Урок русского языка в 8 классе по теме «Вводные слова и знаки препинания при них"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Вводные слова и знаки препинания при них»
Цели урока:
- продолжить формирование представления о вводности как грамматической категории;
- формировать умение различать значения вводных слов, отличать вводные слова от слов, похожих них;
- вырабатывать пунктуационные навыки учащихся;
- формировать умение определять строение предложений и строить предложения, разные по синтаксической структуре.
Технологии: исследовательские, групповые, игровые технологии
Оборудование:
- опорные схемы;
- раздаточный материал;
- презентация;
- компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного о вводных словах.
Проверка теоретических сведений
Используя вводные слова, указывающие на порядок мыслей, рассказажите о вводных словах.
(Вводные слова – это специальные слова и словосочетания, которые:
1) выражают отношение говорящего к сообщению;
2) они не связаны с другими словами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью;
3) не являются членами предложения;
4) выделяются в устной речи интонацией, а на письме запятыми).
3. Проверка домашней работы. Приложение 1
- Замените стилистически нейтральным синонимом разговорное слово «неказистая» - (некрасивая, непривлекательная)
- Найдите устаревшие слова и определите их лексическое значение.
Сюртук – двубортный длиннополый мужской пиджак в талию
Шлафрок – домашний халат
Таратайка – повозка
- Какие вводные слова использованы в тексте?
( по выражению одного автора, по его мнению - источник сообщения; естественно, разумеется - выражают уверенность автора в сообщении )
- Дайте характеристику предложению, данному для синтаксического разбора:
Она, по его мнению, подобна ржавчине, разъедающей волю и здоровье.
(Повест., невоскл., простое, двусост., распрост., осложнено вводным словом и причастным оборотом).
4. Словарный диктант.
Определите, вводные слова каких групп вошли в диктант, поставьте не запятую, а точку с запятой там, где кончаются слова одной группы и начинаются слова другой группы:
Конечно, бесспорно, несомненно, кажется, вероятно, очевидно, по - видимому, подлинно, полагаю, должно быть; по - моему, по - вашему, по вашему мнению, по преданию, по словам старожилов; поверьте, видите ли, извините, пожалуйста.
(В словарном диктанте употреблены вводные слова трёх групп: вводные слова, выражающие различную степень уверенности, источник сообщения, обращения к собеседнику).
- Слова каких частей речи используются в роли вводных слов?
(В роли вводных слов используются наречия, имена существительные, глаголы).
- Каким правилам правописания подчиняются вводные слова?
(Они подчиняются тем же правилам).
Одни и те же слова могут употребляться как вводные слова и как члены предложения. Какая проблема встаёт перед тем, кто пишет?
(Различать слова: являются они вводными словами или членами предложения.)
5. Различение вводных слов и слов, похожих на них.
Раздаточный материал №1 ( по группам ) Приложение 2
Вводные слова выделите запятыми, укажите их значения. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.
Группа № 1
1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.
К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.
2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней.
Я верно решил все задачи в контрольной работе.
3. Удостоверение действительно до конца года.
Я действительно этого не знал.
4. Эта книга кажется мне интересной.
Путешественники кажется сбились с дороги.
5. Вчера я должно быть слегка простудился.
Восстановление домов должно быть закончено до холодов.
Группа № 2
6. Вы ему поверьте в последний раз.
Поверьте я не хотел этого делать.
7. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Правда он скоро понял свою ошибку.
8. К счастью река на всём протяжении достаточно глубока.
Поезд мчит меня к счастью.
9. Естественно я не согласился с этим предложением.
Всё выглядело естественно.
10 . Разумеется он справится с порученным делом.
Это само собою разумеется.
Группа № 3
11. Он кажется обиделся на меня.
Он кажется сегодня грустным.
12. Я всё сделал (по) вашему указанию.
Сколько (по) вашему продержится мороз?
13. Я может быть зайду к вам вечером.
Это не может быть правдой.
14. Послушайте как вам не стыдно.
Послушайте меня внимательно.
15. Она ведёт себя очень естественно.
Он естественно своей вины не признаёт.
Проверка выполнения задания
6. Работа по опорным таблицам. Приложение 3
Трудные случаи различения вводных слов и слов, похожих на них, отражены в учебниках особо. К таким случаям относится употребление слов наконец и однако. Изучите опорные таблицы и выполните задания, данные в раздаточном материале №2.
Таблица №1. Наконец: вводное слово или член предложения.
Слово «наконец» является вводным, если оно указывает на связь мыслей ( употребляется в значении « и ещё» ). Например: Можно, наконец, использовать площадку для игр.
Если слово «наконец» имеет значение «под конец», «после всего», «в результате всего», оно не является вводным, а является членом предложения - обстоятельством. Проверить роль слова «наконец» часто можно путём добавления к нему частицы -то: к вводному слову частица не добавляется. Например: Наконец приехал.
Таблица №2. Однако: вводное слово или союз.
Слово «однако», стоящее в середине или в конце предложения, является обычно вводным:
Он, однако, заблуждается; Он заблуждается, однако.
Слово «однако» в начале предложения имеет обычно значение противительного союза «но», вводным словом не является и запятыми не выделяется.
Однако никто не заметил моего отсутствия.
Тема не новая, однако интересная.
Раздаточный материал №2 (по группам) Приложение 4
1. В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется запятыми?
1) Очертания гор становились всё бледнее и наконец совсем
растаяли.
2) Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний.
3) Поезд медленно двигался вдоль платформы и наконец
остановился.
4) Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был
объявлен день премьеры.
2. В каком предложении слово однако является вводным и выделяется запятыми? Запятые в предложениях не проставлены.
1) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя
однако это так.
2) Письмо написано корявым почерком однако без ошибок.
3) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и
не пошёл.
4) Работа над проектом идёт однако до конца ещё далеко.
7. Ребята, в гости к нам пришла Важная особа. Это запятая.
8. Работа над изменением структуры предложения (Раздаточный материал №3). Приложение 5
9. Заглянем в ГИА. Приложение 6
Задание по вводным словам содержится в экзаменационной работе по русскому языку за 9 класс. Это задание В5. Звучит задание так:
«В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (или цифры), обозначающие запятые при вводном слове. Работа с раздаточным материалом».
10. Рефлексия.
Урок мне понравился (не понравился) , потому что
Я доволен (не доволен) своей работой на уроке, потому что
11. Домашнее задание.
Упр. 282 ( 1 )
12. Подведение итогов. Выставление оценок.
…………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....