ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)
Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:
- правописание приставок;
- умение определять грамматические основы предложений;
- чередующиеся гласные в корне слова;
- умение определять в предложениях обособленные определения и обстоятельства;
- умение определять вид сложных предложений.
Прочитайте текст и выполните задания 1-12.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.
(По Л. Е. Улицкой)*
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
1. Из предложении 13 – 14 выпишите эпитет.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
2. Из предложений 6 – 8 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости/глухости следующего согласного. _________________________________
3. Из предложений 28 – 30 выпишите краткое причастие. ____________________________________
4. Из предложений 4-7 выпишите слово(а), правописание приставки(ок) которого(ых) зависит от её значения. __________________________________________________
5. Замените словосочетание «с деревенскими мальчишками» в предложении 5, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
_______________________________________
6. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой. ________
7. Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.
____________________________________________________________________
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводной конструкции.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается,1 вопросов не вызывало,2 но когда оно заканчивается и где тот рубеж,3 начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно,4 что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше,5 чем у городских.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается,1 вопросов не вызывало,2 но когда оно заканчивается и где тот рубеж,3 начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно,4 что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается,1 вопросов не вызывало,2 но когда оно заканчивается и где тот рубеж,3 начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно,4 что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше,5 чем у городских.
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном приложении.
(29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети,1 маленькие мужики-школьники,2 рано начинали трудовую жизнь,3 и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство,4 у других – юность, у третьих – жизнь.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.
(16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам,1 укутанным в чиненые платки,2 успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр,3 и мальчикам,4 выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания,5 которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
Ключ к заданиям
№ | ответ |
1 | |
2 | Рассказывал |
3 | Украдено |
4 | Приехал |
5 | С деревенскими мальчишками |
6 | 2 |
7 | Приходилось учить |
8 | 4 |
9 | 3 |
10 | 145 |
11 | 12 |
12 | 1234 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9-го класса
Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:· правописание приставок;·...
Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 6-го класса "Правописание приставок"
Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:· правописание приставок ПРЕ и ПРИ;·...
Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9- х классов по теме "Словообразование"
Итогом изучения и закрепления любой темы является контрольная работа. В данном материале представлены задания, построенные на четком разграничении понятий "морфемный разб...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА (по Ю. Яковлеву)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА (по Ю. Яковлеву)...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Э. Шиму)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Э. Шиму)...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Г. Паустовскому)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Г. Паустовскому)...