Антонимы. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе. Игровые технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_igrov_tehnolog.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 п.Кубанский Голованюк А.А
Тема урока: : «Антонимы»
Дата урока 05.02 2017
Класс: 5 класс
Предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
1. .Образовательная:
- повторить и систематизировать полученные ранее знания о лексикологии;
- познакомить с антонимами;
- показать изобразительные возможности антонимов , их роль в тексте ;
- формировать орфографическую зоркость учащихся.
- обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с антонимами.
2. Развивающая:
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся;
- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
- вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
3. Воспитательная:
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка;
Задачи:
- сформировать понятие антонимов, их роль в речи; обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с антонимами; формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы, находить их в текстах и предложениях.
- развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы.
- развивать интерес к изучению русского языка; формировать положительную мотивацию обучения.
I. Организационный момент . Целевая установка.
II. Повторение.
– Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы интерактивной доске):
- Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
- Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
- Лексическое значение – это …
- Лексическое значение слова можно узнать по…
- Однозначными называются слова…
- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
- Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
- Перенос названия происходит, если у предметов есть…
- Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
- Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…
III. Объяснение нового материала (презентация « Анимация стихотворения В.Маяковского)
– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:
Крошка сын
к отцу пришел.
И спросила кроха:
(Дети продолжают)
Что такое «Хорошо»
И что такое «Плохо»?
– Чем отличаются слова «хорошо» и «плохо»? Что, по-вашему, хорошо, а что плохо?
(Дети говорят, что это слова с противоположным значением).
Словарная работа
. Слово антоним похоже на слова синоним, омоним. Чем?
(одинакова вторая часть слова)
Слово ОНИМА по-гречески означает - имя, слово, а АНТИ значит противоположный, то получится слово АНТОНИМ.
IV. Закрепление.
1. А сейчас отгадайте «Загадки-складки» и найдите в них слова с противоположным значением. Ведутся записи в тетради.
Я – антоним к слову «зной»,
я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
а зовут меня… (прохлада).
(Слова – антонимы: зной – прохлада).
Я – антоним к слову «лето»,
в шубу снежную одета,
хоть люблю мороз сама,
потому что я…(зима).
(Лето – зима).
Я – антоним к слову «смех»,
не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
от обиды, неудач,
догадались? Это… (плач).
(Смех – плач).
Я – антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука,
я для отдыха, для сна
Да и в школе я нужна,
называюсь… (тишина).
2. Игра «Почтальон»
Ребята, к нам сегодня «пришли» гости. Они находятся в конверте. Это картинки с изображением животных. Давайте с помощью антонимов-прилагательных охарактеризуем их:
волк-лиса (по хитрости);
лев-заяц (по храбрости);
муха-слон (по величине);
муравей-стрекоза (отношение к труду);
лисица-ворона (по уму);
ягненок-волк (по силе).
-Молодцы! Давайте вместе подведем небольшой итог.
3.-Скажите, когда антонимы обычно употребляются? (когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий).
- Что такое антонимы? (слова одной части речи с противоположным лексическим значение).
4. Игра «Дуэль». Один ученик называет слово, другой должен быстро назвать антоним.
5. Тест Смекалочка» (вопросы на интерактивной доске). Какой ряд не допустит ни одной ошибки?
- Найдите антонимы:
1) добрый – щедрый
2) злой – добрый
3) мерзнет – зябнет
- Антонимами являются слова:
1) хороший – прекрасный
2) трудный – легкий
3) широко – узко
- Антонимами являются слова:
1) настоящий – подлинный
2) подальше – поближе
3) эффектный – эффективный
- В этом предложении есть антонимы
1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2) Береги платье снову, а честь смолоду.
3) От доброго не бегай, а худого не делай.
- В этом предложении есть антонимы:
1) Век живи – век учись.
2) Волков бояться – в лес не ходить.
3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.
6. Подведение итогов
— Вот мы и познакомились с новыми словами — антонимами.
- Что же это за слова?(вопрос 1 ряду)
(правило).
- Где мы с ними встречаемся? (вопрос второму ряду)
(они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках).
- Какова их роль в нашей речи? (вопрос 3 ряду)
(Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, тот или иной образ, предмет, сделают нашу речь выразительней, богаче).
7. Домашнее задание
Знать определение антонимов, какова их роль в речи. Cоставить текст из 10 предложений, употребив антонимы. Антонимы подчеркнуть.
Приложение
Интеллектуальные игры
В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:
1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)
2) Что стоит посередине земли? (Буква м)
3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.
