Местоимения. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 п.Кубанский Голованюк А.А.
Тема урока: "Определительные местоимения"
Класс: 6 класс
Предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
1.Образовательная:
- повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
- познакомить с новым разрядом местоимений – определительными;
- показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- научить находить определительные местоимения(ОМ) в тексте;
- использовать ОМ как средство связи предложений в тексте;
- формировать орфографическую зоркость учащихся.
2. Развивающая:
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся;
- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
- вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
3. Воспитательная:
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;
- воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Оборудование. Интерактивная доска, презентация PomerPoint, рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», автор С.Львова
Ход урока
1. Оргмомент. Ребята, сегодня на уроке предлагаю вам достать из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.
РАБОТА с ТЕТРАДЯМИ ( число, классная работа).
2. Повторение.
Для начала отгадайте загадку.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать. (Слайд №2)
Р.Л: Задание 1:
- Перед вами стихотворение М.Исаковского . Прочитайте его выразительно. (Слайд №3)
Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас.
Так пусть же вновь растут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя, Россия,
Перебороть ни в чем не мог
Найдите в тексте известные местоимения, выпишите их. Определите разряды известных вам местоимений в стихотворении.
2. Актуализация знаний
А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним разрядом местоимений. Тема нашего урока «Определительные местоимения».
- У каждого на парте лежит рабочий лист (дом-творческая лаборатория) Слайд №4. И сегодня мы будем строить дом для ОМ.
Посмотрите на алгоритм нашего строения. Как вы думаете, что мы можем на этом уроке узнать об этих местоимениях? (ответ уч-ся)
Итак, мы узнаем, какие ОМ есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в тексте, а также использовать ОМ для связи предложений в тексте. (Учитель сообщает ЦЕЛЬ УРОКА после уч-ся).
- Перед вами план (алгоритм). Все, что мы узнаем об ОМ, будем записывать в этот план (Слайд №5)
Р.Л. Задание 3: Засели дом
- В учебнике на стр. 187 перечислены все ОМ. Назовите их. Запишем ОМ в наш план (Слайд5). На что указывают ОМ?
РЛЗадание4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Кто такие исследователи? Мы будем исследовать ОМ. Перед вами предложение (на доске):
В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всем доме.
- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)
- Продолжим строить дом и в план занесем вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) (Слайд5).
РЛЗадание 5:
- Продолжим наши исследования и выясним, как изменяются ОМ . Для этого сопоставим две части речи: сравним, как изменяются прилагательное и определительное местоимение (см. документ - наблюдение)
- Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. (Слайд №5).
Первичное закрепление с проговариванием РЛ. Задание №6
Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (толковый словарь, подготовил уч-ся дополнительное задание дома).
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить ОМ, которые живут в нашем доме и проследить, что ОМ действительно используются для связи предложений в тексте ( Слайд №6).
Число книголюбов постоянно растет. Для (….) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (….) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (…..) выберет книгу, которая ему понравилась.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
А вот текст, который был в первоначальном виде (Слайд №7)
Число книголюбов постоянно растет. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
- Как бы вы озаглавили текст?
- Посмотрите на план нашего дома (Слайд № 5). Что еще нам нужно узнать об ОМ. (Синтаксическую роль) (Слайд № 7).
- Запишем вывод в таблицу (Слайд №5)
ВЫВОД
- А сейчас вновь обратимся к нашему тексту и, уже пользуясь алгоритмом, докажите, что вставленные местоимения действительно являются определительные местоимения.
- Как не спутать ОМ с прилагательными? (надо знать значение)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Включение в систему знаний и повторение
А) Запись предложений, нахождение местоимений (не только ОМ) и определение отличительных особенностей ОМ по алгоритму (по плану). (работа уч-ся у доски)
Б) Работа по карточкам (сам-но, один ученик за компьютером)
В) Цифровой диктант. (взаимопроверка) сверяют с ключом на интерактивной доске
Г) упр 553 с. 140 резерв
Контроль знаний
РЛ. Задание №7 Проверка знаний
А) ТЕСТ
1. Какое местоимение не является определительным?
А любой; Б. другой В. Никто Г. иной
2. Найдите ошибку в написании местоимения:
А. любого Б. иному В. всякова Г. о каждом
3. определительные местоимения изменяются
А. по падежам и числам Б. по родам, числам и падежам;
В. только по родам Г. по числам и родам
4. В предложении определительное местоимение может быть
А. только подлежащим или сказуемым
Б. любым членом предложения
В. подлежащим, определением, дополнением.
Г. только определением
5. Найдите «четвертое лишнее»
А.сам; Б.собой; В. любому; Г. иной
Рефлексия
Что общего и каковы различия между определительными местоимениями и прилагательными (общее-различие) (на листе)
Обратимся вновь к стихотворению Исаковского? Найдем в тексте еще местоимение, разряд которого мы можем выделить в конце урока. (Слайд № 9)
Дом.зад.
Творческая лаборатория (Слайд № 8). (для всех)
- Нередко ОМ можно встретить во фразеологических оборотах. Вот , например, ОМ сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите мини-сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов. (если вы затрудняетесь написать небольшое сочинение, составьте предложения с данными словосочетаниями).
Также упр. 445 или 446 (по желанию на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение"...
Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...