Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ковалева Елена Леонидовна

Разработка урока по теме "Сложные предложения с разными видами связи" поможет учителю составить урок, ориентированный не только на развитие познавательных способностей учащихся, но и на развитие коммуникативных умений. Материал, представленный в методической разработке, будет интересен как учителю, так детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx31.76 КБ
Office presentation icon sp_s_raznymi_vidami_svyazi.ppt950 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Сочетание знаков препинания на границе простых предложений в составе сложного.

 Цель: углубить представления учащихся о структуре сложных  предложений с различными видами связи.

Задачи:

образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; вся эта работа проводится в сочетании с повторением к экзамену.

развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

воспитательные: воспитывать силу воли, силу характера в достижении своих целей.

Оборудование: раздаточный материал, тестовые задания.

Ход урока

  1. Создание настроя на урок.

Учитель: Доброе утро, ребята. Рада приветствовать вас сегодня на уроке. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на этот слайд (корабль+море)?

Ответ: Корабль, плывущий по волнам, символизирует человека, который готов идти навстречу жизни, не страшась преград на своём пути.

 Учитель: Мы, подобно кораблю, продолжаем свой путь по волнам синтаксиса)

Учитель: мы сегодня продолжаем говорить о сложных предложениях с разными видами связи.

Учитель: Сформулируем цель урока:

Ответ: закрепление и углубление знаний о структуре сложных  предложений с разными видами связи, употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях (запись даты, темы в тетрадях и на доске)

Учитель: Выполним задание на след.слайде. Как вы понимаете высказывание французской писательницы? Прокомментируйте орфограммы в приставках. Объясните написание н, нн в слове. Сколько грамматических основ в предложении? Выделите грамматические основы предложений. Укажите вид связи в предложении (бессоюзная связь и подчинение).

Учитель: Обратимся к следующему слайду.

Задание: I. Выразительно прочитайте текст (оцените по критериям: 1.соответствует ли интонация пунктуационному оформлению текста; 2. Соответствует ли темп чтения коммуникативной задаче),

II. Объясните выбор Н, НН в словах,

III. Найдите в предложениях три словосочетания с разными видами связи.

IV. Выпишите последнее предложение, расставьте знаки препинания.

V. Охарактеризуйте последнее предложение. Вид связи.

Учитель: С каком проблемой столкнулись? Какой проблемный вопрос урока сформулируете?

Ответ: В каком случае ставится запятая в сложном предложении на стыке союзов?

Учитель: Допишем тему урока (запись темы урока в тетради и на доске) – Сочетание знаков препинания

Учитель: сравните два предложения. В чём разница?

1) Алексей пробыл недолго в Севастополе; он пережил шторм, и, когда рассказывал о морской жизни, это не было впечатлениями туриста.

2) Алексей пробыл недолго в Севастополе; он пережил шторм, и когда рассказывал о морской жизни, то это не было впечатлениями туриста.

1) Я думаю, что если ты будешь стараться, то тебя возьмут на корабль юнгой.

2) Я думаю, что, если ты будешь стараться, тебя возьмут на корабль юнгой.

Вывод: между двумя союзами будем ставить запятую в том случае, если употребляется вторая часть парного союза.

Учитель: Обратимся к теории. Ознакомьтесь с теорией и сопоставьте с ней наш вывод. Работа с приложением № 1.

Учитель: Представьте правило в виде схемы. Проверка. (у доски 1 чел.)

Учитель: Вернёмся к нашему предложению и расставим знаки препинания.

Учитель: Выполним задания, представленные на слайде

Учитель: Теперь я предлагаю поработать в группах. (6 групп по 4 человека) Раздаточный материал. Задание: выразительно прочитайте, определить стиль текста (доказать+ИВС), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи, с сочетаниями союзов на стыке предложений. (Работают сам-но в распечатках).

1 группа

 Внимательно  наклоняясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось уже ничего  взрослого, - глазами ребенка.  Всё,  чего она  ждала так  долго  и

горячо,  делалось там - на краю  света. Она  видела в стране  далёких пучин подводный холм; от поверхности  его струились вверх вьющиеся растения; среди их круглых листьев,  пронизанных  у края стеблем, сияли  причудливые  цветы. Верхние листья блестели на поверхности океана; тот, кто ничего не знал,  как знала Ассоль, видел лишь трепет и блеск.

