тезисы к сочинению ОГЭ 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Бодрягина Мария Юрьевна

тезисы к сочинению ОГЭ 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К сочинению Огэ76.09 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимовыручка.
Многие люди забыли , что такое взаимопомощь и взаимовыручка!
Забыли и о том, что помогая другим, мы можем рассчитывать на обратную(ответную помощь и поддержку). Но все же, взаимовыручка помогает многим выжить в нашем мире. Даже самый черствый человек в глубине своего подсознания понимает, что мы просто обязаны помогать один одному, сегодня ты помог, завтра тебе помогут! Многим и не нужна помощь физическая и финансовая, а нужен тот, кто может просто поговорить по душам, успокоить, поддержать морально. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо.

Для меня взаимовыручка - это бескорыстная помощь другому человеку,и не обязательно, помог он тебе раньше или еще нет. Конечно, такая взаимная помощь происходит в основном между друзьями, родственниками и коллегами. И в моей жизни случались подобные ситуации. Но я стараюсь помогать всем, кто меня попросит, если это в моих силах и я знаю, что человек не обманывает и не пытается "выехать" за счет других. Предполагается эффект бумеранга - твое добро к тебе вернется. Когда помогаешь людям в трудной ситуации (деньгами, советом, просто сочувствием)не надо ждать ответных благодарностей или пытаться ставить себе галочку (типа еще один хороший поступок мне где-нибудь зачтется). Надо просто помогать по жизни, не ища для себя выгод или повышение своего "рейтинга" в глазах других. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.

Взаимовыручка - это взаимопомощь, это когда ты можешь положиться на человека, а он на тебя. Это взаимоподдержка, когда ты помогаешь мне, а я тебе. Это подстраховка друг друга, уверенность, что тебе подадут руку, когда нужна будет помощь, а человек в свою очередь уверен в том же по отношению к вам.

Нравственный выбор. 
Это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.

 Жизненные ценности — это набор определённых полезных, значимых и даже крайне важных нематериальных или материальных вещей для человека, которые играют весомую роль в его жизни и руководствуясь которыми он осуществляет те или иные действия.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным.
Благодаря этому качеству мы добиваемся жизненных целей и преодолеваем препятствия. Это свойство можно в разных ситуациях обозначить другими словами, наиболее близкие из которых – уверенность в себе, упорство, твердость, стойкость, непоколебимость, несгибаемость.
Я думаю,
сила духа – это умение не жаловаться; это внутренняя энергия человека, направленная на преодоление жизненных преград; это упорство и несгибаемость. Только сила духа помогает людям переживать все проблемы, которые подбрасывает им судьба.

Внутренний мир - вся сознательная духовная жизнь человека. Внутренний мир человека - это набор его жизненных взглядов, ценностей. Внутренний мир человека чаще всего раскрывается в его чувствах и отношениях к окружающим

Драгоценные книги, на мой взгляд, - это те, которые вошли в мировую классику. Они стали путеводной звездой читателя, на всю жизнь определили его идеалы, сформировали мировоззрение, заложили основы нравственности.

Дружба - это взаимоотношения, основанные на доверии, общих интересах, способности прийти другу на помощь в любое время.

 Выбор - это одно решение человека из нескольких вариантов, обдуманных им самим или предложенных окружающими: родителями, друзьями, знакомыми.
Мы ежедневно принимаем решения, важные и не очень. Иногда нам бывает сложно сделать выбор, иногда - легко. Один из важных жизненных выборов – это выбор профессии.

Любовь – это чувство взаимной привязанности, безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Особой формой любви, светлой и нежной, является юношеская любовь, в основе которой лежит мечта о взаимопонимании, вера в глубину и чистоту первого чувства.

 

«Что такое материнская любовь?» - спросите вы. На мой взгляд, материнская любовь - это безграничная, сильная, всепобеждающая любовь матери к своему ребёнку. Она всегда ему поможет, позаботится о нём, с понимание выслушает сына и дочь, поддержит в его начинаниях. Для каждого ребёнка мама - это опора всей жизни.

Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.

Неуверенность - это полная противоположность уверенности: самодостаточности противопоставляется ориентированность на разочарование и недоверие; вере в свои возможности - сомнения в физических и духовных силах. В целом, неуверенность - это очень плохая черта характера, способная стать причиной массы неприятностей.

Думаю, в наше неспокойное время человек обязан быть уверенным в себе, иначе ему не выжить, поэтому с неуверенностью надо бороться всеми способами: тренировать в себе волю, тщательно готовиться к выступлениям перед аудиторией, не терять чувство собственного достоинства в неожиданных ситуациях.

 

  1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

    2. ВЫБОР - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

    3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

    4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

    5.
     ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

    ДРУЖБА
     -  это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. 

    6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. 

    7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

    8.  МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

    9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. 

     
    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах.  Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению.  Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

    ИСКУССТВО - это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.


    ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе. 

    10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

    11.
     НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. 


    12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. 

    13.
     ВЗАИМОВЫРУЧКА  - это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе".  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия  могут совершаться во благо. 

