ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Агапова Татьяна Николаевна

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)

Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:

  • правописание приставок;
  • умение определять грамматические основы предложений;
  • чередующиеся гласные в корне слова;
  • умение определять в предложениях обособленные определения и обстоятельства;
  • умение определять вид сложных предложений.

Прочитайте текст и выполните задания 1-12.

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чиненые платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

(По Л. Е. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

1. Из предложении 13 – 14  выпишите эпитет.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

2. Из предложений 6 – 8 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости/глухости следующего согласного. _________________________________

3. Из предложений 28 – 30 выпишите краткое причастие. ____________________________________

4. Из предложений 4-7 выпишите слово(а), правописание приставки(ок) которого(ых) зависит от её значения. __________________________________________________

5. Замените словосочетание «с деревенскими мальчишками» в предложении 5, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

_______________________________________

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой. ________

7. Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.

____________________________________________________________________

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводной конструкции.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается,1 вопросов не вызывало,2 но когда оно заканчивается и где тот рубеж,3 начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно,4 что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше,5 чем у городских.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается,1 вопросов не вызывало,2 но когда оно заканчивается и где тот рубеж,3 начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно,4 что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается,1 вопросов не вызывало,2 но когда оно заканчивается и где тот рубеж,3 начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно,4 что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше,5 чем у городских.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном приложении.

(29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети,1 маленькие мужики-школьники,2 рано начинали трудовую жизнь,3 и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство,4 у других – юность, у третьих – жизнь.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обособленном определении.

(16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам,1 укутанным в чиненые платки,2 успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр,3 и мальчикам,4 выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания,5 которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

Ключ к заданиям

ответ

1

2

Рассказывал

3

Украдено

4

Приехал

5

С деревенскими мальчишками

6

2

7

Приходилось учить

8

4

9

3

10

145

11

12

12

1234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9-го класса

Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·        правописание приставок;·...

Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 6-го класса "Правописание приставок"

Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:·         правописание приставок ПРЕ и ПРИ;·...

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9- х классов по теме "Словообразование"

 Итогом изучения и закрепления  любой темы является  контрольная работа. В данном материале представлены задания, построенные на четком разграничении понятий "морфемный разб...

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА (по Ю. Яковлеву)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА (по Ю. Яковлеву)...

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Э. Шиму)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Э. Шиму)...

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)...

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Г. Паустовскому)

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Г. Паустовскому)...