Морфемный и словообразовательный разбор
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Морфемный и словообразовательный разбор". Материал содержит также и презентацию к уроку и Приложение с тестовыми заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfemnyy_i_slovoobrazovatelnyy_razbor.docx | 31.32 КБ |
morfemnyy_i_slovoobraz.razbor.pptx | 1.19 МБ |
prilozhenie_k_uroku_test.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
учителя МКОУ Таловской СОШ Грачевой Г.А.
1. Предмет. Русский язык
2. Класс. 6 «Б»
3. Автор УМК. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
4. Тема урока. Морфемика и словообразование
5. Тип урока. Комбинированный
6. Цели и задачи урока. 1. Познавательная: повторить и углубить знания о морфемном и словообразовательном разборе слова, порядке их выполнения; выявить отличие словообразовательного разбора от морфемного.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
7. Планируемые результаты. Предметные УУД: Знать: порядок морфемного и словообразовательного разбора.
Уметь: производить морфемный и словообразовательный разбор слова, применять знания при выборе орфограмм.
Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
8. Основные понятия: морфемика, словообразование, морфема, суффикс, корень, окончание, приставка, постфикс, словообразовательная цепочка, орфограмма.
План самопрезентации:
- Имя.
- Место в слове.
- Значение.
- Деятельность.
- Примеры.
План самопрезентации:
- Имя.
- Место в слове.
- Значение.
- Деятельность.
- Примеры.
План самопрезентации:
- Имя.
- Место в слове.
- Значение.
- Деятельность.
- Примеры.
План самопрезентации:
- Имя.
- Место в слове.
- Значение.
- Деятельность.
- Примеры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Дорогой внук, здесь хранится секрет успеха любого твоего начинания.
Выполни задания и открой сундук. В нём ты найдёшь те самые знания, которые необходимы для успеха в любом деле.
С л о в о о б р а з о в а н и е Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
Что общего между изображениями? столица стол
Тридцатое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор.
Каждый день ж… вите так, как будто вы взб … раетесь на гору. Мим…лётный взгляд на в… ршину напоминает вам о вашей цели. Но н… блюдайте мног …численные кр …сивые виды, которые открывают(?) ся вашему взору на каждом перевал… . Гарольд Мэлчарт
Каждый день ж и вите так, как будто вы взб и раетесь на гору. Мим о лётный взгляд на в е ршину напоминает вам о вашей цели. Но н а блюдайте мног о численные кр а сивые виды, которые открываю тся вашему взору на каждом перевал е . Гарольд Мэлчарт
Выборы в городе «Морфемика»
Морфемный разбор Словообразовательный разбор бесшумный Бесшумный шумный (прист.) шум ( суф .)
Облачность, подгруппа, наушник, спецкор, правдивый, санчасть, паровоз, выход, москвич, подоконник, ванная, засмеяться, сталевар.
¬ ^ Подгруппа Наушник Подоконник Засмеяться Облачность Наушник Правдивый Выход Москвич Подоконник Спецкор Санчасть Паровоз Сталевар
Собери слово Корень извлечь из начинки не сложно, Приставка в сосуде хранится надёжно, Суффикс в черчении ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.
Тест
Выбери верное для тебя утверждение Я понял материал и готов объяснить его другу. Я понял материал, но объяснить другу затрудняюсь. Мне необходимо ещё поработать над материалом.
Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Морфемика. Словообразование»
Предварительный просмотр:
1 вариант
Часть А
A1. Что такое морфема?
1) самостоятельная часть речи
2) наименьшая значимая часть слова
3) неизменяемая часть слова
4) корень слова
А2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?
1) приставка
2) суффикс
3) корень
4) окончание
А3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные:
1) вода, водитель, водный
2) лес, лесной, лесник
3) гора, горный, гореть
4) вести, приведёт, привет
А4. В каком слове нет окончания?
1) тишь
2) озноб
3) выстрел
4) наугад
А5. Слова какого ряда имеют две приставки?
1) предпосылка, предсказание, предубеждение
2) предрассветный, преподнести, преувеличить
3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть
4) предъюбилейный, предполагать, предугадать
Часть В. Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов. (3)Под лучами солнца блестят разноцветные искорки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.
В1. Выпишите слово, состоящее из двух корней.
В2. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.
Часть С
1.Какова тема текста? Озаглавьте текст.
2. Какова основная мысль текста?
3. Каким настроением проникнут текст?
4. Выпишите примеры эпитетов.
2 вариант
Часть А
A1. Какие части слова служат для образования новых слов?
1) корень и окончание
2) корень и суффикс
3) суффикс и приставка
4) приставка и окончание
А2. Какие морфемы входят в основу слова?
1) приставка, корень, суффикс
2) корень, окончание
3) суффикс, окончание, корень
4) приставка, суффикс, окончание
А3. Укажите слово с нулевым окончанием
1) тетрадь
2) тетрадка
3) поставили
4) сном
А4. Слова какой части речи не имеют окончания?
1) глагола
2) наречия
3) существительного
4) прилагательного
А5. Слова какого ряда имеют два суффикса?
1)обидчик, законный, придумал
2) услышал, питание, задержал
3) обещание, выдернул, розовый
4) отцовский, прорежет, усидчивый
Часть В
Прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)Рябину называют осенней красавицей. (2)Она не боится холода, а её ягоды становятся сладкими от мороза. (3)Рябина — полезная ягода. (4)Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц, а птицы истребляют вредоносных насекомых.
(По Н. Анучину)
В1. Выпишите слово, состоящие из двух корней.
В2. Выпишите из предложения № 4 слово, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.
Часть С
1. Какова тема текста? Озаглавьте текст.
2. Определите основную мысль текста.
3. Каким настроением проникнут текст?
4. Выпишите из текста олицетворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Морфемный и словообразовательный разбор" в 6 классе
Для проведения урока использован дифференцированный материал с учетом национально-регионального компонента....
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Морфемный и словообразовательный разбор слов"...
Презентация к уроку русского языка "Морфемный и словообразовательный разбор слова"
Данный урок является одним из заключительных в теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова». Эта тема значима в курсе школьного предмета "Русский язык", поэтому систематизации и об...
урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы
2 четверть. Урок 45. Морфемный и словообразовательный разборы...
урок по русскому языку 6 класс Морфемный и словообразовательный разборы
Презентация к уроку 45. Тема: Морфемный и словообразовательный разборы...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"
Конспект урока посвящен теме "Морфемный и словообразоватлеьный разбор". Тема изучается в рамках повторения материала за 6 класс. Цели урока: повторить, что такое морфемы, какие морфемы сущес...
Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения
Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....