Конспект урока 5 класс:Типы речи.Повествование.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тип речи "Повествование"изучается на материале текста"Музыкальная шкатулка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типы речи.Повествование. | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока. Русский язык, 5 класс.
Тема Типы речи. Повествование.
Выборочное изложение «Музыкальная шкатулка».
Цель познакомить со структурой текста-повествования;
формировать умение определять ведущий тип речи;
развивать навык составления простого плана текста
с последующим пересказом;
формировать понятие о нравственных ценностях –
уважение к истории, к памяти о прошлом;
воспитывать художественно-эстетические чувства.
Знать типы речи, признаки типа речи повествование;
Уметь определять тип речи повествование, составлять план текста,
излагать текст выборочно по составленному плану;
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Цели урока.
- Актуализация опорных знаний (опрос по теме «Текст»).
- Что такое текст?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
- Для чего нужен план текста?
- Работа по теме урока.
- Чтение текстов.
Перед нами 3 текста, давайте их прочтём и попробуем выяснить, чем же они отличаются друг от друга.
ТЕКСТ № 1.
Красивая декоративная шкатулка предназначена для хранения женских украшений. Выполнена в русском народном стиле из дерева бука с использованием отделки резьба по дереву. Удобная крышка легко открывается, надёжно держится в вертикальном положении, её можно использовать как подставку для зеркала.
ТЕКСТ № 2.
Перед нами маленькая шкатулка. Какой от неё прок, для чего она нужна? Она такая миниатюрная, что, на первый взгляд, в неё ничего не войдёт.
Но это не так. На самом деле она очень практичная. В ней очень удобно хранить украшения: колечки, серьги, цепочки. Всё находится в порядке, а сама шкатулка занимает мало места.
ТЕКСТ № 3.
Упражнение № 275. ( К.Г.Паустовский)
- Анализ структуры текстов при помощи схем.
Рассмотрите схемы-структуры текстов разных типов речи и определите типы речи прочитанных текстов.
СХЕМА построения текста-повествования:
1.Сообщение о месте и времени действия.
2.Сообщение о действующем лице.
3.Действия, их порядок и особенности.
4.Указание на завершения действия.
5.Вывод.
Тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ можно определить по вопросам:
Что произошло? Кто? Что? Когда? Где? Как?
СХЕМА построения текста-описания.
1.Представление объекта речи.
2.Признаки объекта речи.
3.Заключение, вывод (намечен автором и делается читателем).
Тип речи ОПИСАНИЕ можно определить по вопросам:
Какой? Как выглядит?
СХЕМА построения текста-рассуждения.
1.Вступление.
2.Тезис (основная мысль, утверждение, которое будет
доказываться).
3.Аргументы (доказательства, доводы, мотивы, обоснования).
4.вывод (итог, к которому пришёл автор).
Тип речи РАССУЖДЕНИЕ можно определить по вопросу:
Зачем это необходимо?
ВЫВОД: Текст № 1 – описание шкатулки;
Текст № 2 – рассуждение о назначении шкатулки;
Текст № 3 – повествование с элементом описания о находке шкатулки.
3.Лексическая работа.
Попробуйте объяснить значение слов
ОПИСАНИЕ – словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо. (словарь)
РАССУЖДЕНИЕ – логически последовательный ряд суждений на какую-либо тему. (словарь)
ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о действиях, поступках, событиях. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. (словарь)
Давайте сравним наше объяснение с информацией из толкового
словаря.
Подберите к слову «ПОВЕСТВОВАТЬ» слова, близкие по значению. (рассказывать, говорить, сообщать, излагать, вещать).
4.Анализ текста «Музыкальная шкатулка» упр.275.
- Прочитайте текст выразительно.
- Определите тип речи. Докажите по схеме или самостоятельно.
- Встретились ли трудные слова?
- Объясните орфограммы.
- Объясните пунктограммы.
- Озаглавьте текст.
- Сколько в тексте абзацев (микротем)?
- Что мы узнаём из каждой части?
- Слова какой части речи выделены жирным шрифтом? Почему?
- Составьте план текста.
Примерный план текста. (Обратитесь к памятке)
- Старые вещи пылились на чердаке.
- Находка.
- Медная стрекоза, бабочка или жук.
- Музыкальная шкатулка была испорчена.
- Переливающийся звон.
- Шкатулка проснулась.
- Таинственный звон.
- Шкатулка замолчала.
- Отбор материала для выборочного изложения.
- Первичный пересказ.
5.Беседа на выявление понимания и восприятия текста.
- Как вы думаете, почему старые вещи пылились на чердаке?
- Почему их не выбросили?
- Что остаётся на земле после каждого человека?
- Нужно ли хранить прошлое?
- Легко ли нам будет жить, если мы не будем знать нашего прошлого, прошлого наших близких, нашей страны?
6. Работа над художественным пересказом текста по плану.
- Пересказ текста по частям.
- Пересказ текста полностью.
- Пересказ текста выборочно с 5 по 8 пункт плана. (Обратитесь к памятке)
IV. Написание выборочного изложения «Музыкальная шкатулка».
Памятка «Как составлять план текста»
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
- Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и главную мысль текста.
- Воспроизведите текст по составленному плану.
Памятка «Как готовиться к выборочному изложению»
- Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
- Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой.
- Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки.
- Определите, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
- Определите, какой стиль вы будете использовать.
- Составьте план.
- Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения; какие слова и предложения использовать.
- Напишите черновик выборочного изложения, проверьте, внесите исправления, перепишите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"
Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....
Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Повествование"
Материал содержит конспект урока....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"
Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании, как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с художественным стилем;- р...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»
Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....
Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5
Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....
Урок развития речи. Повествование как тип речи. Рассказ
Урок развития речи. Повествование.Особенности композиции рассказа....
- Мне нравится (2)