Конспект урока для 5 кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Сжатое изложение (по Катаеву)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_szhatoe_izlozhenie_po_skazke_vpkataeva_staryy_pen.docx | 52.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 50-51. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПО СКАЗКЕ В.П.КАТАЕВА «СТАРЫЙ ПЕНЬ»
Цель деятельности учителя | Формировать умения писать сжатое изложение повествовательного характера (базовый уровень), сочинение с включением в него сжатого изложения (повышенный уровень). Развивать умения учащихся работать с текстом; выделять в тексте главную и второстепенную информацию, определять основные композиционные части рассказа, выделять микротемы, составлять простой план. Развивать речевую деятельность учащихся – самостоятельных связных высказываний в устной и письменной речи. Воспитывать интерес к слову, добиваться понимания учащимися, поднятых писателем: осуждение высокомерия. |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия текст, тема, микротема, основная мысль (идея), приемы сжатого текста, тип речи, языковые средства, помогающие автору в создании текста; уметь выбирать заголовок в соответствии с основной мыслью текста, составлять план исходного текста, сохранять в сжатом пересказе художественного текста его типологическую структуру. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности, самостоятельно делать выбор из предлагаемых заданий, осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в практике группового общения, совершенствовать и редактировать собственные тексты. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по по сказкам В.П.Катаева |
Оборудование | Мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари С.И.Ожегова, В.И.Даля, задания для групповой работы, листы само и взаимооценки |
Основные понятия | Текст, тема, микротема, идея, главная и второстепенная информация. Приемы сжатия текста. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Сегодня мы снова отправляемся в сказку (слайд презентации 1 к сказкам В.П.Катаева «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», «Пень»). – Известны ли вам данные сказки? Кто их автор (слайд 2 – В.П.Катаев)? Проблемный вопрос. – Чему учат сказки В.П.Катаева? – Какая из продемонстрированных сказок неизвестна? | Знакомятся с презентацией к сказкам В.П.Катаева. В диалоге с учителем определяют названия сказок. Отвечают на проблемный вопрос: «Чему учат сказки?» Приходят к общему выводу: сказки учат добру. Отвечают на вопрос «Что хорошо и что плохо» | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции Личностные: положительно относятся к учению, стремятся приобретать новые знания. | Листы обратной связи | |||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение, эвристическая беседа. | Недавно мы с вами писали изложение, которое озаглавили «Хитрый заяц». Какое это было изложение по объему? Как мы излагали материал? На уроке мы будем готовится к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень». Работать будем в группах (5 групп), коллективно и индивидуально. Откройте учебники на стр.69, упр. 144. Прочитайте задание к упражнению. Определите цель работы и конечный результат: базовый уровень – написание сжатого изложения, повышенный уровень – письменное сообщение на тему «Гордость – это хорошо или плохо?» | Отвечают на вопросы. Мы писали подробное изложение, по объему соответствующее исходному тексту. Дети вспоминают правила работы в группах (дана памятка). Читают задание учебника. Участвуют в формулировании цели. Каждый (предварительно) определяет для себя, что будет писать: сжатое изложение или сообщение «Гордость – это хорошо или плохо?». | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы. Вопросы для уточнения информации | |||
Первичное чтение рассказа учителем | Чтение текста изложения. Приложение 1. | Прослушивают текст | |||||||
Осмысление текста | Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение должно быть текстом | Учащиеся называют признаки текста.
| Коллективная работа | ||||||
3. Выявление места и причины затруднений | Перечитывание текста учащимися | - О чем этот рассказ, то есть какова его тема? - Какова основная мысль, то есть авторский замысел? | Осуждение гордого пня | Работа в группе | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков | Вопросы для уточнения информации | |||
Словарно-лексическая работа с помощью толкового словаря | - Как бы вы назвали этот рассказ? - Какое название в большей степени отражает основную мысль. | Дети предлагают названия. «Старый пень». «Гордый пень». «Пень-зазнайка». «Ты не царь». | |||||||
- Какое слово в этом тексте является ключевым? | Гордость. Работа с толковыми словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля. Выявление нескольких значений слова гордость.
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | ||||||||
Каким словом можно заменить гордость в значении 4? Какие еще синонимы можно подобрать к слову гордость? ((Гордыня - зазнайство, высокомерие). Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: Гордость – это хорошо или плохо?, включив в сообщение сжатый текст сказки. Для этого надо ответить на вопрос: - Что такое микротема? | |||||||||
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Выделение микротем и составление плана | - Текст делится на абзацы. На доске карточка: Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. Разделите текст на части, озаглавьте их. | Учащиеся читают каждую часть и дают ей название. Выбор оптимального плана. Запись его в тетради. План.
