Презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)" 9 класс
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Данная презентация поможет при подготовке к экамену по русскому языку в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya_-_rassuzhdeniya_na_lingvisticheskuyu.pptx | 492.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание. Найдите среди словосочетаний фразеологизмы. Составьте и запишите с ними предложения. Значение фразеологизмов в случае затруднений уточните по фразеологическому словарю русского языка. Медвежья берлога, медвежья услуга; золотые руки, золотые часы; важная деталь, важная птица; выйти из комнаты, выйти из себя; сбивать с толку, сбивать с дерева; белая ворона, белая курица; куры не клюют, птицы не клюют; водой не смоешь, водой не разольешь; собаку покормить, собаку съесть. Задание . Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. Одноклассник без всякого основания, без видимой причины перестал со мной разговаривать. (Ни с того ни с сего) Задание написано совершенно четко, определенно . (Черным по белому) Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось . (Как ни в чём ни бывало) Надо, несмотря ни на что , непременно выполнить это задание. (Во что бы то ни стало ) Много прошло времени с той поры . (Много воды утекло) Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. (С глазу на глаз) Работа с лингвистическим материалом.
Задания. Найдите в тексте сравнения (метафоры, эпитеты, олицетворения и т.д.) и укажите их роль в данном тексте. Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям? (Изучение темы «Русские народные песни») Какие приёмы сатирического изображения (гротеск , гипербола ) используются в произведении? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте? (Изучение «Повести о Шемякином суде») Какие художественные средства(тропы) используются поэтом в словосочетаниях: река раскинулась, течёт, грустит лениво, долго будет родина больна, идут испуганные тучи, вековая тоска?( Изучение темы «Творчество А.Блока » ) Роль изобразительно-выразительных средств
Упражнение. Чтобы понять, какую же роль играют причастия в научном стиле речи, проведем стилистический эксперимент. Прочитайте определения, взятые из школьных учебников. Найдите в них причастия: Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника. Пословица – краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл. Замените самостоятельно причастия глаголами, запишите получившиеся предложения. Сравните получившиеся и данные предложения. Что изменилось? Вывод. Итак , причастия позволяют кратко и точно выразить мысль. А это очень важно для научного стиля. Изучая части речи, обращать внимание на их выразительные возможности, на правильность и уместность употребления.
Так, в 8 классе в связи с изучением темы “Тире между подлежащим и сказуемым” знакомлю учеников с разделительной функцией тире, а при изучении темы “Вводные предложения и вставные конструкции, выделяемые тире” - с выделительной функцией. Даю упражнения, способствующие формированию умений обосновывать постановку тире в письменной форме. Задание . Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире. Объясните постановку или отсутствие тире. Подчеркните грамматические основы предложений и обозначьте части речи, которыми они выражены. Задание. Спишите, вставляя подходящие по смыслу вставные конструкции. Используйте различные знаки препинания. Обоснуйте постановку выделительных тире.
Эту работу проводим в средних классах . Для анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы, так и темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения. Знакомство с композиционной структурой текста-рассуждения.
Определите ключевые слова фразы. Сформулируйте основную мысль. Дайте комментарий к цитате. Определите лингвистический материал. Вспомните теорию. Подберите примеры. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. ( А.Лиханов ) Определите основную мысль высказывания. Прокомментируйте цитату. Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. ( В.Короленко ) Тренировочные задания.
Задание. По заданному тезису составить текст-рассуждение, сохраняя все структурные элементы рассуждения.(В качестве тезиса берётся не только высказывание на лингвистическую тему, но и на любую другую. Например, можно взять пословицу «Друзья познаются в беде ».) Задание : Распределите слова и предложения по следующим группам. Укажите варианты ответа. 1.Языковые средства, связывающие тезис и доказательства. 2.Языковые средства, связывающие доказательства и вывод . А . Почему? Вот почему. Б . Это можно объяснить так. В . Обобщим сказанное. Г . Итак. Таким образом. Д . Следовательно. Е . В итоге мы пришли к выводу. Ж. Это можно доказать таким образом.
