Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
тире между подлежащим и сказуемым, 5 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym._5_kl.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
- изучить случай постановки тире между подлежащим и сказуемым, когда оба они выражены именем существительным в именительном падеже;
- закрепить умение учащихся определять лексическое значение слов по толковому словарю;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мобилизующий этап | ||
1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. На доске написаны предложения: Фламинго строят гнезда по берегам морей. Осина — дерево. Малина — кустарник. — Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить по нескольким признакам одновременно. Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов. —Найдите в предложениях подлежащее. В первом предложении подлежащее осина, во втором —малина. —Найдите в предложениях сказуемое. В первом предложении сказуемое дерево, во втором — кустарник. - Запишите последние 2 предложения в тетрадь | Приветствуют учителя. Можно объединить второе и третье предложения. В них говорится о растениях. Оба предложения состоят из двух слов. В первом предложении подлежащее осина, во втором —малина. | Личностные: положительно относятся к учению, Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей |
2. Формулирование темы и цели урока | ||
—Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. - А кто знает , что такое тире? - Этот термин пришел в русский язык из французского в 19 веке («tiret», производное от «tirer», то есть тянуть). - Это пунктуационный знак в виде длинной черты, которая разделяет отдельные части предложения. При чтении данный знак отмечается паузой. Знак первоначально назывался «чертой», окончательное его название появилось с начала 1820-х годов благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. | Между подлежащим и сказуемым во втором и третьем предложениях стоит тире. Значит, тема сегодняшнего урока — «Тире между подлежащим и сказуемым». Цель урока: познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
3. Изучение нового материала | ||
— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям. Скажите,словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. В первом предложении подлежащее осина и сказуемое дерево выражены именами существительными. —В каком падеже стоят эти имена существительные? Эти имена существительные стоят в именительном падеже. —Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении. Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже. —Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. Правило повторяется учащимися 2—3 раза. ( в парах) — Прочитайте новый материал в учебнике. Сравните его с нашим выводом. Стр.158 Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Приведите свои примеры на тему «Растения» . А сейчас поработаем в парах. Составьте схему нового правила. Учащиеся обсуждают варианты схем. Выбирают лучший вариант. Оцените себя | Работают с предложениями, записанными на доске и спроецированными через экран. Эти имена существительные стоят в именительном падеже. Во втором предложении подлежащее малина и сказуемое кустарник выражены именами существительными в именительном падеже. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4. Закрепление изученного материала | ||
Упражнение 1 (написано на доске) Земл...ника вкусная жи...кость Манго самая вкусная л...сная ягода К...косовое молоко тр...пическое пл...довое дер...во
—Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание. К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика. —Что в результате должно получиться? В результате должны получиться предложения. —Что надо сделать с составленными предложениями? Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания. После того как работа выполнена и проведена, повторяется изученное правило. Оцените себя | Работают в парах, формулируют задание, формулируют правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
5. Словарно-орфографическая работа. | ||
—Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о растениях. Новое словарное слово тоже будет на эту тему. Это будет загадка для вас. Вы любите загадки? Первая его часть обозначает отличительный знак государства, города, сословия. Вторая часть обозначает меру земельной площади, равную ста квадратным метрам. Третья часть представляет собой мягкий вариант окончания имени прилагательного в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. Назовите это слово. Это слово гербарий. —Скажите, что такое гербарий. Ваш ответ должен соответствовать теме урока. - А где можно использовать гербарии? -Может быть вы тоже делали гербарии? —Посмотрите на карточку со словом гербарии. Pасскажите о его правописании. Слово гербарий состоит uз трех слогов. Второй слог ударный. Непроверяемая 6езударная гласная е,которую надо подчеркнуть и запомнить. — Напишите предложение, раскрывающее лексическое значение слова гербарий. Гербарии — собрание засушенных растении. Какая особенность есть в этом предложении? В этом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, так как они выражены существительными в именительном падеже. Оцените себя |
Проводят словарно – орфографическую работу со словом гербарий. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
6. Закрепление изученного материала (продолжение). | ||
Упражнение 2 (написано на доске) 1.Распустил он свои сильные корни под з...млей, пробился через травы и начал на лугу р...сти. 2.Терн кустарник хитрый, к...рнями размножается. 3.Расчистил землю вокруг, окружил себя подру...ками. 4.Так и отв...евал терн землю для леса и луга. 5.Б...ре...ки белолицые кр...савииы. 6.Осинки милые ш...птуньи. —Прочитайте предложения. Расставьте предложения в такой последовательности , чтобы у вас получился текст. Расставьте знаки препинания. Терн — кустарник хитрый, корнями размножается. Распустил он свои сильные корни под землей, пробился через травы и начал на лугу расти. Расчистил землю вокруг, окружил себя подружками. Березки — белолицые красавицы. Осинки — милые шептуньи. Так и отвоевал терн земли для леса и луга. —Прочитайте составленный текст. Проверьте себя по обазцу. Назовите предложения, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Скажите, почему в них ставится тире. Оцените себя | Работают в парах. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | ||
— С каким новым материалом мы сегодня познакомились? —Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? Ответы учеников. Оценивается работа детей на уроке. | Мы познакомились с постановкой тире между подлежащим и сказуемым. Рассказывают правило. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....