Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Программа факультативного курса по русскому языку для 7 класса « Язык мой – друг мой» | |||
Составила Непомнящая Татьяна Анатольевна | |||
Пояснительная записка | |||
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 7 класса. | Данный факультатив позволит им не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. | На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками. | На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. |
Цель курса: | формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса. | ||
Задачи: | -повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы, | ||
- расширить и углубить полученные ранее знания; | |||
- систематизировать и обобщить полученные знания; | |||
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком; | |||
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся. | |||
Формы работы: | сочетание индивидуальной и групповой форм работы. | ||
Содержание программы. | Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал. | ||
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. | |||
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова. | |||
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы. | |||
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. | |||
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. | |||
Программа состоит из 4 разделов: | |||
1. Дорога к письменности - 1час. | 2. Фонетика. Орфография. - 13 часов. | 3. Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов. | 4. Морфология -7 часов. |
Основные методы и приёмы работы: | |||
- работа с тестами; | - беседа; | - различные виды грамматического разбора; | - работа с таблицами, схемами, алгоритмами; |
- объяснение учителя; | - создание проблемной ситуации; | - лекция; | - анализ текстов различных стилей и типов; |
- работа по карточкам; | - создание таблиц, схем, алгоритмов; | - обсуждение, диалог; | - написание и редактирование орфографических диктантов; |
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки. | |||
По окончании курса учащиеся должны уметь: | |||
- находить в словах изученные орфограммы, | - обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, | - находить и исправлять орфографические ошибки; | - правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами. |
Календарно-тематическое планирование | |||
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятия |
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. | 1 | Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы? |
2. | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. | 1 | «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. |
3. | Тайна фонемы. | 1 | Смыслоразличительная роль звуков. |
Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). | |||
4. | Ударение под гласной может сделать букву ясной. | 2 | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. |
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. | |||
5. | Коварные словарные слова. | 2 | Словарная работа со словами. Знакомство со словом. Составление словосочетаний с данным словом. Составление предложений с данным словом. Нахождение данного слова в тексте. |
Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). | |||
6. | Орфографический словарь – наш главный помощник. | 1 | Работа со словарем. |
7. | Проверь себя. Тест №1. | 1 | |
8. | Опасные согласные. | 1 | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. |
9. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1 | Различение звонких/глухих. Тренировочные упражнения. |
10. | Старые знакомые Ъ и Ь | 1 | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. |
11. | Большие и маленькие (правописание имен собственных) | 1 | Работа по карточкам. |
12. | Слитно, раздельно, через дефис. | 3 | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. |
Правописание НЕ с разными частями речи. | |||
Слитное написание приставки НЕДО- со словами. | |||
13. | Сколько писать: одну или две? | 2 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е). |
14. | Как справиться со сложными словами? | 1 | Способы образования сложных слов. |
15. | Решение орфографических задач. | 1 | |
16. | Проверь себя. Тест №2. | 1 | |
17. | История образования и написания числительных | 1 | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». |
18. | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1 | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом |
19. | Орфографические головоломки. | 1 | |
20. | Приставки труженицы (классификация приставок) | 2 | Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. |
21. | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 1 | Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. |
22. | Кто командует корнями? | 1 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, |
-плов-, -мок-). | |||
23. | Проверь себя. Тест №3. | 1 | |
24. | Суффиксы - большие молодцы. | 1 | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. |
25. | Волшебный клубок орфограмм. | 1 | |
26. | Путешествие в страну русского языка. | 1 | Работа с текстом. |
27. | Проверь себя. Тест №4. | 1 | Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы) |
28. | Значение орфографии. | 1 | Обобщение принципов орфографии. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
. | 55 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса « Язык мой – друг мой»
Программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса « Язык мой – друг мой» Программу разработала учитель ру...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...