Произношение имен прилагательных в речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока к учебнику «Русский язык.6. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proiznoshenie_imen_prilagatelnyh_v_rechi_1.docx | 29.11 КБ |
proiznoshenie_prilagatelnyh_v_rechi_2.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Бурашева Марина Хамибулловна,
учитель русского языка
МБОУ «Александровская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета | Класс | УМК | Уровень обучения |
Русский язык | 6 | Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013 | Базовый |
Тема урока: Произношение имен прилагательных в речи
Общее количество часов, отведённое на изучение темы:2
Цель урока: углубить знания орфоэпических норм в области произношения имён прилагательных.
Место урока в системе уроков по теме:18
Задачи урока:
- систематизировать знания об имени прилагательном, полученные на уроках русского языка;
-продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен прилагательных, развитие орфографической зоркости;
- воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку, природе, художественной литературе.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать навыки обобщения и систематизации теоретического материала.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагательных.
Уметь находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
Знать орфоэпические нормы в области имён прилагательных и их применение.
Правильно произносить прилагательные в краткой форме.
Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения.
Уметь пользоваться орфоэпическим словарем.
Уметь работать со справочной литературой.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Рабочая тетрадь | |
Тестовые материалы | |
Ссылки на Интернет-ресурсы | tps://yandex.ru/video/search?filmId=14461309406744680140&text=мультфильмы об уроках русского языка&noreask=1&path=wizard&reqid=1506446716879780-1315028632979713239307593-sas1-5642-V |
Материалы для подготовки к олимпиаде | Орфоэпические нормы |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организационный момент
Психологический настрой обучающихся к уроку
- Здравствуйте, ребята. Я хочу познакомить Вас с новыми друзьями. Живут они в проекте «Урок русского языка. Об ударении. 1 часть» Просмотр мультфильма.
- Как Вы считаете, важно ли ударение в нашем языке. Почему?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Послушайте стихотворение.
Еёшний и Евоный…
Еёшний и Евоный
Гуляли по вагонам:
"Ну, чо, када позвОнишь?"
"Када меня догонишь..."
В транвае сорок первом
ЛюдЯм трепали нервы,
Канпотом не напИлись,
А рассуждать пустились...
Язык, простите, русский
Не выдержит нагрузки...
(Е. Панова-Синченко )
-Сегодня мы продолжим работать с прилагательным. Найдите в данном стихотворении ошибки. Ошибки в области правописания или произношения? В основном, в области произношения)
- Значит, мы сегодня поговорим о …
- Запишите тему, сформулируйте цель и задачи урока.
- Проверка домашнего задания
Упр. 251
Написание стихотворения по памяти (тетрадь для контрольных работ)
- Актуализация знаний учащихся
Самостоятельная работа
- Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. Подчеркните все прилагательные как члены предложения. Определите их разряд.
Утро. Выглядываю в окно и (не) узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок…ми, свеж…ми снегами, завалившими чащу елей,- син…е, огромное и уд…вительно нежное небо. Такие яркие, радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам в январ(?)ские м…розы. И особенно х…р…ши они сегодня над свеж…м снегом и з…леным бором. Со(?)нце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на в…ршинах сосен, на их пышных з…леных венцах, уже играет з…лотистыйсолнеч(?)ный свет. И сосны зам…рли под глубоким небом. (И.А Бунин)
- Озаглавьте текст, определите его тему, основную мысль, стиль и тип речи.
- Найдите в тексте изобразительные средства, определите их вид.
- В тексте много прилагательных, для чего они служат? Докажите свою мысль.
- Освоение нового материала
Введение понятия
Культура речи – раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от образных условий общения людей.
Основные виды языковых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные.
- Вспомните, что такое орфоэпия?
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы литературного произношения звуков и нормы ударения. Произношение – воспроизведение звуков речи.