1.Ознакомление с критериями . 2.Повторение структуры сочинения-рассуждения . 3.Знакомство учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 4.Создание текста сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. Основные этапы.
тезис – положение, которое надо доказать; аргументы – примеры-доказательства из текста, предложенного для анализа; вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис (без него рассуждение будет незаконченным) С труктура сочинения-рассуждения.
I абзац: вступление . Приведенное высказывание и его комментирование, раскрывающее смысл высказывания. II и III абзацы: 1-й и 2-й аргументы из прочитанного текста, подтверждающие правильность тезиса, и раскрытие их роли в данном тексте. IV абзац: вывод . Возвращение к тезису и выражение согласия с автором. Схема :
В.А . Солоухин: «Эпитеты – одежда слов» . Л . Сухоруков: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» . С. И. Львова: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „ характер ” ». Цитаты
Тематическая группа Какое языковое явление можно взять в качестве аргумента? Пример Синтаксис Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Однородные члены предложения. Вводные слова, обращения. Простые и сложные предложения. Прямая речь, косвенная речь, диалог. Синтаксические конструкции позволяют ясно и четко формулировать мысли. Использованный автором ряд однородных сказуемых (вскочил, побежал, выкрикнул) помогает передать последовательные действия главного героя. Тематические группы
« Алгоритм — это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность ». ( Д.Э.Кнут )
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Клише для вступления:
Для выражения своего отношения к авторской позиции
Клише для аргументации:
Клише для заключения:
Принципы работы с клише:
« Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер ”»,-пишет лингвист С.И.Львова . Не могу не согласиться с автором данного высказывания. Разделительная функция - одна из важнейших функций знаков препинания. В предложении …….. запятая разделяет…. (однородные члены предложения ) , а в предложении…….(части сложного предложения). Не менее важна роль восклицательного знака, который выполняет интонационную функцию. Примером является следующие предложения……. В них передаётся эмоциональное состояние говорящего. Таким образом, нам удалось доказать, что без знаков препинания на письме нельзя обойтись, ведь они выполняют многочисленные функции и помогают понять смысл того, о чём мы пишем. Примерная модель сочинения-рассуждения о пунктуации.
Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте: - нет ли грамматических ошибок; - не нарушена ли связь слов; - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих; - не нарушена ли логика изложения; - правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!) Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста : - найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); - разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания. Перепишите сочинение на чистовик . Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком. Заключительный этап. Проверка.
Такая система работы помогает решить основную задачу - формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка. Это, в свою очередь, позволит учащимся успешно сдать экзамен по русскому языку.
https:// nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/12/18/rekomendatsii-po-napisaniyu-sochineniya-oge-15-1 http:// zelenaoge.blogspot.com/p/151.html https ://infourok.ru/podgotovka_uchaschihsya_9_klassov_k_oge_po_russkomu_yazyku_zadanie_15.1._tablica.- 286918.htm https :// kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/priezientatsiia_gotovimsia_k_oge_sochinieniie_rassuzhdieniie_na_linghvistichiesk http:// lusana.ru/presentation/21399 http:// капканы- егэ.рф / index.php /2013-02-03-10-53-18/sochineniya-2015-goda/1229-komp https:// 4oge.ru/russkij-jazyk/375-temy-sochineniy-151.html Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. Основной государственный экзамен.- Москва: Интеллект-Центр, 2015 Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. - Ростов на Дону: Легион, 2015. Черкасова Л.Н., Попова Е.В. Подготовка к сочинению на ОГЭ.-Москва: Эксмо , 2018. Использованные материалы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)
Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало...
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
Методические материалы...
открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по прочитанному тексту" .Задание 15.3 в ОГЭ. 2018 г.
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ОГЭ» Цели: - расширить и углубить представление обучающихся ...
Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).Конспект урок...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...