Технологическая карта 7 класс "Обобщение и систематизация О-Ё после шипящих во всех частях речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Место урока в изучаемой теме: Обобщение и систематизация правописания О-Ё в корнях, суффиксах, окончаниях слов во всех частях речи
Цель урока: обобщить в единую систему знания по теме, выработать алгоритм дифференциации О-Ё после шипящих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta.docx | 41.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема урока: Буквы О, Е после шипящих.
Место урока в изучаемой теме: Обобщение и систематизация правописания О-Ё в корнях, суффиксах, окончаниях слов во всех частях речи
Цель урока: обобщить в единую систему знания по теме, выработать алгоритм дифференциации О-Ё после шипящих
Текст №1
1 Послеоперационный период я переносил тяжело. Получить по голове тяж…лой кош…лкой и попасть под машину, груж…нную кирпич…м, – вполне ш…ковая ситуация. Милицию вызывать не стали: береж…ного Бог береж…т. Лечил меня уч…ный-специалист, по прозвищу Пиж…н, – ч…порный человек в чесуч…вом пальто, холщ…вой рубаш…нке, кожаной кепч…нке и замшевых перчатках, больш…й друг отца. Он загнал всех стаж…ров в еж…вые рукавицы, заставляя их очень много работать над диссертациями. Доктор лечил от ж…сткой цинги, латал пациентов на операционном столе и делал инъекции шприцем, прищурив глаза-щ…лочки. Он приезжал на машине со станции, продираясь сквозь лесные чащ…бы и городские трущ…бы, оставлял ее с ш…фёром у реш…тки нашей дачи, заросшей плющ…м, поднимался на крыльц… по камыш…вой циновке и затем выпивал кружку горячего ч…рного ш…колада. Мать говорила с врач…м ш…потом и ходила на цыпочках. Ш…в после операции разош…лся в тот день, когда прилетели скворцы, в соседнем доме начали циклевать половицы, а у курицы появились ж…лтенькие цыплята.
2 Меня навещали многие: французский герц…г в национальной одеж…нке, коммивояж…р в коротких ш…ртах и с деш…вым товаром, ч…порный сестрицын ухаж…р, смуглолицый дириж…р с зубной щ…ткой в кармане, розовощ…кий ж…кей, удруч…нный пацифист и друзья-молодож…ны. Забегала смышлёная соседская девч…нка, одетая в красивое понч…. Играя на бандж…, она исполняла грустную ш…тландскую песню, расч…сывала мою короткую ч…лку, выпивала стакан борж…ми и убегала танцевать чеч…тку. По вечерам приезжал смущ…нный отц…вский студент, вооруж…нный неподъёмным багаж…м, ш…мпольным ружьец…м и обладавший отвратительным мецц…-сопрано, напоминавшим щ…лканье электросч…тчика.
3 Ож…г моей детской руч…нки принципиально не хотел заживать. Мама поила меня кипяч…ным молоком, кормила моч…ными яблоками, спелым крыж…вником, цитрусовыми фруктами и паштетом из печ…нки. Я превратился в ненасытного обж…ру и со здоровым цинизмом тоннами поедал пш…нную кашу, давился лапш…й, перч…ной туш…нкой, толч…ными орехами и печ…ным пирожком. Процесс выздоровления был поставлен в ж…сткие условия, и я уже мог возмущ…нным полуш…потом ч…тко выговаривать слова: «Не смейте надевать мои новые ч…боты и пальто с капюш…ном!»
4 Вечером было свеж…, и я, прислушиваясь к малейшему ш…роху, лежал в своей комнате, где было хорош… слышно жужжание пч…л в кустах акац…и. По водосточному ж…лобу бежала вода. Было слышно, как работал ж…рнов мельниц…. Изредка раздавался ц…кот лошадиных копыт по мощ…ному ш…ссе. Рядом протекала реч…нька, на берегу которой, возле свежей корч…вки, мы с товарищем, устраивая ноч…вку с настоящим шалаш…м, свеч…й, костром, взлетавшим в небо, и ушицей, захватив при этом меш…чек всяких яств, перевязанный беч…вкой, наслаждались освещ…нным последним луч…м солнца пейзажем.
5 За нашим шалаш…м была видна удруч…нно покосившаяся беседка. Как-то мой друг подж…г костёр и ож…г щ…чку и руч…нку, но ож…г был не очень тяж…л. Днем, переплывая реч…нку, мы следили за водяной крысой, чистившей на солнце свою ш…рстку, лакомились печ…ным ельц…м с ч…рточками на кожице. Позже наблюдали за сонным сыч…м с куц…м хвостом, крошечным зайч…нком, разглядывали еж…вые следы. Когда горизонт озарялся кумач…вой зарей, мы, спеша домой, зарывали мусор у больш…го камня и заливали кострище.
6 Уже дома, лежа в теплой постельке, хотелось, чтобы приш…л отец, заж…г свет, поправил одеяльце и поболтал со мной и моим деш…вым, но горяч… любимым плюш….вым медвеж…нком в парч…вой распаш…нке. Затем мама, мельком взглянув в зеркальце и примерив песц…вый воротнич…к, которым она очень гордилась, меняла ш…лковое платьице на ситц…вый халатик, давала мне жж…ный сахар в ложечке, снимала с моих пяток перц…вый пластырь, варила пш…нку с туш…нкой или, может быть, жарила печ…нку. На сладкое мы с папой любили есть темно-ж…лтую вареную сгущ…нку и сладкий крюш…н из суш…ных вишен. Почистив зубы щ…ткой и смыв ч…рные пятна с лица, я ложился спать, наслаждаясь порывами свежего ветра, влетавшего в отворенное окно.
Текст№2
Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый кофе из ж…лудя, изредка ч…каясь со своим отражением в тяж…лом глянц…витом самоваре, стоящем на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был больш…й обж…ра и, несмотря на изж…гу и больную печ…нку, объедался крыж…вником со сгущ…нным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч…рт, молодц…вато встряхнув ч…лкой, пустился танцевать чеч…тку. Ц…канье его копыт было столь сильным, что в ц…кольном этаже думали, что наверху гарц…вала лошадь. Однако ч…рт был не очень искусный танц…ром и, совершив один не совсем удачный скач…к, врезался в самовар и обж…г свой пятач…к, покрытый мягкой ш…рсткой. Ож…г был очень тяж…л. Огорч…нный ч…рт куц…й овц…й кинулся к боч…нку с моч…ными яблоками и сунул в него обожж…нный пятач…к. «Правду говорят, что небереж…ного Бог не береж…т», – чертыхнулся ч…рт ч…ртовской пословицей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание мягкого знака на конце после шипящих в различных частях речи 10-11 класс.
Данный урок разработан для обучающихся профтехучилищ, получающих среднее образование, так же его можно проводить и в школах для обучающихся классов коррекции....
Правописание О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи
Презентация содержит правила написания О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи и может быть использована как тренажёр в 6-11-х классах....
БУКВЫ О-Е-Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
Материал предназначен для использования на уроке и во внеклассной работе по предмету...
Диктант по теме "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи".
Текст, составленный мной, насыщен словами с орфограммой "Мягкий знак после шипящей". Можно использовать в качестве итоговой работы после изучения темы....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Презентация к уроку "О/Ё после шипящих во всех частях речи"
Презентация поможет изучить или посторить тему "О/Ё после шипящих во всех частях речи". "...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...