Теоретическая часть (выступление учащегося)
1.В современном русском языке есть немало полных имён прилагательных с неустойчивым ударением. Говорят, например, кружковОй и кружкОвый, мУскулистый и мускулИстый. Учёные установили, что с течением времени нередко побеждает ударение, которое стоит ближе к концу слова. Так, в XIX веке говорили: днЕвный, громОвый. В наше время единственно верным считается произношение дневнОй, громовОй. В то же время остаётся группа прилагательных, где место ударения нельзя выбирать, оно строго закреплено: кУхонный (нельзя: «кухОнный»), кедрОвый (не рек.: «кЕдровый»), знАчимый (нельзя: «значИмый»)... Чтобы не ошибиться, необходимо почаще открывать орфоэпический словарь.
Путешествие по орфоэпическому словарю. Работа в парах.
Работа со словарной статьей (стр. 321-323)
- Работаем со словами ДАЛЕКИЙ, ДЕШЕВЫЙ, ЧЕТКИЙ.
- Составьте предложения, используя формы данных слов.
Упр. 258 (устная работа, словарь)
- Физминутка
Мы по улице гуляем
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» - «моды» - «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)
- Применение новых знаний
Теоретическая часть (выступления учащихся)
2.В некоторых кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение остаётся на том же слоге, что и в полной форме, но перемещается на окончание -а в форме женского рода: крАткий — крАток, крАтко, крАтки, но: краткА; цЕлый — цел, цЕло, цЕлы, но: целА. Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прилагательных множественного числа, где возможно ударение как на основе, так и на окончании: бЕдный — бЕден, беднА, бЕдно, бЕдны и беднЫ; вАжный — вАжен, важнА, вАжно, вАжны и важнЫ; вЕрный — вЕрен, вернА, вЕрно, вЕрны и вернЫ.
3.Следует правильно произносить прилагательные в краткой форме: глУпый — глуп, глупА, глУпо, глУпы; дОбрый — добр, добрА, дОбро, дОбрЫ, зелёный — зЕлен, зеле¬нА, зЕлено, зЕлены; прав — права, прАво, прАвы; пустой — пуст, пустА, пУсто, пустЫ; рЕзкий — рЕзок, резкА, рЕзко, рЕзки.
Орфоэпический диктант
-Выпишите прилагательные, поставьте ударение.
1. Мы купили кухонный гарнитур. 2. Очень полезны для здоровья вишневый, сливовый, грушевый, соки. 3. Я купил джинсовый костюм. 4. Наша деревня кажется мне красивейшим местом на всём белом свете. 5. Новые ботинки значительно удобнее старых. 6. Ваш букет получился красивее моего. 7. Ваши выводы верны. 8. Она слишком алчна (определить значение слова). 9. Потолки низки, а коридоры узки. 10. Ты очень бледна и грустна.
Упр. 259 Работа в группах. (Задание 1)
У доски - транскрипция последнего предложения, имена существительные и прилагательные, образованные суффиксальным способом.
- Рефлексия
Прием «Солнышко». На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются
лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.
- Домашнее задание: упр. 260, 261(устно)
- Итог урока. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Бурашева Марина Хамибулловна,
учитель русского языка
МБОУ «Александровская СОШ»
Грачёвского района
Название предмета | Класс | УМК | Уровень обучения |
Русский язык | 6 | Русский язык 6. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.,Капинос, 2013 | Базовый |
Тема урока: Произношение имен прилагательных в речи
Общее количество часов, отведённое на изучение темы:2
Место урока в системе уроков по теме:19
Цель урока: углубить знания орфоэпических норм в области произношения имён прилагательных.
Задачи урока:
- систематизировать знания об имени прилагательном, полученные на уроках русского языка;
-продолжать развивать навыки правильного произношения и написания имен прилагательных, развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную речь;
- воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку, природе, художественной литературе.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать навыки обобщения и систематизации теоретического материала.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен прилагательных.
Уметь находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
Знать орфоэпические нормы в области имён прилагательных и их применение.
Правильно произносить прилагательные в краткой форме, в форме сравнительной степени.
Выразительно читать тексты, соблюдая нормы произношения.
Уметь пользоваться орфоэпическим словарем.
