Рабочая программа по русскому языку, 10класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», Программы «Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа, методические материалы» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум», учебника-практикума для старших классов «Русский язык» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум, 2009 года. Курс рассчитан на 35часов в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС
2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
35 часов (1час в неделю)
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», Программы «Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа, методические материалы» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум», учебника-практикума для старших классов «Русский язык» Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М., изд «Вербум, 2009 года. Курс рассчитан на 35часов в год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цель занятий — совер шенствование практических умений и навыков учащихся: рече вых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда.
Особое внимание уделяется углубленному повторению, си стематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, форми рованию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изу чении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.
Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важ ным средством обобщения и систематизации знаний по лекси ке, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речево му развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприя тие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного тек ста на уроках русского языка в старших классах предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления язы ковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими яв ляются произведения русской классики, выявление эстетиче ской функции слова, своеобразия языка писателя.
Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка в старших классах создает условия для система тизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последова тельного осуществления как внутрипредметных, так и межпред метных связей.
Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических све дений - основа для формирования речевых умений и навыков. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащих ся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста носит практический, творческий, исследовательский характер.
Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной де ятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения.
Тексты для анализа соотносятся с программой по литературе, но не ограничивается только ею.
В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Работая с текстом как речевым произведением учащиеся должны уметь:
проводить анализ текста;
определять тему, основные мысли текста;
объяснять смысл названия (подбирать свои ва рианты названия); находить ключевые слова в тексте;
опреде лять стиль текста, тип речи;
находить в тексте языковые сред ства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
определять способ свя зи между предложениями в тексте;
находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между абзацами;
производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имею щим стилистическую окраску; наблюдения над использовани ем лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;
объяснять орфограммы и знаки препинания;
самостоятельно сформулировать задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней.
производить сопоставительный анализ текстов;
вырази тельно читать текст как тест на понимание;
создавать тексты (в устной и письменной форме);
пересказывать текст (разных стилей), писать изло жение (подробное, сжатое, выборочное, с дополнительным твор ческим заданием);
составлять тезисы, конспект;
По фонетике, орфоэпии и графике учащиеся должны уметь:
соблюдать орфоэпические нормы в устной речи, при чте нии;
различать сильную и слабую позицию звуков;
находить орфограммы на основе звукобуквенного, мор фемного анализа слова;
классифицировать орфоэпические ошибки в речи окру жающих;
анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих ра ботах.
2. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе.
№п/п | Название раздела и тем | Кол-во | Основные понятия | Использование ИКТ | ЕГЭ | Вид деятельности | Дата проведения | |||||
план | факт | |||||||||||
О русском языке, о русской речи(6 часов) | ||||||||||||
1 | О русском языке, о русской речи | 1 | Знать, чем обусловлена связь языка и культуры, признаки хорошей речи. Уметь пользоваться языком как инструментом в речи как | 2.09.11 | ||||||||
2 | Язык и речь | 1 | Уметь пользоваться языком как инструментом в речи. | Составление текстов, объясняющих выбор темы следующего урока-практикума. | 6.09.11 | |||||||
3-4 | Типы речи. | 2 | Уметь определять тип и стиль речи с доказательством. | 13.09.11 20.09.11 | ||||||||
5 | Стили речи | 1 | Знать типы и стили речи, их характерные признаки, изобразительные средства языка. Уметь определять тип и стиль речи с доказательством. | презентация | ЕГЭ | Типологический анализ художественного текста | 27.09.11 | |||||
6 | Подробное изложение | 1 | 4.10.11 | |||||||||
Текст как речевое произведение (6 часов) | ||||||||||||
7 | Текст как речевое произведение | 1 | Знать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте, типы и стили речи. Уметь создавать текст на заданную тему. Типы и стили речи | 11.10.11 | ||||||||
8 | Понимание текста – процесс творческий | 1 | диалог | презентация | 18.10.11 | |||||||
9 | От анализа текста – к изложению. | 1 | Знать признаки текста, элементы изложения , способы связи, речевые формулы элементов сочинения по тексту. предложений в тексте. Уметь воспроизводить текст, пересказывать его, создавать словесное рисование. | ЕГЭ | Контроль по теме: комплексный анализ текстов-миниатюр. | 25.10.11 | ||||||
