Внеклассное мероприятие по русскому языку «Экскурсия в Русландию»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Паршина Татьяна Анатольевна

Путешествие в Страну Русского Языка. 

Вспомнить и закрепить изученные правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«Экскурсия в Русландию»

Учитель – Паршина Т.А.

Ребята! Сегодня ваши знания, смекалка и находчивость помогут нам совершить экскурсию в замечательную страну Русландию.

Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (столица) В нашей сказочной стране тоже есть столица – город Алфавит. Именно в нем и предстоит побывать. Давайте вспомним, что нам известно о звуках и буквах, об алфавите.

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Перечислите их, правильно называя.

Что вы знаете об истории письма? (отвечает заранее подготовленный ученик)

Пока мы слушали этот интересный рассказ, дорога привела нас в город Алфавит. Но попасть туда сразу нельзя: он надежно охраняется. У ворот стражники – Твердый и мягкий знаки. Первый молчит, а второй протягивает текст, который мы должны прочитать. Это рассказ Ф. Кривина «Мягкий знак».

Рассказ мы прочитали, но стража не хочет нас пропустить в город. Оказывается, здесь существует обычай: чтобы попасть за ворота, нужно написать без ошибок словарный диктант. В слова, данные в диктанте, следует вставить разделительные ъ и ь, объяснить их правописание:

В..езд, сем..я, об..явление, друз..я, Тат..яна, вороб..и, лист..я, с..едобный, необ..ятный, сер..езный, бар..ер, руж..е, журчан..е.

Все успешно справились с заданием, и нас пропустили в город. Здесь живут буквы. Все куда-то торопятся. Одних букв больше, других меньше. Очень много катится букв о. За ними бегут е. Стройными колоннами маршируют и, а. Спешат т, н, с, р, л, к, м. Спокойно идут б, г, ш, х, ю.

Медленно прохаживаются ц, щ, э. все буквы направляются в типографию, гда начали печатать новую книгу.

Только ф сидит на скамейке. Почему она одинока? Оказывается, в ней редко нуждаются. Посмотрите таблицу. Здесь написано: на 1000 знаков текста буква а встречается 62 раза, б -14, в – 38, г – 13, д – 25, е, ё – 72, ж – 17, з – 16, и – 62, й – 10, к – 26, л – 35, м – 26, н – 53, о – 90, п – 23, р – 40, с - 45, т – 53, у – 21, ф – 2, ц – 4, ш – 6, щ – 3, ъ,ь – 14, ы – 20, э – 3, ю – 6, я – 18 раз.

Какие буквы чаще встречаются в тексте? Какие - реже?

Видите, буква ф встречается реже всех. Но ф – буква-переводчица.

Без нее никак не обойтись, когда вы пишете слова иностранного происхождения фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь.

Однако нам пора дальше. Вот площадь Звуков. На домах странные надписи. Давайте перепишем их в тетради:

А роза упала на лапу Азора.

Около Миши молоко.

Рвал дед лавр.

Как вы думаете, что это за предложения? А ну-ка, попробуем прочитать их справа налево. Интересно, правда? Получилось то же самое. Это так называемые перевертыши. Вы можете придумать такие фразы и сами.

С площади Звуков мы поворачиваем налево. Здесь видим надпись: «Переулок ударений». Ребята, что такое ударение? Для чего оно нужно?

Ударение часто играет смыслоразличительную роль. Сейчас вы в этом убедитесь, если правильно назовете слова:

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(ирис - ирис)

А теперь в предложенных словах (алфавит, арбуз, библиотека, диалог, закупорить, документ, инструмент, километр, магазин, молодежь, предмет, средства, столяр, шофер, обувной) поставьте ударения.

Отгадайте загадку и в ответе поставьте ударение правильно:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке, построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все … (алфавит)

Идем дальше по городу Алфавиту. Но, кажется, мы заблудились и попали в тупик Ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскидывают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы-то знаем, что плоды эти ядовиты. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить задание. В каждую из карточек со стихами вкралась ошибка. Как только вы ее исправите, экскурсия продолжится. Кто не справится, тому достанутся плоды ядовитого дерева. Вот карточки:

 

Закричал охотник «Ой!

Двери гонятся за мной»

Посмотрите-ка ребятки,

Баки выросли на грядке.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мы собирали васильки,

У нас на головах щенки.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном –

Обязательно примите

Десять цапель перед сном».

Забодал меня котел,

На него я очень зол.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук

С длинными усами».

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Синеет море перед нами,

Летают гайки над волнами.

На волке сметана, творог, молоко,

И рад бы поесть, да достать нелегко.

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок.

(А. Шибаев)

Выбравшись из тупика Ошибок, мы сразу попали на Падежный проспект. Он назван в честь братьев-Падежей. Вы не забыли, как их зовут? А знаете ли вы, что кое-кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение:

Ленительный падеж

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка, расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи.

Давным-давно все школьники

Их знают на зубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предгол.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал: Взятельный,

Грязнительный, Лежательный,

Грубительный, Ленительный,

И, наконец, Простительный!

(Г. Траубин)

Как и везде, на Падежном проспекте нужно выполнить задание: просклонять названия частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, числительное, местоимение, союз, предлог, частица.

Мы долго гуляли и вышли на набережную. Оказывается, город Алфавит расположен на реке Чистописание. Через реку построен мост. Его охраняют Параграфы. Они сообщают, что на противоположном берегу живет принцесса Грамматика. Сейчас она гостит в графстве Знаков Препинания. Параграфы предлагают нам интересную игру.

Образуйте:

Множественное число от существительных дуга, рука, мука; житель, любитель, учитель; грек, узбек, человек; день, пень, лень.

Единственное число от существительных певцы, гонцы, щипцы; орехи, успехи, доспехи.

От существительных мужского рода – существительные женского рода: повар, портной, купец, храбрец.

От существительных женского рода – существительные мужского рода: жница, чтица, жрица, львица.

Вот и кончилось наше путешествие в Страну Русского Языка. Вы, конечно, понимаете, что это была игра, но мы с вами вспомнили многие правила, закрепили их, выполнили задания. Впереди у нас еще не одно путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по немецкому языку "Экскурсия по Германии. Берлин"

Внеаудиторное мероприятие  разработано с целью  обобщения   и стематизации   знаний учащихся по теме  «Германия" .  Обучающиеся   знакомятся  с  достоприме...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....