Уметь работать со справочной литературой.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Ссылки на Интернет-ресурсы | http://rus.1september.ru/article.php?ID=200301603 |
Материалы для подготовки к олимпиаде | Орфоэпические нормы |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
- Организационный момент
Психологический настрой обучающихся к уроку
- Здравствуйте, ребята. Я хочу начать урок с песенки об орфоэпии Феликса Кривина. Послушайте. Аудиозапись.
Не зная орфоэпии
Во всем великолепии.
Не ощутишь ее волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Возил не шОфер, а шофЁр
Не фАрфор, а фарфОр.
Был оглашен не прИговор —
Судебный приговОр.
Ушел шофер на многие
Не лЕта, а летА,
И дверь за ним не зАперта
Была, а запертА.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить. (Об орфоэпии). С какой частью речи мы работаем в последнее время? Сформулируйте тему, цель и задачи урока.
- Проверка домашнего задания
Упр. 260
Упр. 261
- Актуализация знаний учащихся
В русском языке много слов, характеризующих …: тихий, громкий, негромкий, слабый, сильный, звучный, высокий, резкий, тонкий, низкий, глухой, гортанный, зычный, пронзительный, писклявый, визгливый, хриплый, гнусавый, чистый, веселый, грустный, самоуверенный, гневный, грубый, злой, угрожающий, спокойный, нервный, ровный, возбужденный, взволнованный, дрожащий, певучий, мелодичный, красивый, мягкий, нежный, детский, юношеский, девичий, молодой, старый, мужской, женский.
- Какое слово нужно поставить вместо точек? Какую роль играют прилагательные? Какие из них можно назвать синонимами? Антонимами?
- Посмотрите на выделенные слова. Как они звучат?
- Образуйте и запишите формы сравнительной и превосходной степени прилагательного КРАСИВЫЙ. Поставьте ударение в словах.
- Освоение нового материала
Слово учителя.
Одни прилагательные при образовании сравнительной степени сохраняют место ударения на том же слоге, что и в начальной форме: красивый — красивее, громкий — громче, долгий — дольше. В других прилагательных ударение переходит на суффикс сравнительной степени: сильный — сильнее, бледный — бледнее, верный — вернее.
Упр. 262 Работа в группах.
- Составьте предложения, используя данные формы сравнительной степени прилагательных.
- Физминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
- Применение новых знаний
Работа со словарем.
Упр. 263 Работа в группах.
- Выпишите из орфоэпического словаря прилагательные, в которых возможны ошибки:
1 группа: только в произношении;
2 группа: только в ударении;
3 группа: как в произношении, так и в ударении;
4 группа: в образовании грамматической формы.
Самостоятельная работа
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
В лесу дремуч_ стояла избушка. Вокруг нее улыбались разные цветы: красн_, син_, ж_лт_. Т_нулись к солнцу голуб_ травы. На серебрян_ кустах красн_ белки щ_лкали орешки.
Возле крыльца избушк_ стояла очень стар_ сосна. Ее в_рхушка доросла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленьк_ звездоч_ки, а по утрам на ней др_мали устал_ обл_ка. Вечером из ч_рн_ дуба выглядывал ушастый дядя Филин и рассказывал лесн_ люду сказки.
(Л.Васильева-Гангнус)
Озаглавьте текст. Определите его стиль и тип речи.
Выпишите из текста изобразительные средства.
Составьте схему второго предложения.
Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
В каждом предложении подчеркните главные члены предложения, все прилагательные.
Подберите в слову маленькие синонимы и антонимы.
Cинквейн к слову прилагательное.
- Рефлексия
Учащимся предлагается выразить свои впечатления об уроке через «Незаконченные предложения», записанные на доске.
- Сегодня на уроке мы повторяли………
- Я узнал(а) , что ………..
- Я научился и никогда не сделаю ошибки в…..
- Я буду стараться……….
- Домашнее задание: упр. 254
- Итог урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)
Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...
Употребление имен прилагательных в речи.
Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...
Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).
Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....
Роль имени прилагательного в речи
предлагаемый конспект урока идет в комплекте со смартпрезентацией. На этом уроке применяется технология лингвистического опыта, в результате которого учащиеся приходят к выводу, какова роль прилагател...
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...