    14.  СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. 
  2. ргументы для сочинения егэ Человек и природа
  3.  Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы И.С. Тургенев — повесть «Поездка в Полесье», стихотворение в прозе «Природа». Человек смертен, а природа вечна. Человек — дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для нее законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с легкостью дает жизнь и легко отнимает ее у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта. Н.А. Заболоцкий — стихотворения «Я не ищу гармонии в природе», «Вчера, о смерти размышляя…», «Метаморфозы». Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек — всего лишь мысль природы, «зыбкий ум ее». Человеческое сознание не в силах соединить «смерть и бытие». Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь «дыха нием цветов», ветвями большого дуба. Б. Васильев — повесть «Не стреляйте в белых лебедей». Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу. Чернобыльская катастрофа (взрыв на Чернобыльской АЭС, унесший жизни людей, когда в окружающую атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ), проблемы загрязнения озера Байкал, разрушение территории Кавказского заповедника. Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармоничного сосуществования? К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей». Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме. Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназначения. Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями». Природа пробуждает в душе человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа — эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его — Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему. Проблема дефицита милосердия по отношению к животным. Равнодушие, жестокость людей Ф. А. Абрамов — рассказ «О чем плачут лошади». Сюжет рассказа несложен: пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему такую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботились о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и попросили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьянской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленичные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…». Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фронтах всех войн лошади воевали, многие погибли. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется у нас первыми мечтами лучшей поры нашей жизни — юности. А как же сейчас к ним относятся люди? Пьяный конюх зачастую забывает о них, почти все животные сгорблены от работы, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправедливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзьям и помощникам — лошадям. Проблема бездушного отношения людей к прекрасному Ф.М. Достоевский — роман «Идиот». В романе Ф.М. Достоевского звучит мотив оскорбленной и поруганной красоты. Красота Настасьи Филипповны, призванная спасти мир, уничтожена и растоптана ее опекуном, барином Тоцким. Став жертвой чувственности барина Тоцкого, а затем предметом циничного денежного торга, Настасья Филипповна «из такого ада чистая» вышла. Пораженный ее «удивительным лицом», князь размышляет над ее портретом: «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!». А художница Аделаида Епанчина, глядя на тот же портрет, находит, что красота — такая «сила», с которой «можно мир перевернуть!». В романе звучит философская мысль автора о жестокости мира, уничтожающего красоту. Язык и речь. Влияние книги на человеческую душу Проблема бережного отношения к русскому языку, чуткого, уважительного отношения к русскому слову. Проблема засорения языка жаргонизмами, иностранными словами, канцеляризмами, матом. И.С. Тургенев — стихотворение в прозе «Русский язык». Автор говорит о том, что русский язык поддерживает его во дни «сомнений», «тягостных раздумий» о судьбах России. В душе его оживает вера в то, что такой язык дан великому народу. Н. Галь — книга «Слово живое и мертвое». В своей книге Н. Галь исследует такие языковые явления, как засилье в языке канцелярского стиля, засорение речи словами-штампами, жизнь иностранных слов. Также очень много размышляет она о труде переводчика, приводит примеры удачных и неудачных переводов. М. Кронгауз — книга «Русский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Автор исследует такие языковые явления, как слова-паразиты, модные слова, перегруженность языка молодежным жаргоном и жаргоном интернет-пользователей, засилье цифр в названиях, гламурная лексика, русский мат, речевой этикет в обращениях, приветствиях, политическая лексика, реформа русского языка. Образование. Наука. Профессия. Какую роль играет образование, наука в жизни человека, в развитии его личности, в развитии общественного прогресса? Деятельность Ломоносова и ее значение для развития российской науки. М.В. Ломоносов — стихотворение «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». В этом произведении поэт говорит о значении науки в человеческой жизни, о том, насколько целительно влияние ее для любого возраста, для жизненных невзгод: «Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…». В. Дудинцев — роман «Белые одежды». В основе сюжета лежит реальная история преследования ученых-биологов советскими властями, конфликт их с академиком Лысенко, который осуществил разгром советской генетики, объявив ее «лженаукой». В результате деятельности Лысенко были ликвидированы все исследования по перспективным направлениям биологии, уничтожена научная база сельского хозяйства, была полностью дискредитирована советская наука за рубежом. Все это, безусловно, тормозило развитие науки, общественного прогресса, страны. Эпиграфом к роману автор взял слова из Откровения Иоанна Богослова: «Сии, облеченные в белые одежды, — кто они и откуда пришли?». Кого же здесь имеет в виду автор? Вероятно, людей, не предавших своих убеждений, тех, кто служил вечной истине, правде, науке. Такими героями у Дудинцева являются Федор Иванович Дежкин, Стригалев, полковник Свешников. Им в романе противопоставлены персонажи, выбравшие путь лжи, корысти, материального благополучия, — Краснов, академик Рядно. Таким образом, роман Дудинцева поднимает важнейшие жизненные вопросы — поиска истины, нравственного выбора ученого, значения науки в жизни человека и общества в целом. Проблема выбора профессии, жизненного пути, поиска предназначения В.