Тест по теме «Лексика. Фразеология».
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Проверочная работа по усвоению знаний по теме "Лексика и фразеология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_teme.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 1 вариант.
1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день
2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер
3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья
2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.
1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь
2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы
3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка
2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша
3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ
4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
1) железный гвоздь
2) железная воля
3) железная труба
5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.
1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
2) Пожухла трава на полях.
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге
6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.
2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
3) Эспланада — это широкая улица с аллеями.
7. Укажите верное утверждение.
1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.
2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм.
1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
2) На юноше был надет праздничный кафтан.
3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм.
1) Леса стоят в жемчужном инее.
2) Шуми, шуми, послушное ветрило.
3) Принцесса отвернулась и заплакала.
10. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо 3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
11. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней 2) ни два ни полтора 3) как звёзд на небе 4) лежать мёртвым грузом
12. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью. 2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле. 4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует
13. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет
2) мягкий знак
3) мягкий мох
4) мягкий климат
14. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
15. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 2 вариант
1. Укажите предложение, в котором есть неологизм.
1) По радио передали штормовое предупреждение.
2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.
3) Лодка всплыла у самого берега.
2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) Во поле берёзонька стояла.
2) Туристы зашли в дремучий бор.
3) Бригада работала засучив рукава.
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ
2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук
3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ
4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.
1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД
2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)
3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ
5. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР
2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день
3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг
6. Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.
1) твёрдое решение
2) твёрдое яблоко
3) твёрдая земля
7. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.
1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.
3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.
8. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.
2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
3) Дом был деревянный.
9. Укажите верное утверждение.
1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.
3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
10. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять;
г) проще пареной репы;
д) носить на руках;
е) положа руку на сердце.
11. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
2) гигант – карлик
3) робкий – смелый
4) скромный – хитрый
12. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) повесить нос – громко, открыто
4) мутить воду – суета, беспорядок
13. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
14. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:
1) как с гуся вода;
2) хоть пруд пруди;
3) пуд соли съесть;
4) сломя голову;
5) вытягиваться в струнку;
6) во весь дух.
15. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать
| А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики. 1
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года)
Задания:
- Подберите антонимы к словам тяжелые (I вариант), полную (II вариант)
- Выполнить разбор предложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Лексика и фразеология" 6 класс
Данный тест может быть использован как контрольная или проверочная работа по русскому языку в 6 классе...
Тест по теме "Лексика и фразеология" в 10 классе
Тестовая работа предназначена как для проверки знаний после изучения темы, так и для подготовки учащихся к ЕГЭ...
Тест по теме «Лексика. Фразеология». 6 класс
Тест - самостоятельная работа после изучения темы. 2 варианта....
Тест по теме "Лексика и фразеология" 10 класс
3 варианта (разной степени сложности) с ответами. Затронуты темы "Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы", "Фразеология"....
Контрольный тест по теме "Лексика. Фразеология" (ФГОС)
Цель контрольной работы: оценить способность школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи по темам "Лексика" и "Фразеология" на основе сформированности предметных знаний и умен...
Русский язык. 6 класс. Тест по теме "Лексика. Фразеология".
Тест по теме "Лексика и фразеология"....