В городе Морфология пятиклассники получили задания:
• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);
• продолжите высказывание: Основа предложения – это… ; Значимая часть слова, стоящая после корня, – это…
В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например:
1) Ум хорошо, а …(два лучше).
2) Знай больше, а говори …(меньше).
3) Не зная броду, …(не суйся в воду).
4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?
5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.
Турнир всезнаек
Можно провести в любой форме телевизионных интеллектуально-развлекательных игр, например: «Счастливый случай», «Брейн-ринг» и т. д Учитель (ведущий) достает конверт о П. Я. Чаадаеве. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь.
«Мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впасть в их ошибки, их заблуждения и суеверия»
-декабрист без декабря;
-один из великих мыслителей своего времени;
-ему посвящены строки «Товарищ, верь, взойдет она»;
-жил в Москве на Ново-Басманной улице;
-«Друг мой. Никогда тебя не забуду. Твоя дружба заменила мне счастье, одного тебя может любить холодная душа моя» (из письма к нему А. С. Пушкина)
Лингвистическая сказка
В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.
Вот одна из сказок.
УДАРЕНИЕ
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас».
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка на письме». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки' и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые, грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа получился Атлас, вместо Капель – Капель, вместо слова Дорога – Дорога. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение. В словах Голова, Борода, Рука при их изменении по падежам и числам юркое ударение с окончаний перескочило на основу. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением и осторожностью.
(И.М. Подгаецкая)
Задания
1. Какими примерами из текста сказки вы проиллюстрируете следующие свойства русского ударения:
• Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство.
• Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность.
2. Как называются пары слов, в которых с помощью ударения изменяется значение? Дополните свой ответ примерами.
Игра в слова
«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [3]
Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», «мышь+як» и т.д.
Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.
(радиус)
Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – парта и т.п.).
С буквой «З» – оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» – гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(золото – болото)
С «Г» – ее на винт накрутят,
С «Л» – конечно, лает,
С «М» – одежда, но не греет,
С «З» – от волка убегает.
(гайка – лайка – майка – зайка)
Логогриф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест – перст, мир – мираж, Вера – Венера.
Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь «Э» – и тогда
В кинотеатре он найдется.
(кран – экран)
Несет с трудом меня старик.
Но если «Ю» прибавишь – вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша – юноша)
Омограф – слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволочка – проволочка, ирис – ирис.
Взгляни на это слово:
В нем всего два слога.
Ударный слог последний –
Инструмент волшебный
В церкви стоит,
Музыка летит
Под самый потолок.
Ударный первый слог –
Это почка, селезенка,
Сердце, легкое, печенка.
(орган – орган)
Мы для пильщика – подставка,
Мы для кучера – сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(ко'злы – козлы')
Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир1 – Вселенная, мир2 – земля, мир3 – среда, мир4 – согласие, покой и др.; свет1 – энергия, свет2 – сияние, свет3 – общество, свет4 – блик и др.
Встречаюсь в тетради,
Встречаюсь в плетне.
(кол)
Деловая игра «Корректор»
Такую игру можно провести, например, после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.
Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.
Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И. Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.
Жалоба
Дядя прашу тебя, памаги
Твоей племяннице оле,
А то не будет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже не смок прачитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
1. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
2. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь, пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.
Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).
Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердиться кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.
Задание 4.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
– Вот если б получить мне «пять».
Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.
1. В слове «дуб» три звука [д], [у], [бэ].
2. (На) желтых листьях – прилагательное, н.ф. – желтый, относительное, употреблено в р.п., мн.ч., м.р.
Задание 5. Отредактируйте сочинение Ошибкина Пети.Я учавствовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвергнул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», – подумал я и побежал еще сильнее. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там Петрову оказали первую помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме Антонимы 5 класс
Урок по теме "Антонимы" 5 класс...
Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».
Урок по русскому языку в 5 классе на тему: "Лексика. Синонимы. Антонимы."...
Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся 3 класса (СКОУ VII вида)....
Урок русского языка , "Антонимы" ( 5 класс)
Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику Т.А. Ладыжинской, но может использоваться как дополнительный материал к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...
Урок русского языка , "Антонимы" ( 5 класс)
Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику Т.А. Ладыжинской, но может использоваться как дополнительный материал к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...
Урок русского языка "Антонимы" ( 5 класс)
Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику Т.А. Ладыжинской, но может использоваться как дополнительный материал к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...
Антонимы. Словарь Антонимов
Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...