В. Маяковский — стихотворение «Кем быть?». В этом стихотворении поэт в шутливой форме размышляет о различных профессиях, о возможностях юного человека избрать себе настоящее увлекательное дело. Ю. Герман — трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все». Главным героем трилогии является врач-хирург Владимир Устименко, всю свою жизнь посвятивший своему любимому делу. Мы узнаем о юности героя, о его первых успехах в медицине, о любви, об участии в качестве военного врача в Великой Отечественной войне, о послевоенных годах. Трилогия рассказывает нам о становлении личности врача, вся жизнь которого подчинена выполнению профессионального долга. Каковы особенности профессии врача? Проблема долга доктора перед каждым человеком, перед обществом Б. Полевой — повесть «Доктор Вера». Героиня повести — молодой хирург Вера Трешникова. Во время Великой Отечественной войны, в октябре 1941 -го, она остается в госпитале вместе с ранеными, которых не успели эвакуировать. В течение долгих месяцев оккупации городка она ведет опасную игру с гестапо, согласившись стать начальником немецкого госпиталя для гражданских лиц. Но только так можно было спасти жизнь раненых советских бойцов. Героиня Полевого демонстрирует нам честное выполнение своего врачебного долга перед обществом, является примером душевной стойкости, мужества, беззаветной преданности своему делу. Н. Амосов — повесть «Мысли и сердце». Автор повести «Мысли и сердце» — известный хирург Н. М. Амосов. В этой книге он ставит вопрос о долге врача перед своими пациентами, о врачебной этике, размышляет о кибернетике, о применении ее в медицине. Он рассказывает о случаях из своей практики, об удачных и неудачных операциях, о борьбе хирургов за человеческие жизни, о смерти. Повествование порой напоминает исповедь, в которой автор предельно откровенен со своим читателем и с самим собой. Мы видим, каким нелегким, сложным является труд хирурга, какой самоотдачи, душевной стойкости, благородства требует от человека эта профессия. Ф. Углов — автобиографическая повесть «Сердце хирурга». В этой книге Ф. Углов рассказывает о своей жизни, семье, учебе в университете, сельской практике, о своей работе в Ленинграде, в Абхазии. Смелый экспериментатор, талантливый хирург, он спас жизни тысячам людей. Работа стала его истинным призванием, он посвятил этому занятию всю свою жизнь. Каково значение учителя в становлении личности человека? Проблема ответственности учителя перед обществом. Ч. Айтматов — повесть «Первый учитель». Основное содержание повести — это письмо-исповедь главной героини, известного ученого, преподавателя. Она вспоминает свое детство, своего первого учителя Дюйшена, который открыл в их ауле первую школу, учил детей, переносил их зимой через ледяную воду, т.к. дорога в школу шла через небольшую речку, всеми силами своими боролся против косности и невежества местных жителей. Среди учеников его была очень способная девочка Алтынай. Но она была сиротой, и родственники вскоре насильно выдали ее замуж. Однако учитель вмешался и спас Алтынай, а затем отправил ее в город, где она смогла учиться дальше. И образ первого учителя навсегда остался в ее сердце. Герой Айтматова — настоящий подвижник, и подвиг Дюйшена — в его борьбе с трудностями, верности детям, своим идеалам, в готовности к самопожертвованию. В. Распутин — повесть «Уроки французского». «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает свою повесть «Уроки французского». В основе ее обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик отказывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всем происходящем становится известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так уроки французского становятся для рассказчика уроками доброты, сердечности, благородства. Искусство, поэзия. Музыка, живопись В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности? Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойственную природу. Он становится и смертельным заклятием, и высшим божественным даром. Служение искусству требует от человека самоотдачи, подвига; настоящий художник должен все возложить на алтарь поэзии, включая собственную жизнь. В этом состоит идея долга художника перед людьми. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Он изображает два типа художников — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — говорит А.С. Пушкин. Сальери завидует славе и таланту Моцарта, тайно отравляет его и тем самым губит собственную душу. Таким образом, истинный талант, по мысли поэта, беззащитен перед жизнью. И.С. Лесков — сказ «Левша». В этом сказе автор исследует природу подлинного таланта. Каким же предстает Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий человек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любящий Россию, людей, природу. В душе его нет ни Тени корысти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека. Ф. Искандер — книга « Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге автор размышляет о природе подлинного таланта. В качестве примера он приводит А.С. Пушкина. Писатель указывает читателю на разницу между гением и просто одаренным, неплохим писателем. Также он отмечает необыкновенную гармоничность, теплоту, солнечность пушкинского творчества. Поэзия Пушкина — это великолепное средство от беды, горя, депрессии. Пушкин — национальный гений, несущий в себе вечную загадку. Проблема природы творческого процесса. А.А. Ахматова — стихотворение «Творчество». В этом стихотворении поэт пытается понять природу творческого процесса, вдохновения. Рождение стиха — это величайшее открытие, тайна. «Это умение среди неумолчного шума, в глухой, не высказавшей себя жизни услышать звук, который заставляет утихнуть все другие, стирает помехи, ведет к открытию сокровенного: “Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо…”». Этот звук подчиняет себе все остальное: раскаты грома и звон часов, неузнанные «жалобы» и «стоны». И вот наконец этот звук становится полностью доминирующим, он словно материализуется, обретает форму и плоть: Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. И стих начинает течь легко и свободно, словно помимо воли автора. А.А. Ахматова — стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». В этом стихотворении А. Ахматова пишет о природе творческого процесса. И поэт здесь словно смотрит на все со стороны, искренне удивляясь, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Но, вместе с тем, процесс этот так же естествен, как и все, происходящее в природе и в жизни: «желтый одуванчик у забора», «сердитый окрик», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене». И все это соцветье впечатлений рождает в душе поэта ответные эмоции: И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость всем и мне. Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз? Н. Полевой — повесть «Живописец». В своем произведении Полевой исследует различные типы художественного творчества. Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло (той же позиции придерживается и сам автор). Он устремлен душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта. А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери» (см. «В чем состоит загадка подлинного таланта?»). Н.В. Гоголь — поэма «Мертвые души». В 7-й главе поэмы Н.