Вывод: В тексте столько микротем, сколько пунктов плана или количество миктротем и пунктов плана в тексте совпадают. На экране проецируются приемы сжатия текста: обобщение исключение упрощение замена прямой речи косвенной. | Работа в группах. Коллективное обсуждение составления планов. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. | Устные ответы | |||
Сделаем вывод. Сколько микротем в тексте? | |||||||||
Знакомство с приемами сжатия текста. | Вам предстоит создать главное – текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна быть краткость. Познакомимся с приемами сжатия текста | ||||||||
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | Составление сжатого пересказа сказки с использованием вышеперечисленных приемов сжатия. | I часть. Грибники вокруг старого пня. -Прочитайте 1 часть. -Какой пень стоял в лесу? –Кто приходил в лес? Зачитайте. Скажите кратко. -Что мы сделали? -Какой прием сжатия здесь использовали?
| В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись и шли дальше. Мы объединили 1 и 2 абзацы. Обобщение В лесу, большой, приходили, кланялись | Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Вопросы для уточнения информации | ||||
II часть. Старый пень возгордился. -Прочитайте 2 часть. -Что значит «возгордиться»? -Что сказал пень деревьям? -Почему деревья должны ему кланяться? -Вся ли информация важна для раскрытия темы? -Какой прием сжатия здесь можно использовать? - Замените прямую речь косвенной.
| Работа с толковым словарём. Возгордиться - стать гордым, хвастаться. Даже люди ему кланяются. Он в лесу самый главный. Можно убрать повторяющуюся информацию. Исключение. Возгордился старый пень и сказал деревьям, что даже люди ему кланяются. Значит, он в лесу самый главный. И вы тоже кланяйтесь. Запись на доске: Возгордился, деревьям, кланяйтесь. | ||||||||
Работа в группах по памятке «Как заменить прямую речь косвенной?» | |||||||||
Ill часть. Молчание деревьев. -Прочитайте 3 часть. -Почему деревья не кланялись пню? Как об это говорит автор? -Что обозначает здесь слово гордой (красоте)? Как вы думаете, можно ли это предложение упростить или оставить его полным. Какое слово необходимо оставить?
-Почему разозлился старый пень? - Важен ли для раскрытия темы 4 абзац?
-Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? -Кто прилетел на молодую берёзу? -Что она прощебетала пню? Замените прямую речь косвенной
Назовите опорные слова. | Деревья молчали в своей гордой осенней красоте. Деревья не унижались, не пресмыкались перед пнем, они вели себя с достоинством. Можно упростить, но обязательно оставить словосочетание гордой (красоте) Упрощение. Запись на доске: Гордой, осенней, красоте. . Деревья ему не кланялись. Да, важен. Нужно заменить прямую речь косвенной. Рассердился старый пень и стал кричать, чтобы кланялись ему и что он царь. Запись на доске: Рассердился Главная. Маленькая быстрая синичка. Прилетела синичка и сказала, что никакой он не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не ему кланяются, а ищут опенки, да и тех не находят. Упрощение Запись на доске: Прилетела, обыкновенный, ищут, опёнки. | ||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием | Составление связного рассказа с использованием приемов сжатия текста | Назовите основные приемы сжатия. Перескажите устно текст с использованием данных приемов или сообщение «Гордость – это хорошо или плохо?» | Слушают, указывают на достоинства и недостатки изложений, сообщений. | Работа в группах. | Личностные: используют новые знания, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают, слушают, извлекая нужную информацию, а также находят её самостоятельно в материалах урока. | ||||
7. Самостоятельная работа | Написание сжатого изложения «Пень-зазнайка» или письменное сообщение «Гордость – это хорошо или плохо?» с включением сжатого изложения. | Осуществляют окончательный выбор, что будут писать: сжатое изложение или сочинение. Примеры работ Приложение 2 и 3. | Индивидуальная работа | Устные ответы | |||||
8. Рефлексия | Само и взаимооценка. Рефлексия с использованием метода неоконченных предложений | Закончи предложения (на выбор 3 Оцените свою работу в группе, используя листы само и взаимооценки. | Сегодня я узнал... Было интересно... Было трудно... Я выполнял задания... Я понял, что... Теперь я могу... Я почувствовал, что... Я приобрёл... Я научился... У меня получилось... Я смог... Я попробую… Каждый заполняет оценочные листы | Коммуникативные: формулируют собственные мысли Регулятивные: оценивают свою работу и работу других членов группы |
Приложение 1
Номер группы ______
Оцените свою работу в группе
Ф. И. | Руководил работой группы | Высказывал важные идеи | Оформлял задания | Выступал с защитой результата | Не принимал участия в работе группы. | |||
в задании №1 Работа над значением слова гордость | в задании №2 Работа над заголовком | в задании №3 Работа над планом | в задании №4 Работа над преобразованием прямой речи в косвенную | |||||
Номер группы ______
Оцените свою работу в группе
Ф. И. | Руководил работой группы | Высказывал важные идеи | Оформлял задания | Выступал с защитой результата | Не принимал участия в работе группы. | |||
в задании №1 Работа над значением слова гордость | в задании №2 Работа над заголовком | в задании №3 Работа над планом | в задании №4 Работа над преобразованием прямой речи в косвенную | |||||
Приложение 2
Физминутка
Физминутка на основе слов из сказки В.П.Катаева «Цветик-семицветик»
Лети, лети лепесток (дети поднимают руки, делают вращательные движения)
Через запад на восток (делают движения руками, показывающие направление сторон света)
Через север, через юг. (делают движения руками, показывающие направление сторон света)
Возвращайся, сделав круг (вращательные движения)
Лишь коснешься ты земли, (достают руками до пальцев ног)
Быть по-моему вели! (делают хлопок руками)
Физминутка используется впервые, поэтому повторяется на уроке несколько раз.