 2 группа Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился  по самой середине зари. Из этой  дали он  был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье,  он пылал, как вино, роза,  кровь, уста, алый бархат  и пунцовый огонь.  Корабль шёл  прямо к Ассоль.  Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; взошло солнце, и, когда девушка встала и прижала  руки к груди, яркая полнота  утра  сдернула покровы  с всего,  что ещё нежилось, потягиваясь на сонной земле.

3 группа

Вы видите, как тесно сплетены  здесь судьба,  воля и  свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.

4 группа

Старик заранее решил, что уйдёт далеко от берега; он оставил позади себя запахи земли и грёб прямо в свежее утреннее дыхание океана. Проплывая над той его частью, которую рыбаки прозвали «великим колодцем», он видел, как светятся в глубине водоросли. Дно в этом месте круто опускается на целых семьсот морских саженей, и здесь собираются всевозможные рыбы, потому что течение, натолкнувшись на крутые откосы океанского дна, образует водоворот. 

   Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, то ничего поделаешь, такова уж её природа

5 группа Между тем луна начала одеваться тучами и, едва на море поднялся туман, сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шёл так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесёт; но, видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с какой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел.

6 группа

А кроме того, мы с отцом так хотели поскорее уехать из города, что смирились бы вообще с чем угодно. Отец снял на побережье Средиземного моря большую уединенную и восхитительную белую виллу, и едва мы стали мечтать о ней, настали первые жаркие дни июня. Вилла стояла на мысу, высоко над морем, скрытая от дороги сосновой рощей; козья тропа сбегала вниз к маленькой золотистой бухте, где среди рыжих скал плескалось море. Первые дни были ослепительны. Разомлевшие от жары, мы часами лежали на пляже и мало-помалу покрывались золотистым здоровым загаром — только у Эльзы кожа покраснела и облезала, причиняя ей ужасные мучения.

Учитель: вопросы группам: 1. Какая тема объединяет все тексты, представленные в текстах? (тема моря), 2. С текстами из каких произведений и какого автора вам пришлось поработать? 3. К какому стилю относятся? Докажите (1 группа). Спрашиваю по 1 чел. от группы о постановке ЗП в предложении.

Учитель: Таким образом, мы с вами сегодня решили ещё одну проблему, связанную с постановкой ЗП в СП на стыке союзов.

Учитель: Дорогие ребята, впереди вас ждёт экзаменационная пора – это испытания, которые вы должны с достоинством пройти. Какие необходимо иметь черты характера, чтобы преодолеть препятствия на своём пути и достичь поставленных целей?

Ответ: силой, терпением….

Учитель: Лейтмотивом текстов, с которыми мы работали сегодня на уроке, является тема моря. Это неслучайно. Ведь силой, терпением, смелостью, мужеством, умением справляться с любыми трудностями обладают люди морских специальностей.

Учитель: Для этого ещё необходимо выработать СИЛУ ДУХА, которая поможет справиться с любыми трудностями

Домашнее задание: Выполнить работу в формате ОГЭ задание 15.3. Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из текста художественной литературы, а второй  из Вашего жизненного опыта 

Учитель: На слайде представлены афоризмы. Выберете и запишите себе афоризм, который ближе вам.

И пусть ваш корабль смело и уверенно идёт навстречу новым событиям, новым свершениям. Пусть удача сопутствует вам на этом пути!

        

Учитель: Чтобы оценить свою деятельность сегодня на уроке, вам предложены распечатки с самооценкой.

Приложение № 1

Запятая на стыке двух союзов

1. При последовательном подчинении одна придаточная часть сложноподчиненного предложения может оказаться внутри другой, и тогда произойдет «встреча» двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова: Я думаю, что, когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М. Г.) — запятая разделяет подчинительные союзы; Горничная была сирота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Л. Т.) — запятая разделяет союзное слово и подчинительный союз. Основанием для такой пунктуации служит то обстоятельство, что вторую придаточную часть можно изъять из текста или переставить в другое место — в конец сложноподчиненного предложения.

Однако не всегда такая несложная операция может быть проделана. Сопоставим два предложения с почти совпадающим лексическим составом, но с небольшим добавлением во втором из них: Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне; Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне — добавлена вторая часть двойного союза если…то. В первом предложении (между рядом стоящими подчинительными союзами стоит запятая) вторую придаточную часть можно изъять или переставить в другое место без нарушения структуры предложения. Во втором предложении этого сделать нельзя, так как с изъятием или перестановкой второй придаточной части рядом окажутся слова что…то, а такое соседство нарушает стилистические нормы литературного языка. Ср. также: Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Ф.); Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.).