В. Гоголь размышляет о двух типах художников, представляя читателям писателя-романтика, развлекающего публику внешне занимательными сюжетами, и писателя-реалиста, обнажающего паутину мелочей повседневной жизни. Первый творит в угоду публике, толпе, участь его — признание, слава, благополучие. Второй же бескорыстно служит самому искусству, правде, поэтому не может пройти мимо характеров «скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью». В результате его ждет поношенье критиков, непонимание читателей, одиночество. Все это требует от художника душевной стойкости, мужества, терпения. М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Автор представляет нам два типа художников. Первый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собственной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку. Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за грехи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противопоставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценностей -любви, свободы, творчества, поиска истины. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов? Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфония (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И возобновились лишь в марте. Поскольку осталось всего 15 музыкантов, для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Этой симфонии придавалось огромное значение. Несмотря на авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон: моряки, вооруженные пехотинцы, завсегдатаи филармонии — все пришли на концерт. Новое произведение Шостаковича произвело огромное впечатление: слушатели плакали, не скрывая слёз. Гениальная музыка сумела передать то лучшее, что объединяло людей: веру в победу, готовность к подвигу, стойкость духа, безграничную любовь к Ленинграду и стране. Как музыка воздействует на человеческую душу? Каким должен быть музыкант, чему должен служить он своим искусством? А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по наитию, вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося расчленить музыку, подобно трупу. В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им…». И к этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. И только тут герой начинает осознавать весь драматизм происходящего. Моцарт отравлен — Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей «нового Гайдена». «Таким образом, музыка Моцарта, иррациональная и боговдохновенная, без слов опрокидывает сухую и бездушную логику Сальери». Особый смысл обретает здесь и случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом. А.П. Чехов — рассказ «Скрипка Ротшильда». В этом рассказе автор размышляет о покаянии и связи искусства с жизнью, с душой человека. У гробовщика Якова внезапно умирает жена, старуха Марфа. Его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращении с ней, в конце концов сам тяжело заболевает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, ответов на которые он не находит: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?», «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?», «…зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?». По мысли писателя, такие вопросы задает человеку не только сама жизнь, но и искусство. Герой «Скрипки Ротшильда» не просто мастеровой. Это человек, наделенный музыкальным даром. Он играет на скрипке. Яков не боится смерти, лишь осиротевшая скрипка вызывает в нем чувство сожаления. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию, в которой отражены все переживания, завладевшие его душой. И единственным его слушателем становится еврей Ротшильд, человек, которого он ненавидел. Музыка вызывает слезы и у Якова, и у Ротшильда. Скрипка становится символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. И перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может искупить, а несчастная жизнь жены и её смерть как избавление от несчастий — это навсегда остается на его совести. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства. К.Г. Паустовский — рассказ «Беглые встречи». Автор рассказывает о своем случайном знакомстве с композитором, о том, каким необыкновенным человеком тот оказался — «золотой отблеск бросает на нас искусство». К.Г. Паустовский — рассказ «Корзина с еловыми шишками». Это рассказ о композиторе Эдварде Григе, о том, как он посвятил одно свое произведение юной девочке, сделав ей такой подарок, который в известном смысле определил всю ее дальнейшую жизнь. К.Г. Паустовский — рассказ «Избушка в лесу». Автор размышляет о том, что музыка способна достучаться до любой души и пробудить ее. Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник? Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник?») К.Г. Паустовский — рассказ «Бег времени». Автор размышляет о том, что у художника особое видение мира, человека, природы. Одно мгновенье — и рождается шедевр, чудо, восхищающее окружающих. Философские проблемы. Проблема противостояния добра и зла в мире. М.А. Булгаков — роман «Мастер и Маргарита». В романе Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Воланд — сатана, традиционно должен быть абсолютным воплощением зла, но он зачастую восстанавливает справедливость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире человеческого общества. И так было во все времена. Об этом писал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки прокуратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат отправляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него общество. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все моральные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их незыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана открывает «истинное лицо» многих персонажей — деятелей культуры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, — бездельник, кутила и пьяница; Никанор Иванович Босой — взяточники мошенник; пролетарский поэт Александр Рюхин — лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все проделки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жизни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что реальный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием — это и есть главное дьявольское действо. В этом мире нет места творчеству и любви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обществе. И здесь мысль Булгакова пессимистична — для настоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существует добро и истина, но им приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны. Что такое духовность? Проблема понимания духовности. А.С. Пушкин — стихотворение «Пророк». Тема духовного прозрения личности звучит в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк». Традиционно мы привыкли видеть в этом стихотворении становление поэта, однако попробуем рассмотреть это произведение в ином ракурсе. Реминисцентным источником произведения стал рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости. Человек готов к подвигу, готов нести людям правду, очищать мир от скверны. Через мучение, через страдание он становится пророком. Таким образом, идея стихотворения глубока и значительна: чтобы стать гласом Божьим, нужно от многого отрешиться — от лукавства, лести, праздности, суетности жизни. Именно в таком ракурсе рассматривали произведение современные Пушкину критики, отмечая аллегоричность основной идеи стихотворения — идеи о борьбе талантливого, томимого «духовной жаждою» человека со своими пороками, о преодолении их, постепенном очищении души и нравственном просветлении. Таким образом, духовность в понятии А.