Программа элективного курса по русскому языку для 5 класса "Текстоведение". По УМК С.И.Львовой
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Текстоведение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по русскому языку, 5 класс.По УМК С.И.Львовой | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2011 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 34 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Основные формы работы:
Устные формы | Письменные формы | Формы контроля |
Выразительное чтение. Закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений. Составление аргументированного анализа содержания текста. | Тренировочные упражнения. Написание творческих работ. | Анализ языковых средств, используемых в тексте. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Тестирование. |
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста. Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.
Точность и логичность речи.
Ключевые слова текста. Структурные особенности текста. Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. *Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм).
Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка. Правильность устного высказывания. Основные требования к устной речи: правильное произношение, ударение; четкая дикция; правильная, выразительная интонация. Интонация как средство точной передачи смысловой стороны устной речи. Интонационная правильность устной речи как условие речевого общения. Правильность письменного высказывания. Основные требования к письменной речи: соблюдение орфографических и пунктуационных норм, аккуратный и разборчивый почерк.
Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту. Истоки богатства и выразительности родной речи: фонетическая и интонационная система русского языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слов и т. д.
Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация (обобщение). Уместность интонационная (тон, темп речи, громкость, голоса). Уместность стилевая (выбор языковых средств с учетом речевой ситуации и стиля речи).
Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Сочетание типов речи в тексте.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во ч. | Формы и методы работы | Сроки | |
Предпо-лагаемые сроки выпол-нения | Факти-ческие сроки выпол-нения | ||||
1 | Устная и письменная формы речи. | 1 | |||
2 | Речь диалогическая и монологическая. | 1 | |||
3 | Понятие о связном тексте. | 1 | |||
3 | Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. | 1 | |||
4 | Тема и основная мысль текста. Средства грамматической связи предложений в тексте. | 1 | |||
5 | Заголовок, отражение в нем темы и основной мысли связного речевого высказывания. | 1 | |||
6 | Строение текста и развитие основной мысли. Смысловые части текста. | 1 | |||
7 | Простой и сложный план. | 1 | |||
8 | Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте. | 1 | |||
9 | Выразительно- изобразительные средства речи. | 1 | . | ||
10 | Общее понятие о стилях речи. | 1 | |||
11 | Разговорный стиль. | 1 | |||
12 | Научный стиль. | 1 | |||
13 | Художественный стиль. | 1 | |||
14 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Употребление языковых средств в текстах разных типов. | 1 | |||
15 | Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании. | 1 | |||
16 | Сочинение-рассказ по данному началу. | 1 | |||
17 | Строение текста-описания. Виды описаний. Научное и художественное описание. | 1 | |||
18 | Описание внешности. | 1 | |||
19 | Сочинение по картине. | 1 | |||
20 | Описание животного. | 1 | |||
21 | Редактирование и рецензирование сочинений. | 1 | |||
22-23 | Изложение и его виды. | 2 | |||
24 | Редактирование и рецензирование изложений. | 1 | |||
25 | Описание природы. | 1 | |||
26 | Описание места. | 1 | |||
27 | Изложение «Золотой луг» или сочинение «Мой любимый цветок». | 1 | |||
28 | Редактирование и рецензирование сочинений | 1 | |||
29 | Описание предмета. | 1 | |||
30 | Сочинение «Моя любимая игрушка». | 1 | |||
31 | Редактирование и рецензирование сочинений. | 1 | |||
32 | Строение текста-рассуждения Сочинение «Берегите родную природу». | 1 | |||
33 | Способы развития основной мысли в тексте-рассуждении. Сочинение«Будущее моего села». | 1 | |||
34 | Повторение изученного по текстоведению | 1 | |||
Итого: | 34 |
Литература, необходимая для овладения курса.
Учебники
Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина-2011
Для учителя:
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;
- Е.А.Владовская. Поурочные разработки по русскому языку.: к учебнику С.Г.Бархударова, - М: Издательство «Экзамен», 2008.
Дополнительная
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Для учащихся:
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"
Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам: обращение к ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе по теме "Подготовка к ГИА по русскому Языку"
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку"....