Приложение 3
Правила работы в группе
Выбери нужное правило.
- Работай в группе дружно, помни: вы одна команда или дружная работа не является залогом успеха
- Принимай активное участие в работе, не стой в стороне или можно отсидеться и подождать, когда задание выполнят другие.
- Бойся высказывать своё мнение, вдруг оно неправильное или не бойся высказывать своё мнение.
- Выражай свои мысли громко, чтоб тебя услышали или работай тихо, не старайся всех перекричать, уважай мнение других участников группы
- Думай сам, а не рассчитывай на других или не думай сам, рассчитывай на других.
- Отвечай у доски тихо, важно, чтобы тебя услышал учитель или отвечай у доски громко, чётко, кратко, так как важно, чтобы слышали все.
- В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя
- Помни, что каждый человек имеет право на ошибку или в случае неправильного ответа группы начни искать виноватого.
- Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Приложение 4
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
- Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
- Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
(В. П. Катаев.)
Приложение 5
Гордость – это хорошо или плохо?
- О таком пороке, как зазнайство, высокомерие говорили еще в древние времена, вот, что писал древний комедиограф Менандр (342 до н.э.- 291 до н.э.): « Выше высокомерия нет гнуснее порока» А Лопе де Вега, испанский драматург, сказал так: «Учтивость отомкнет везде расположенье и доверье, глупое высокомерье - ключ к неприязни и вражде».
Вероника Тушнова
Гордым – легче, гордые не плачут
Ни от ран, ни от душевной боли,
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие не молят.
Широко расправлены их плечи,
Не гнетет их зависти короста.
Это правда: гордым в жизни легче –
Только гордым сделаться не просто.
Приложение 6
Три основных способа сжатия текста
Исключение | Обобщение | Упрощение |
|
|
|
Приложение 7
Преобразование прямой речи в косвенную.
Прямая речь | Косвенная речь |
| Лев Николаевич Толстой писал, что все мы на свете друг другу нужны. Мы попросили лесника, чтобы он проводи нас. лесник предложил ребятам, чтобы они ели яблоки. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь. Сидит и приговаривает, чтобы рыбка ловилась. |
Приложение 8
Сжатое изложение.
В лесу стоял большой старый пень. Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и сказал деревьям, что раз люди ему кланяются, значит он главный, поэтому и деревья пню тоже должны кланяться.
Но деревья стояли в безмолвной тишине.
Рассердился старый пень и ну кричать.
Прилетела синичка и сказала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.
Приложение 9
Сочинение
«Гордость – это хорошо или плохо?»
Для меня было откровением, что слово гордость имеет положительное и отрицательное значение.
В сказке В.П.Катаева старый пень возгордился оттого, что все ему кланялись. Объявил себя царем и заставлял кланяться деревья. Но «деревья молча стояли в своей гордой осенней красоте».
Прилетевшая синичка бесстрашно сказала пню, что он никакой не царь, а обыкновенный старый пень. А люди кланяются потому что опенки ищут.
Старый пень здесь – олицетворение высокомерного человека, ставящего себя выше других, а деревья - гордые люди, которые не унижаются, не пресмыкаются перед другими, имеют чувство собственного достоинства.
Мне очень понравилось стихотворение В.Тушновой «Гордым легче…»
Но бывает, что гордость мешает. Вот, например, поссорилась я со своей подругой из-за пустяка, а помириться гордость не позволяет. А зря. Dtm поругаться – дело нехитрое, а ты простить попробуй.
Как легко обидеть человека!
Взял и бросил фразу злее перца…
А потом порой не хватит века
Чтоб вернуть обиженное сердце.
Так что гордость – это хорошо, когда человек имеет чувство собственного достоинства, ни перед кем не унижается. Но вот гордыня – это зазнайство, когда человек ставит себя выше других, не уважает мнения товарищей, это, конечно, плохо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....