С. Пушкина — это высочайшая сила духа, способность человека к самосовершенствованию. Жизнь и деяния Серафима Саровского, деятельность матери Терезы, академика Д.С. Лихачева. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В своей книге автор размышляет о том, что такое «духовная культура», о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. И он приходит к выводу: «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность». Как найти прекрасное в обыденном, в давно знакомом пейзаже, человеке? А.С. Пушкин — стихотворение «Зимнее утро». В этом стихотворении звучит мотив «прекрасного в обыденном». Утренний зимний пейзаж предстает в восприятии поэта чудесной картиной пробуждения природы после ночного сна: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит». Состояние природы здесь гармонично перекликается с душевным состоянием лирического героя. В мире его царит радость, любовь, веселье. Проблема самосовершенствования. Как человеку бороться со своими пороками, как преодолеть их? А. И. Герцен — книга «Былое и думы». Жанр: синтез мемуаров, публицистики, автобиографического романа, литературных портретов, исторической хроники, новелл. Писатель замечает, что многие люди слишком категоричны в своих оценках происходящих событий и поступков окружающих. Они любят критиковать, давать резкие оценки действиям окружающих. Сердце такого человека смягчается в результате тяжелых испытаний, выпадающих ему на долю. Тогда взор его обращается на собственные недостатки, он начинает сознавать, насколько дурен он сам. С тех пор роль судьи и критика вызывает в нем отвращение. Жизнь Л.Н. Толстого, его самообразование и самовоспитание, борьба со своими пороками (ленью, тщеславием, кутежами, страстью к карточной игре), размышления о смысле жизни, стремление к добру, справедливости. Проблема соотношения мечты и реальности в нашей жизни А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В романе «Евгений Онегин» в лице Ленского и Онегина поэт представляет нам два типа людей: романтика-идеалиста и реалиста-скептика. Эти герои обладают полярным мироощущением, противоположными взглядами на жизнь. Онегин — Какова роль веры в человеческой жизни? А.С. Пушкин — стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим переложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод. М.Ю. Лермонтов — стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той минуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта — «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения — остается лишь мир, покой, надежда. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий человек не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для страны и народа. Юность, зрелость, старость, человеческий возраст. Что значит пора юности в жизни человека? Ю. Мориц — стихотворения «Когда мы были молодые…», «Хорошо — быть молодым!» Особое восприятие мира, природы в молодые годы. Юность — прекрасная пора, человек неопытен, делает ошибки, склонен мечтать. Все видится иначе, чем в зрелые годы. Б.Ш. Окуджава — стихотворение «Быстро молодость проходит…». Осмысление автором ушедшего времени. Осознание того, что с годами приходит мудрость, опыт. Он дается человеку тяжело, путем проб и ошибок: «лоб в поту, душа в ушибах». Грустное осознание, что вместе с опытом уходит возможность восприятия жизни как загадки. Человек мудреет, делает меньше ошибок. Дорога его становится ровной, гладкой. К. Паустовский — рассказ «Рождение рассказа». Звучит мотив животворного влияния юности на человеческую душу. Юная девушка рождает в писателе порыв вдохновения. Проблема скоротечности времени, подчиненности человека общему закону природы А.С. Пушкин — стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Автор размышляет о бренности человеческого бытия. Антитеза смерти и «младой жизни». Равнодушный взгляд природы на эти процессы. М. Цветаева — стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…» Авторское осмысление конечности своего существования. Человек — лишь песчинка в огромном Космосе. Его жизнь может промелькнуть незаметно. А небо вечно. С. Есенин — стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» В первом стихотворении звучит мысль автора о бренности человеческой жизни, но мысль — просветленная. Лирический герой мирится с этим и благословляет человеческий век, признает разумность и гармонию законов природы. Во втором стихотворении звучит горечь, сожаление о безвозвратно ушедшей юности. Антитеза юности и зрелого возраста. Мысль о конечности человеческого существования. Мотивы тоски, тихой грусти. Но все разрешает светлый аккорд: юность прошла не зря, в смене жизненных периодов есть смысл, как в смене времен года. Проблема одиночества человека в этом мире А.П. Чехов — рассказ «Тоска». Сюжет рассказа прост: у извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рассказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска. Проблема наглости и хамства в человеческом общении С. Довлатов — статья «Это непереводимое слово «хамство». В своей статье С. Довлатов рассказывает о том, что В. Набокову, читавшему лекции в американском университете, было очень трудно объяснить американским славистам, что такое «хамство». По мысли автора, хамство — это «гру- Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). В этой книге Ф. Искандер размышляет о том, что такое грубость и хамство. Он сетует на то, что эти понятия часто обозначаются красивым словом «дерзость». Однако смысл явления от этого не меняется. Проблема пьянства в современном обществе Ф.М. Достоевский — роман «Преступление и наказание». В этом романе Ф.М. Достоевский представляет нам «дно» петербургской жизни. Трогательно-жалким, несчастным предстает в романе спившийся чиновник Мармеладов. Осознавая пагубность своей дурной привычки, он не может побороть ее. Семья его на краю гибели, дочь Соня вынуждена стать продажной женщиной, чтобы помочь всем выжить. Сам Мармеладов погибает под колесами богатого экипажа. А.М. Горький — пьеса «На дне». В этой пьесе автор представляет нам мир босяков, жуликов, шулеров, людей, брошенных на «дно жизни». Одним из персонажей является Актер. Он беспробудный пьяница, опустившийся человек, страдающий от бессмысленности собственного существования. В финале он кончает жизнь самоубийством, так и не найдя в себе сил бороться с беспощадной действительностью и с самим собой. Позиция автора здесь вполне определенна: пьянство — абсолютное зло, оно не может спасти человека от жизненных невзгод. В. Астафьев — роман «Печальный детектив». В романе В. Астафьев изображает современное общество, в котором нет места порядочности, честности, радости. Картины, созданные писателем, не просто неприглядны и мрачны, но и страшны: разбой, насилие, пьянство. Человек в пьяном виде у Астафьева подобен зверю: отвратительны пьяные парни, напавшие на тетку Граню, отвратительна алкоголичка Урна, безобразна сцена, в которой пьяные хулиганы пристают к Сошнину в подъезде его родного дома, ужасающа сцена убийства молодой беременной женщины на железнодорожной насыпи. Пьянство, по мысли писателя, — страшное зло, ввергнувшее мир в хаос, ведущее общество к полной деградации. Каким должен быть настоящий интеллигент? Каковы его жизненные приоритеты? Проблема интеллигенции и революции, проблема взаимодействия интеллигенции с народом М.