Рабочая программа. Русский язык. 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Бурашева Марина Хамибулловна

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_10_klass.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГРАЧЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________/                    /

Протокол

«  »                 201 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_________/                       /

         «   »                    201  г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Александровская СОШ»

_________/                         /_

       «  »               201  г.

Рабочая программа

по предмету «Русский язык» (мод.)

(10 класс)

 (базовый уровень)

Рабочая программа для 10  класса по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А.Николина. – М. « Просвещение»,  2013.

Обучение  русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности   к речевому взаимодействиюи социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и    саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

     Данная программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Промежуточная аттестация проводится в виде контрольной работы.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

По окончании 10 класса учащиеся должны:

знать/понимать

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  1. Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Формы существования русского литературного языка. Отражение в русском языке  культуры русского и других народов.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Русский язык как система средств разных уровней

        Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка.

        Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова и словообразование. Морфология и синтаксис.

Фонетика, орфоэпия, орфография

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

   Фонетический разбор.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Текст, его строение и виды его преобразования. Информационная переработка текста. Использование различных видов чтения. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Оценка текста. Рецензия.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

Научный стиль речи

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.  

Использование учащимися средства научного стиля.

  1. Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов

1

Общие сведения о языке

2

2

Русский язык как система средств разных уровней

2

3

Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография

4

4

Лексика и фразеология

4

5

Состав слова (морфемика) и словообразование

3

6

Морфология и орфография

6

7

Речь,  функциональные стили речи

6

8

Научный стиль речи

5

Итого

35 (3 мон. раб.)

 Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечания

план

факт

Общие сведения о языке

1

Язык и общество. Русский язык в современном мире. Формы существования русского литературного языка. Отражение в русском языке  культуры русского и других народов.

1

05.09.2017

2

 Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Активные процессы в русском языке на современном этапе.

1

14.09.2017

3

Входная контрольная работа 

1

22.09.2017

Русский язык как система средств разных уровней

4

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке.

1

28.09.2017

5

Р.р. Изложение лингвистического текста.

1

05.10.2017

Фонетика и графика. Орфоэпия. Орфография

6

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии.

1

12.10.2017

7

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

1

19.10.2017

8

Контрольная работа, включающая фонетический разбор.  

1

26.10.2017

9

Анализ контрольной работы. Написания , подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

1

09.11.2017

Лексика и фразеология

10

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

1

16.11.2017

11

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

1

23.11.2017

12

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Градация. Антитеза

1

30.11.2017

13

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста.

1

07.12.2017

Состав слова (морфемика) и словообразование

14

Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразование». Выразительные словообразовательные средства.

1

14.12.2017

15

Контрольная работа за 1 учебное полугодие.

1

18.12.2017

16

Словообразовательный разбор.

1

28.12.2017

17

Практическая работа по теме.

1

11.01.2018

Морфология и орфография

18

Обобщающее повторение частей речи.

1

18.01.2018

19

20

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

2

25.01.2018

01.02.2018

21

22

 Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

2

08.02.2018

15.02.2018

23

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1

22.02.2018

Речь,  функциональные стили речи

24

Язык и речь. Основные требования к речи. Устная и письменная речь. Сферы и ситуации речевого общения.

1

01.03.2018

25

Компоненты речевой ситуации.  Диалог, полилог, монолог. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

1

15.03.2018

26

 Текст, его строение и виды его преобразования. Информационная переработка текста. Использование различных видов чтения.

1

22.03.2018

27

 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

1

05.04.2018

28

Аннотация, план, тезисы. Выписки. Конспект. Реферат. Рецензия .

1

12.04.2018

29

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка

1

19.04.2018

Научный стиль речи

30

Назначение научного стиля, его признаки и разновидности. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1

26.04.2018

31

Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология.

1

03.05.2018

32

Терминологические словари, энциклопедии и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Контрольная работа за год.

1

10.05.2018

33

Контрольная работа за год.

1

21.05.2018

34

35

РР Изложение с продолжением учащимися темы, затронутой в тексте. Анализ изложения.

1

24.05.2018

31.05.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  ...

Рабочая программа по английскому языку для 10класса ( Up&Up - 10)

Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (пол...

Рабочая программа и КТП к УМК Биболетовой М.З.10класс

Программа составлена на основе авторской программы Биболетовой М.З.,Титул,2010г....

Рабочая программа по русскому языку, 10класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

рабочая программа по алгебре и началам математического анализа 10класс по УМК Мордковича

Материал содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 10классе

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по р...