10 | Контрольное изложение. | 1 | Самостоятельная работа. | 8.11.11 | ||||||||
11 | Средства речевой выразительности | 1 | Уметь писать сочинение по тексту, определяя его тему, проблему, позицию автора | ЕГЭ | Контроль по теме: сочинение по тексту. | 15.11.11 | ||||||
12 | Урок-практикум. Подготовка к сочинению. | 1 | Коллективная, самостоятельная, практикум. | 22.11.11 | ||||||||
Система языка (2 часа) | ||||||||||||
13 | Система русского языка, ее единицы и иерархия. | 1 | Знать понятие система, что язык – это универсальная знаковая система. Уметь применять понятие система к языку на практике. | 29.11.11 | ||||||||
14 | Значение понятия языковой системы. Уровни языковой системы. | 1 | Уроки обобщения и углубления изученного. | 6.12.11 | ||||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика (4 часов) | ||||||||||||
15 | Фонетическая транскрипция | 1 | Уметь характеризовать звуки речи, различать слабую и сильную позицию гласных звуков, находить чередование гласных и согласных звуков. | ЕГЭ | 13.12.11 | |||||||
16 | Орфоэпия. Слог и ударение | 1 | Знать орфоэпические нормы, особенности работы с орфоэпическим словарем. | 20.12.11 | ||||||||
17 | Средства звуковой выразительности. | 1 | Уметь производить орфоэпический разбор слов, пользовать орфоэпическим словарем. | презентация | 27.12.11 | |||||||
18 | Контрольная работа | 1 | ЕГЭ | Тест. Сочинение. | 15.1.12 | |||||||
Лексика. Фразеология (6 часов) | ||||||||||||
19 | Многозначность и омонимия. Переносное значение слова. | 1 | Знать понятие многозначности и омонимии слов, приемы их определения.. Уметь различать лексические омонимы и многозначность слова. | Диктант по памяти, выразительное чтение поэтических текстов. Доказательство многозначности | 22.1.12 | |||||||
20 | Урок-семинар. Лексика русского языка | 1 | Урок-семинар | Индивидуальная, групповая, проблемные вопросы | 29.1.12 | |||||||
21 | Синонимия и антонимия | 1 | Знать понятия синонимы и антонимы. Уметь производить лексический анализ, обращая внимание на роль синонимов и антонимов в тексте, их изобразительно-выразительные возможности | Выразительное чтение стихотворений. Объяснение роли синонимов и антонимов в тексте.
| 6.2.12 | |||||||
22 | Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. | 1 | Знать признаки различия общеупотребительной и необщеупотребительной лексики. Уметь различать общеупотребительную и необщеупотребительную лексику | презентация | Восстановление деформированного текста | 9.2.12 | ||||||
23 | Фразеологизмы. | 1 | Знать фразеологизмы как неделимые сочетания и изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в тексте. | 16.2.11 | ||||||||
24 | Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология». | 1 | Уметь производить лексический анализ текста | ЕГЭ | контроль по теме | 23.2.12 | ||||||
Словообразование. Состав слова. (2 часа) | ||||||||||||
25 | Морфемы русского языка. Их богатство и разнообразие | 1 | Знать разнообразие и значение морфем. Уметь производить морфемный разбор текста. | Морфемный разбор текста. Выполнение тестовых заданий по теме: 10 мин. | 4.3.12 | |||||||
26 | Состав слова. Способы словообразования. Многозначность и омонимичность морфем | 1 | Знать способы словообразования. Уметь производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу, уметь различать слова-омонимы и производить их разбор . | Анализ текста. Словообразовательный разбор и разбор слова по составу
| 11.3.12 | |||||||
Морфология (9 часов) | ||||||||||||
27 | Обобщение по теме «Части речи»: знаменательные и служебные части речи. | 1 | Уметь систематизировать изученные ранее части речи и иллюстрировать их примерами. | презентация | ЕГЭ | 18.3.12 | ||||||
28 | Урок-практикум. Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи. | 1 | Урок-практикум | 25.3.12 | ||||||||
29 | Имя существительное Имя прилагательное | 1 | Урок обобщения и углубления изученного | презентация | Письмо по памяти. Аналитическая работа с орфограммами текста, роли существительного в тексте. | 11.4.12 | ||||||
30 | Имя числительное | 1 | Урок обобщения и углубления изученного | 18.4.12 | ||||||||
31 | Местоимение. Текстообразующая роль местоимений | 1 | Урок обобщения и углубления изученного | 25.4.12 | ||||||||
32 | Глагол. Типы спряжения. | 1 | Урок обобщения и углубления изученного | презентация | 1.5.12 | |||||||
33 | Причастие. Деепричастие | 1 | Урок обобщения и углубления изученного | 7.5.12 | ||||||||
34 | Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. | 1 | Урок обобщения и углубления изученного | 15.5.11 | ||||||||
35 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | презентация | ЕГЭ | Формулировка заданий по тексту (уровень ЕГЭ) | 22.5.11 |
«Согласовано»
Заместитель по УВР «Утверждаю»
МОУ «СОШ с. Озёрки» Директор МОУ «СОШ с. Озёрки»
_________/Мартынова Е.П./ _____________/Мануйленко В.В/
Приказ №_____от__» »_______ 20 _ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МАРТЫНОВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
учителя высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ с. Озёрки Калининского района Саратовской области»
по русскому языку и литературе в 10 классе
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___ от « »______ 20 _ г
2011-2012 учебный год
МОУ СОШ с. Озёрки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 10классе
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по р...
Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс
Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...
Рабочая программа по русскому языку (практикум) 10класс
Календарно-тематическое планирование к программе по русскому языку (практикум)основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной п...