А. Булгаков — повесть «Собачье сердце». В этой повести М А. Булгаков создает образ подлинного московского интеллигента — профессора Преображенского. Это человек выдающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке. Но герой обладает еще и независимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отношении к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» — недоумевает профессор. «Разруха», — пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталю «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становится для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, наглого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни малейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное действие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над природой и человеком, форсирование естественного процесса эволюции оборачивается неизбежной трагедией. И история подтвердила нам правоту гениального писателя. Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое интеллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образованностью, интеллектом. Интеллигент — это доброжелательный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать знания. Интеллигентность, по мысли ученого, — это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье. Образ академика Д.С. Лихачева, подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки. Проблема детской и юношеской жестокости, насилия, преступности в современном обществе Л. Разумовская — пьеса «Дорогая Елена Сергеевна». В этой книге автор говорит о жестокости, цинизме подростков, потере ими всех нравственных ориентиров. Ученики приходят к своей учительнице и просят у нее ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Они планируют заменить их правильно выполненными вариантами. Елена Сергеевна отказывается помочь им. Тогда они пускают в ход грубость, подкуп, мольбы, угрозы, шантаж, пытаясь морально сломать героиню. Однако им этого не удается. Автор здесь представляет нам новое поколение — циничных, безнравственных людей, озабоченных лишь карьерой, материальным благополучием. Им противопоставлена наивная учительница, защищающая совсем иные ценности. Проблема знания русской истории и уважения к ней. Проблема сохранения культурного наследия, памятников старины, церквей, икон, русских деревень А. Блок — цикл стихотворений «На поле Куликовом». В цикле «На поле Куликовом» А. Блок обращается к одному из самых тяжелых периодов русской истории — татаро-монгольскому нашествию. Центральной темой произведения становится тема Родины, поэт пытается осмыслить весь многовековой исторический путь России. Сопоставляя прошлое и настоящее, поэт пытается предвидеть будущее. История предстает перед ним в неумолимости и неизбежности своего движения сквозь кровь, горе, битвы. Таковой была Куликовская битва. Таково прошлое России, таким может быть и ее будущее. Заканчивается стихотворение мыслью поэта о грядущей битве: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал. — Молись! Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен. Своеобразным провозвестником этого будущего является сама душа русского человека, противоборство в ней темного и светлого начал, и как следствие — сложная, непредсказуемая судьба Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история показала, насколько поэт был прав в своем предвидении. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаивается в своих грехах, обретает душевное умиротворение в монастыре. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом романе автор открывает нам душевную красоту русского народа. Наташа Ростова, княжна Марья, Пьер Безухов, Денисов, Тушин, Тимохин, Платон Каратаев — все эти герои имеют некие общие черты. Это доброта, человечность, любовь к России. Ростовы отдают свои подводы раненым солдатам, на войне погибает их младший сын — Петя, Наташа ухаживает за умирающим князем Андреем, примирившись с ним. Также русские люди у Толстого очень поэтичны, музыкальны, гостеприимны, обладают широкой душой. Так, семья Ростовых очень хлебосольна, у них всегда много гостей, они не умеют экономить, прощают старые долги близким друзьям. Прекрасна в романе сцена охоты, сцена пляски Наташи, ее мечтаний в Отрадном. Таким образом, любовь к природе, к Родине, музыкальность и поэтичность, доброта, широта души, гостеприимство, семейственность, мужество, близость к народу — вот лучшие характерные черты русских натур в романе. М.А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». В этом рассказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Все испытания (войну, плен, потерю близких) вынес простой русский солдат Андрей Соколов. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великодушие, способность к любви. В финале он усыновляет ребенка-сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность. Проблема противостояния личности и власти, государства. А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема противостояния личности и государства необычайно остро поставлена в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Поэт рассказывает о наводнении в Петербурге, разрушившем судьбу «маленького человека», бедного чиновника Евгения. В одночасье он лишился своей невесты, будущего счастья. Горе помутило его рассудок. И маленький человек, утратив свое счастье, проникается жгучей ненавистью к державному кумиру, создателю Петербурга. Он грозит ему, но вскоре отступает и погибает. Таким образом, тема «Медного всадника» — драматический разрыв между государством и личностью. Петербург, погубивший личное счастье Евгения, нужен для славы нации, для торжества просвещения, для мощи государства. А как же тогда жизнь бедного чиновника? Где же выход из обнаженных противоречий? Мы не находим в сюжете поэмы окончательного разрешения конфликта. Поэт лишь говорит нам о том, что между государством и личностью — огромный, драматический разрыв, который, по мысли поэта, пока непреодолим. О. Мандельштам — стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков». Размышление «о времени и о себе» видим мы в стихотворении О.Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков». Поэт осознает свое время как трагическую эпоху, мир, где нет ни Бога, ни вечности, ни любви. Основные чувства лирического героя — подавленность и безысходность, осознание своего одиночества в этом мире. «Хлипкая грязца», «кровавые крови в колесе», трусы — это живые приметы времени, эпохи 30-х годов. Век-волкодав явно враждебен лирическому герою, он кидается ему на плечи, пытаясь превратить человека в волка. Однако для лирического героя самое страшное в жизни — это утрата человеческого облика. Он отказывается быть волком («не волк я по крови своей»). Выходом становится уход героя в мир природы, в мир ночи, сибирских степей, Енисея. Этот мир красочен, ярок (там сияют «голубые песцы», сосна «до звезды достает»), и он противопоставлен миру социальной жизни. Таким образом, стихотворение построено по принципу антитезы. Основная идея его — веку- волкодаву не сломить лирического героя, не превратить его в волка, в одного из многих. Миссия поэта — «прорвать своим голосом оцепенение эпохи». Дару поэта равновелика лишь природа, и в ней он находит своеобразное укрытие. Проблема чинопочитания. Каким предстает российский чиновник? А.П. Чехов — рассказ «Толстый и тонкий». В этом рассказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются запросто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знакомый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей субординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой сохраняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь против рабской психологии человека, приводящей к чинопочитанию, лести и подобострастию. Проблема парадоксальности России, русской жизни Ф.И. Тютчев — стихотворение «Умом Россию не понять». В этом стихотворении поэт говорит об извечной загадке России и русской души. Страна наша иррациональна, она не поддается традиционному взгляду, ее нельзя измерить «общим аршином». В Россию нужно только «верить». И эта вера жива в душе каждого русского человека. Нравственные проблемы: добро, зло, предательство, жестокость, дружба, правда и ложь, совесть. Проблема душевной черствости, бестактности, равнодушия в отношениях людей В. Тендряков — повесть «Ночь после выпуска». В этой повести писатель поднимает проблему душевной черствости, равнодушия, бестактности в человеческих отношениях. Ложь и лицемерие присутствуют в отношениях школьников, считающихся друзьями. И только в ночь после выпускного бала они впервые оценивают другу друга откровенно. И выясняется, что в отношениях этих нет теплоты, отзывчивости, понимания, сочувствия. Эгоизм, себялюбие, черствость, желание покрасоваться — только эти черты они видят друг в друге. Лишь в финале повести герои начинают понимать, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. Школа, дав ребятам знания, не научила их благородству, умению прощать, дружить, любить… Каким должен быть настоящий друг? Каково значение дружбы в нашей жизни? Проблема обретения друга и сохранения дружбы в течение всей нашей жизни А.С. Пушкин — стихотворение «19 октября». Это самое известное стихотворение А.С. Пушкина, посвященное «лицейскому братству». Строки его стали хрестоматийными: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село. В этом произведении поэт вспоминает своих лицейских друзей — Пущина, Дельвига, Кюхельбекера, а также тех, «кто не пришел», «кого меж нами нет». Заканчивается стихотворение слиянием двух мотивов — мотива пира и мотива быстротечности времени. В финале поэт рисует образ единственного оставшегося в живых друга, который переживет всех остальных и в одиночестве будет праздновать очередную лицейскую годовщину. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух последних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим интеллектуальную общность этих людей, их схожее отношение к жизни. Для князя Андрея и Пьера характерна внутренняя рефлексия, вечные поиски истины, смысла жизни. Они поддерживают друг друга в минуты душевных кризисов. Так, Болконский беспокоится за Пьера, когда тот начинает кутить в компании Долохова. Пьер же поддерживает князя Андрея после смерти жены и разочарования его в «своем Тулоне». Именно Пьер говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить». Таким образом, дружба и любовь, по мысли писателя, — это то, ради чего стоит жить. Проблема предательства своих убеждений, идеалов, друзей, Родины Н.В. Гоголь — повесть «Тарас Бульба». В этой повести необычайно остро поставлена проблема предательства человеком своих идеалов, убеждений, Родины. Таким героем у Гоголя является сын Тараса Бульбы Андрий. Любовь к краса- вице-полячке поглощает его целиком, ничему не оставляя места в его душе. Нет больше для него Родины, своего народа, уз товарищества. И Тарас Бульба убивает Андрия, так Как свято верит в правоту своего дела, остается верным своей Отчизне. Проблема душевной стойкости, воли к жизни Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке». В этой повести Б. Полевой рассказывает нам о подвиге русского летчика Алексея Маресьева. Сбитый вражеским самолетом, он очнулся в лесу и понял, что тяжело ранен. Однако он не сдался, а стал пробираться к своим, несмотря на то, что ноги отказывали ему. Маресьева спасли деревенские жители, потом он был доставлен в госпиталь. Летчика оперировали, и он лишился ног. Однако и в этой ситуации герой не сдался, а стал мечтать о возвращении в строй. И он смог воплотить свою мечту в жизнь. Любовь, брак, взаимоотношения в семье. Отцы и дети. Что такое настоящая, подлинная любовь? Ф.И. Тютчев — стихотворение «Предопределение». Любовь — это соединение родственных душ, их слиянье, счастье. Но это еще и «поединок роковой». Любовь в восприятии поэта всегда трагична. И. Анненский — стихотворение «Среди миров». Проблема избранности любви. Мы не понимаем, почему мы любим определенного человека — нам «темно с другими». В этом, по мысли поэта, загадка человеческой души. Проблема возможного, но несостоявшегося счастья А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В центре романа «Евгений Онегин» — история несостоявшегося счастья. Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Однако он думает о том, что в сердце его нет места для любви: «Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней…». На самом же деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех. «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. И отношения героев завязываются уже здесь. Онегин пока не может распознать смутного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». И только в финале романа герой начинает понимать, что он любит Татьяну. Однако теперь счастье их невозможно: она вышла замуж и будет верной своему мужу. Пушкинский герой доверяет лишь собственному жизненному опыту, его представления о жизни замкнуты в плену привычных стереотипов. Жизнь же, по мысли поэта, гораздо шире, мудрее и парадоксальнее практического опыта одного человека. М. Цветаева — стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» Мотив героев, разминувшихся в жизни. Острое переживание героиней отсутствия этой любви, ощущение ею родственной души, желание быть вместе с героем. Какой должна быть семья? Как можно достичь счастья в браке? Л.