Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.
статья по русскому языку на тему
Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_tekstom_pri_obuchenii_smyslovomu_chteniyu.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.
Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Также предполагается и освоение обучающимися таких навыков, как навык выразительного чтения, навык скоростного чтения.
Приемы работы с текстом: «говорящие фамилии», «угадай сюжет по заголовку», анализ эпизода, работа с эпиграфом, рассказ о литературном герое и т.д. При организации работы желательно обучающихся на начальном этапе обеспечить памятками (см. ниже). Используются также различные виды пересказов: подробный, краткий, творческий, пересказ с продолжением, рассказ от лица литературного героя.
Формы работы: эвристическое погружение, мозговой штурм, защита творческих проектов и работ, рецензирование, читательская конференция, круглый стол, рефлексивное сочинение, читательские 5-минутки, групповые и индивидуальные, парные формы работы, исследовательский эксперимент.
Технологии: технология проблемно-диалогического обучения; технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Памятка
Как изучить большой по объёму текст?
Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чём сказано в нужной части текста.
При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Её необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.
Метод «5П»
Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.
1П – просмотри текст (бегло);
2П – придумай к нему вопросы;
3П – пометь карандашом самые важные места;
4П – перескажи текст (используя ключевые слова);
5П – просмотри текст повторно.
Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используются приемы:
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
Приём «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:
•Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
•Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
•Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
•Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Памятка по работе с эпизодом
- Перечитайте выбранный эпизод.
- Последовательно ответьте на вопросы: о чём идет речь? Что произошло? Какие герои участвуют в этом эпизоде? Кто они? Как начинается эпизод? Как ведёт себя каждый из персонажей? Почему? Ваше отношение к данным героям и событиям. Как завершается эпизод? Основная мысль эпизода.
- Отметьте в эпизоде внесюжетные элементы: портрет, интерьер, пейзаж, речь героев.
- Найдите в тексте важные по смыслу художественные детали. Объясните их значение.
- Какие противоречия, проблемы, вопросы, изображённые в произведении, отразились в этом эпизоде?
- Какова авторская позиция по отношению к героям, событиям в рамках эпизода?
- Соотнесите эпизод с основной проблемой произведения.
- Сделайте вывод о художественном значении эпизода в произведении в целом.
При работе с текстом важно обучающихся ознакомить с композицией текстов разных типов.
Композиция текста повествования
Зачин | Сюжет | Концовка | ||
Завязка | Кульминация | Развязка | ||
Лето я провёл в деревне. | Как-то раз… Однажды… | Вдруг… Неожиданно… Внезапно…. | Чем всё закончилось? Все увидели, что это…. | Оценка событий. С тех пор… |
Композиция текста-описания
- Общее впечатление о предмете описания. (Яркими красками расписала осень лес.)
- Описание деталей: внешности, помещения, природы. (Хрупким золотом желтеют берёзы. Вызывающе краснеют гроздья калины.)
- Отношение к описываемому предмету. (Красив лес осенью!)
Композиция текста-рассуждения
- Тезис (утверждение, которое нужно доказать). (Осень – моё любимое время года.)
- Доказательства.
Во-первых,….
Во-вторых,….
В-третьих,….
- Вывод (подтверждение тезиса).
Таким образом,….
Итак, ….
Важный момент при работе с текстом – это устный и письменный отзыв на прочитанное произведение.
Советы, пишущему сочинение-отзыв о прочитанном
Элементы, включаемые в отзыв:
- Автор произведения.
- Жанр произведения.
- Главные действующие лица.
- Место, время действия.
- Краткое содержание (сюжет, а не пересказ!).
В работе над отзывом вам помогут вопросы:
- Какова тема и основная мысль произведения?
- Где и когда происходят изображённые в нём события?
- Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Кто из героев особенно понравился? Почему?
- Каков язык книги (что запомнилось, показалось смешным, новым)?
- Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?
- Постарайтесь в заглавии отзыва отразить его основную мысль.
При работе над выразительным чтением текста особое внимание уделяется обучению чтению по ролям и методике обучения чтению наизусть лирического произведения. Перед тем, как задаёте задание выучить стихотворение наизусть, отработайте стихотворение с обучающимися с карандашом в руках, пользуясь следующей памяткой:
Как выучить стихотворение?
- Стихотворение начинают учить лишь после того, как стала понятна его мысль и прочувствовано настроение.
- Читая строку за строкой, строфу за строфой, воссоздайте в своём воображении всё то, о чём пишет поэт – картины, явления… Игре воображения помогает поэтический язык произведения – эпитеты, метафоры, сравнения. Выделяйте их при чтении интонацией.
- Мысленно отметьте про себя: здесь – раздумье, а здесь – гнев или боль…
- Расставь в малознакомых словах правильные ударения, карандашом отметь паузы, повышение и понижение голоса.
Как высказать мнение (рассказ) о литературном герое?
- Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвёл внешний облик героя? Что прежде всего привлекло ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует?
- Обратите внимание на речь героя: есть ли особенности? О чём они говорят?
- Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведёт себя с разными людьми? Кто о нём говорит и как именно?
- Как в поступках проявляются его ум характер, нравственные качества?
- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор? Что он хотел сказать, изображая его таким?
- Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
Как знакомиться с новой книгой, чтобы составить о ней представление?
Вы взяли в руки новую книгу. На что следует обратить внимание при первом знакомстве с ней?
На заглавие, которое, как правило, указывает главную мысль. Нет ли у книги подзаголовка, который уточняет или дополняет заглавие?
Очень часто посвящение проясняет личность и идейные позиции автора. Обращаем внимание на эпиграф, который выражает главную мысль произведения.
Аннотация – предельно сжатое указание на тему, идею и главные проблемы книги; помещается обычно на обратной стороне титульного листа.
Книга может иметь предисловие, которое сообщит, с кем вы встречаетесь на трудном пути познания. Предисловие облегчает читателю понимание книги.
Послесловие чаще всего отвечает на вопросы, возникающие у читателей после прочтения книги.
Примечания, имеющие справочный характер, обычно даются в сносках. Объясняются специальные термины, малоупотребительные слова.
Указатели – это списки имён, названий, понятий, терминов, с обозначением страниц, на которых они упоминаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».
План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста. На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...
Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.
Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....
«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»
Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения....
Обучение смысловому чтению английской литературы
В данной работе представлены методы смыслового понимания зарубежной литературы...
Стратегии обучения смысловому чтению
Материал демонстриует возможности использования предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на примере текста С. Хокинга....
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только суть классического лит...
Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»
В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною 7 декабря...