словом.
Медвежий угол – захолустье;
Как кот наплакал – мало;
Куры не клюют – много;
У черта на куличках – далеко;
Рукой подать – близко;
Обвести вокруг пальца – обмануть;
Вешать нос – унывать;
Как по маслу – легко;
Тянуть кота за хвост – медлить;
Прикусить язык – замолчать;
Морочит голову – обманывать;
Мозолить глаза – надоедать;
Совать нос – вмешиваться;
Унести ноги – убежать;
Чесать языком – болтать;
Клевать носом – засыпать.
V тур «Фразеологический зверинец»
Колючий как … (еж); хитер как … (лиса); голоден как … (волк); упрям как … (осел); грязный как … (свинья); здоров как … (бык); нем как … (рыба); как … пятая нога; ползешь как … (черепаха); неуклюжий как … (медведь).
VI тур «Фразеологизмы в рисунках»
Задача учащихся – определить какой фразеологизм нарисован на картинке.
IV. Подведение итогов
- Подведём итоги уроки. Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Зачем же нужно изучать фразеологизмы?
Оценивание всех участвовавших в уроке.
V. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию с изображением трех фразеологизмов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письмо Здравствуйте, ребята! Меня зовут Костя. Еще совсем недавно мы дружили с Димой, так, что водой не разольешь. Но недавно он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живем как кошка с собакой. Посоветуйте, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.
I тур «Разминка». 1 команде: белая ворона , белая скатерть; золотые серьги, золотые руки ; повесить картину, повесить нос ; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах ; расхлебывать кашу , варить кашу. 2 команде: перемыть посуду, перемыть косточки ; белые мухи , белые цветы; наклонить голову, ломать голову ; мамин сын, маменькин сынок ; злые люди, злые языки.
II тур «Загадки» 1) «Двоек» у Борьки в четверти две. Да, без царя мой дружок в …
2 загадка Ох, копуша наш Тарас- Ждали друга битый …
«Битый час» означает долго, в течение долгого времени.
3 загадка Стал курить мой младший брат – Нужно срочно бить в … . От опасных сигарет Для здоровья столько бед!
4 загадка Нам простуда нипочем, В нас здоровье бьет … . Солнце, воздух и вода- Вот здоровы мы всегда.
«Бить ключом» означает бурно, активно проявлять себя.
5 загадка Друг нас всех не замечает, О любимой он мечтает. С ее именем в устах Он витает в …
6 загадка Сосед наш всю ночь То стучал, то сверлил- И зверя во мне он к утру …
«Будить зверя» означает злить, приводить в ярость.
III тур ««Происхождение фразеологизмов» 1) В старину кустари делали посуду из дерева. Для этого надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Это было легкое дело. Готовить такие чурки называлось ….. .
2 вопрос Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Так появился фразеологизм …
3 вопрос В Руси часто избы топили «по – черному»: дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым «волоком» - к туману, дождю, «коромыслом» - к ветру, непогоде, а то и буре. Так появился фразеологизм …
4 вопрос Этот фразеологизм пришел к нам из древнегреческой мифологии. Один из легендарных героев должен был совершить этот подвиг. Выполнив работу, герой потребовал обещанную награду, но он не получил ее. Кто этот жадный царь и какой это был подвиг?
«Авгиевы конюшни»
5 вопрос В Древней Руси носили верхнюю одежду с сильно длинными рукавами; не засученные рукава спадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Так появился фразеологизм работать …
6 вопрос Выражение восходит к древнему поверью, что крокодил, прежде чем проглотить жертву, проливает слезы. Так появился фразеологизм … .
IV тур «Замени одним словом». Медвежий угол – Как кот наплакал – Куры не клюют – У черта на куличках – Рукой подать – Обвести вокруг пальца – Вешать нос – Как по маслу – Тянуть кота за хвост – Прикусить язык – Морочит голову – Мозолить глаза – Совать нос – Унести ноги – Чесать языком – Клевать носом –
V тур «Фразеологический зверинец». Колючий как …; Хитер как …; Голоден как… ; Упрям как …; Грязный как …; Здоров как …; Нем как … ; Как … пятая нога; Ползешь как …; Неуклюжий как … ;
VI тур «Фразеологизмы в рисунках»
VI тур «Фразеологизмы в картинках»
VI тур «Фразеологизмы в картинках»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "В мире фразеологизмов"
Основная цель занятий кружка -- развитие у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову,...
Открытый урок "В мире фразеологизмов"
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...
В мире фразеологизмов
«В мире фразеологизмов» Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Дос...
Презентация "В мире фразеологизмов " 5 класс.
Презентация к игре-викторине для учащихся 5 классов по теме:" Вмире фразеологизмов"...
В мире фразеологизмов
Презентация , в которой в доступной юмористической форме рассказывается об особенностях фразеологизмов, формируется лексический запас учащихся....
В мире фразеологизмов
Проектная работа по русскому языку...