Таким образом, при «встрече» двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие второй придаточной части не требует перестройки главной части (практически — если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так или но, наличие которой требует такой перестройки), и не ставится, если дальше следует указанная вторая часть двойного союза.

При «встрече» соединительного союза И и подчинительного союза возможны следующие случаи:

1) запятая ставится только перед союзом и (независимо от того, соединяет ли он однородные члены предложения, самостоятельные предложения или соподчиненные придаточные части), если после придаточной части следует вторая часть двойного союза (то, как или но); в этом случае союз и присоединяет целое сложноподчиненное предложение: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх (Ч.) — союз и соединяет однородные члены предложения; Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение (Пауст.) — союз и соединяет простые предложения; Врач сказал, что больному нужен покой, и если мы не хотим тревожить его, то должны выйти из палаты; Выясните, пожалуйста, прочитал ли рецензент рукопись, и если прочитал, то каково его мнение о ней — союз и соединяет соподчиненные придаточные части;

2) запятая ставится только после союза и, если он соединяет два однородных члена предложения или две соподчиненные придаточные части, причём дальше не следует вторая часть двойного союза: Он думал удивить её своею щедростью, но она даже бровью не повела и, когда он от неё отвернулся, презрительно скорчила свои стиснутые губы (Т.); По-видимому, своим словам придавал он не малое значение и, чтобы усугубить им цену, старался произносить их врастяжку (Ч.); Выяснилось, что рукопись окончательно ещё не отредактирована и, пока не будет проведена дополнительная работа над нею, сдавать её в набор нельзя;

3) запятая ставится и перед союзом и, и после него, если союз соединяет два простых предложения (причем после придаточной части не следует вторая часть двойного союза): Крепкий был человек Гуляев, и, когда он вернулся на Урал, за ним тянулась блестящая слава миллионера (М.‑С.); Почему-то про него говорили, что он прекрасный художник, и, когда у него умерла мать, бабушка отправила его в Москву, в Комиссаровское училище (Ч.); Этот новорождённый барин особенно раздражал Самгина, и, если б Клим Иванович был способен ненавидеть, он ненавидел бы его (М. Г.); В голове стало легче, яснее, всё как-то сгустилось, и, пока в голове происходило это сгущение, на улице тоже стало тише (М. Г.); Спокойно-красивую Елизавету Михайловну она разглядывала большими умилёнными глазами, и, когда та ласкала её мягкой и нежной рукой, у неё сладко замирало сердце (С.-Ц.); Лиза пошла безлюдной площадью, и, когда ноги её стали тяжело срываться с круглых лысин булыжника, она вспомнила, как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным (Фед.); Резвый ветер с моря надул парусами, когда солнце взошло, а городские стены остались за кормою последнего струга, громкая песня разлилась над простором Волги (Зл.); А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.); На поворотах нарту бросало к берегам, и, чтобы она не разбилась об острые камни, торчащие из-под снега, Алитет отталкивался ногами (Сем.).

Приложение № 2

1 группа

Задание: выразительно прочитайте, определите стиль текста (доказать), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи.

 Внимательно  наклоняясь к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось уже ничего  взрослого,  -- глазами ребенка.  Все,  чего она  ждала так  долго  и

горячо,  делалось там -- на краю  света. Она  видела в стране  далеких пучин подводный холм; от поверхности  его струились вверх вьющиеся растения; среди их круглых листьев,  пронизанных  у края стеблем, сияли  причудливые  цветы. Верхние листья блестели на поверхности океана; тот, кто ничего не знал,  как знала Ассоль, видел лишь трепет и блеск.

 

2 группа

Задание: выразительно прочитайте, определите стиль текста (доказать), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи, с союзами на стыке предложений.

Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился  по самой середине зари. Из этой  дали он  был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье,  он пылал, как вино, роза,  кровь, уста, алый бархат  и пунцовый огонь.  Корабль шёл  прямо к Ассоль.  Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; взошло солнце, и когда девушка встала и прижала  руки к груди яркая полнота  утра  сдёрнула покровы  с всего,  что ещё нежилось, потягиваясь на сонной земле.

3 группа

Задание: выразительно прочитайте, определите стиль текста (доказать), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи, с союзами на стыке предложений.

Вы видите, как тесно сплетены  здесь судьба,  воля и  свойство характеров; я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения - чуда сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.

4 группа

Задание: выразительно прочитайте, определите стиль текста (доказать), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи.