Н. Толстой — повесть «Семейное счастье». Своеобразный взгляд автора на брак, семью. Толстой считал, что в семье «роман не нужен». Жена должна уважать мужа, любовь приходит постепенно, гармония устанавливается не сразу. Важны дети, мир в семье, взаимное уважение, нравственная, духовная близость супругов. Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В этом романе наряду с «мыслью народной» очень важна «мысль семейная». Писатель представляет нам три семейства в романе — Ростовы, Болконские и Курагины. В мире первых царят чувства, эмоции. Эти герои добры, отзывчивы, гостеприимны, хлебосольны. У них вырастают добрые, сердечные дети (за исключением Веры). Вторые — рациональны, в семействе Болконских культ разума, строгости, порядка. У них вырастают очень порядочные, благородные дети. Курагины — семейство, в котором царят ложь, подлость, корысть, легкомыслие, страсть к богатству. Эти герои развивают в романе мотив фальшивой красоты, за которой нет сердечности и души. В финале мы видим новые счастливые семьи — Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая. Толстой воплотил в описании жизни этих персонажей свой взгляд на крепкую, хорошую семью. Наташа и Пьер в романе — это родственные души, они обрели настоящее счастье. Княжна Марья своей нежностью, напряженной, сложной духовной жизнью, терпимостью дополняет и усмиряет бурный, вспыльчивый нрав своего супруга Николая Ростова. Проблема всепоглощающей власти чувств над человеком. Н.С. Лесков — повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть — это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом. Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе образ родного дома в нашей душе? Л.Н. Толстой — повесть «Детство». В этом произведении писатель исследует процесс становления характера. В сознании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных. Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость… — помыкание Иленькой Грапом. Главный итог детства — все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире». И.А. Гончаров — роман «Обломов». В этом романе автор глубоко исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…». И вся природа там представляет «ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудесной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера — поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни. Другая определяющая черта характера Обломова — независимость от мира внешней жизни, чувство внутренней свободы. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чиста и ясна как стекло». Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и нянек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опровергались доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развивалась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни. Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испытать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом несколько приближается к тому женскому типу, который существовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полностью определяют наш характер и жизненный сценарий. Ф. Искандер — книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе — «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» — Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» — Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лермонтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницкого, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке». Человек на войне. Что побуждает человека к подвигу? Б. Полевой — «Повесть о настоящем человеке». В этой повести писатель рассказывает о летчике Маресьеве, который смог спастись и выжить после крушения самолета. После этой катастрофы он лишился ног, однако смог вернуться к нормальной жизни на протезах. Также вернулся он и к своему любимому делу — вновь стал летать. Мужество и сила духа, воля человека — это то, что побуждает человека к подвигу, по мысли писателя. М. Алигер — поэма «Зоя». В этой поэме поэтесса рассказывает о подвиге Зои Космодемьянской, девочки-партизанки, замученной и казненной фашистами. Любовь к Родине, душевная цельность, верность гражданскому долгу — именно эти качества, по мысли автора, побуждают человека к подвигу. Проблема исторической памяти (Великая Отечественная война). А.Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты…». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом — судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться красотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обязаны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памяти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины…». Какой он — настоящий герой войны? Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Толстой в своем романе противопоставляет истинный и ложный патриотизм. Карьеризму штабных офицеров, их мыслям о наградах противопоставляет писатель поведение простых русских людей. Таковы в романе капитан Тушин и капитан Тимохин, ротмистр Василий Денисов, крестьянин Тихон Щербатый, старостиха Василиса. Подлинный герой войны у Толстого — простой русский солдат. В грандиозной эпопее писатель обозначает национальные черты русского народа: смелость, находчивость, отвагу, душевную стойкость, отзывчивость. М. А. Шолохов — рассказ «Судьба человека». Простой русский солдат в центре сюжета рассказа Шолохова. И на войне, и в мирной жизни Андрей Соколов следует единому принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Любовь к Родине, душевная стойкость и терпение, смекалка и находчивость, смелость и отвага, великодушие и благородство — все эти черты свойственны герою Шолохова. В этом образе писатель воплотил русский национальный характер. Какой она была — блокада Ленинграда? А.Б. Чаковский — роман «Блокада». В этом произведении писатель анализирует причины Великой Отечественной войны, рассказывает о напряженных боях за Ленинград, о прорыве блокады в 1943 году, о создании Ладожской ледовой дороги, прозванной ленинградцами «дорогой жизни

    Еще больше сочинений на сайте http://sochineniye.ru/argumenty-dlya-sochineniya-ege/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок. Обучающее сочинение 9 класс

Сочинение по литературе. Фонвизин. Обучающее сочинение. Краткий план-конспект урока....

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

темы сочинений 9 класс

Темы сочинений по Цыбулько...

Подготовка к написанию сочинения 11 класс

Подготовка к написанию сочинения (урок - обобщение), 11 класс Цель урока - закрепить полученные учащимися знания, проанализировать  текст, высказать свою точку зрения.Учащимся  с помощь...

ТЕЗИС доклада ученицы 11 класса Анисимовой Анны по теме «Профессии. Какие профессии мы выбираем»

В данной работе,  в ходе исследования выясняли, по каким принципам люди выбирают себе профессии. Изучили  современные профессиональное пространство на предмет выявления «самых-самых» професс...

Подготовка к ОГЭ. Тезисы к сочинению 9.3 в формате ОГЭ

Тезисы к сочинению 9.3 в формате ОГЭ...