Старик заранее решил, что уйдёт далеко от берега; он оставил позади себя запахи земли и грёб прямо в свежее утреннее дыхание океана. Проплывая над той его частью, которую рыбаки прозвали «великим колодцем», он видел, как светятся в глубине водоросли. Дно в этом месте круто опускается на целых семьсот морских саженей, и здесь собираются всевозможные рыбы, потому что течение, натолкнувшись на крутые откосы океанского дна, образует водоворот.

   Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки то ничего поделаешь, такова уж её природа.

5 группа

Задание: выразительно прочитайте, определите стиль текста (доказать), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи.

Между тем луна начала одеваться тучами, и едва на море поднялся туман сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шёл так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесёт; но, видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с какой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел.

6 группа

Задание: выразительно прочитайте, определите стиль текста (доказать), автора, название произведения, зачитать сложные предложения с разными видами связи.

А кроме того, мы с отцом так хотели поскорее уехать из города, что смирились бы вообще с чем угодно. Отец снял на побережье Средиземного моря большую уединённую и восхитительную белую виллу, и едва мы стали мечтать о ней, настали первые жаркие дни июня. Вилла стояла на мысу, высоко над морем, скрытая от дороги сосновой рощей; козья тропа сбегала вниз к маленькой золотистой бухте, где среди рыжих скал плескалось море. Первые дни были ослепительны. Разомлевшие от жары, мы часами лежали на пляже и мало-помалу покрывались золотистым здоровым загаром — только у Эльзы кожа покраснела и облезала, причиняя ей ужасные мучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сочетание знаков препинания 9 класс

Слайд 3

Вид моря производит всегда глубокое впечатление; оно — воплощение того бесконечного, которое непрестанно привлекает мысль и в котором она непрестанно теряется. Анна-Луиза Жермена де Сталь Бессоюзная связь и подчинение

Слайд 4

Корабль шёл прямо на зрителя. Гребень вала распласта(н,нн)ый корабельным килем напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух; паруса тума(н,нн)о видимые из-за бакборта* и выше бугшприта* полные неистовой силы шторма валились всей громадой назад, чтобы перейдя вал выпрямиться а когда они склонялись над бездной то мчали судно к новым лавинам. *бакбОрт - левая сторона корабля *бугшпрИт - наклонённая вперёд над носом судна мачта

Слайд 5

Алексей пробыл недолго в Севастополе; он пережил шторм, и, когда рассказывал о морской жизни, это не было впечатлениями туриста. Алексей пробыл недолго в Севастополе; он пережил шторм, и когда рассказывал о морской жизни, то это не было впечатлениями туриста.

Слайд 6

Я думаю, что если ты будешь стараться, то тебя возьмут на корабль юнгой. Я думаю, что, если ты будешь стараться, тебя возьмут на корабль юнгой.

Слайд 7

Корабль шёл прямо на зрителя. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух; паруса, туманно видимые из-за бакборта* и выше бугшприта*, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а когда они склонялись над бездной, то мчали судно к новым лавинам. *бакборт - левая сторона корабля *бугшприт - наклонённая вперёд над носом судна мачта

Слайд 8

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я думаю (1) что (2) когда заключённые увидят лестницу (3) ведущую на палубу корабля (4) то многие захотят бежать. 1) 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 4 Ответ: 2

Слайд 9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 3, 4, 5 3) 1, 4, 5 4) 2, 3, 4, 5 Ответ: 3

Слайд 10

1) Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; взошло солнце, и , когда девушка встала и прижала руки к груди, яркая полнота утра сдёрнула покровы с всего, что ещё нежилось, потягиваясь на сонной земле. 2) Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но , когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. 3) Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, то ничего поделаешь, такова уж её природа. 4) Между тем луна начала одеваться тучами, и , едва на море поднялся туман, сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. 5) Отец снял на побережье Средиземного моря большую уединённую и восхитительную белую виллу, и едва мы стали мечтать о ней, настали первые жаркие дни июня .

Слайд 11

Жизнь – это как волны в море. Одна несёт вверх, другая вниз. Франсуаза Саган, "Немного солнца в холодной воде" Когда так много позади всего, в особенности — горя, поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд, высадись у моря. Иосиф Бродский Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся. Эрнест Хемингуэй, "Старик и море" Вы не сможете пересечь море, просто стоя и вглядываясь в воду. Не тратьте время на напрасные желания. Рабиндранат Тагор

Слайд 12

Удачного пути !

Слайд 13

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я попробую… У меня получилось… Я смог… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...