конспект урока
план-конспект урока по русскому языку на тему

Местоимение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bea_otkr.urok_mest.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Вы согласны? Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к уроку.

     

 Слайд 1.  

  • Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»
  • Именно это крылатое выражение станет девизом нашего урока.  А почему именно это выражение? Как вы думаете? (там местоимения)
  • Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке?

 Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

  1.  Вступительная беседа. Целеполагание

Слайд 2

  • Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие по городу Местоименску. Как вы думаете, почему он так называется?

(Правильно, потому что в нём проживают местоимения.)

  • Каждый житель о себе такого мнения:
  • Слайд 3.
  • Я о себе такого мнения:
  • Огромна роль местоимения
  • Я делу отдаюсь сполна:
  • Я заменяю имена.
  • Слайд 4. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоименск. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы  будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться.

 Проверим себя.

  • Экспресс-опрос. Продолжить фразы одним словом:
  • местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )
  • она указывает на … (?)(на предмет, признак, количество )
  • но … (?) (что не делает?)( но не называет их )
  • в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)
  • я знаю все  разряды местоимений  (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т.д.)
  1. Формирование умений и навыков
  • А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять. Оцениваете себя по пятибалльной шкале)
  • Слайд 5.  Карта путешествия

- Слайд 6.        Наша первая остановка – на Площади Разрядов, где традиционно проходит выставка местоимений.

Слайд 7.Попробуем их узнать: укажите разряды местоимений

(Тексты на столе)

Слайд 8Проверка

     Слайд 9

Найди  ошибки  в  употреблении  притяжательных  местоимений

Как-то  раз  во  дворе  из  собачей  миски

Пять  чумазых  поросят  кушали  сосиски.

Папа  к  ним  подошёл, крикнул  возмущённо:

«Так  съедите  вы  у  пса  весь  обед  евонный

Закричала  хрюшка-мать: «Отойди  от  будки:

Детям  надо  наполнять  ихние  желудки».

Папа  грустно  пробурчал  в  пятачок  широкий:

«Слушать  я  уже  устал  ейные  упрёки.

Детям  всё  прощают  тут, дети  хрюшками  растут,

И  такая  дребедень  происходит  каждый  день».

Слайд 10. Запомни  формы  притяжательных  местоимений

  • Ошибочные
  • евонный
  • ейный
  • ихний
  • иха
  • ихи
  • Правильные
  • Его,её
  • их

результаты внесите в маршрутный лист

Слайд 11. Остановка  «Фразеологический спуск»

                Слайд 12

       Определите значение фразеологизмов

  • Взять себя в руки                      
  • Выводить кого-либо из себя
  • Кусать себе локти
  • Мотать себе на ус

Слайд 13.  Остановка «Перекрёсток орфограмм»

Слайд 14.

  •  1 вариант запишет номера словосочетаний с Ни, 2вариант  – словосочетания с НЕ
  1. 1. Н…чего не получалось,
  2. Н…чего терять
  3. Н…какие варианты не подходили
  4. Н…что не помогало,
  5. Н…кому было помочь,

                                      6.    Н…кому не удалось решить

                                      7.   Н…кого винить

                                       8.  Н…чему поучиться

                                       9. Н…чьих советов не слушали

                                      10.  Н…кем восхищаться

  •                                                              
  •                                                      Взаимопроверка
  1. вариант: 1,3,4,6,9  2 вариант: 2,5,7,8,10

Слайд 15. Остановка «Улица вопросов»

        Слайд 16. Вопрос 1

 Назовите, какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных:

А) вопросительные;        В) относительные

Б) определительные;      Г) притяжательные.

 Слайд 17. Вопрос 2

  • Чем отличаются местоимения в данных предложениях:
  • Кто в вашем классе самый грамотный?
  • Учитель поинтересовался, кто в классе самый грамотный?

Слайд 18.Исправь  ошибки  в  употреблении  вопросительных  местоимений

  • 1.Чего  ты  делаешь  сегодня  вечером?
  • 2.Сколько  много  интересного  вокруг?!
  • 3.Какие  твои  планы  на  завтра?
  • 4.С  какого  ты  года  рождения?
  • 5.Сколько  время?

Слайд 19. Проверь  себя!

  • 1.Что  ты  делаешь  сегодня  вечером?
  • 2.Как  много  интересного  вокруг?!
  • 3.Каковы  твои  планы  на  завтра?
  • 4.Какого  ты  года  рождения?
  • 5.Который  час?

Физминутка Одолела вас дремота,

  • Шевельнуться не охота?

Слайд 20.Остановка «Игровой привал»

Слайд 21.Отгадай загадки

Слайд 22

  • Игра «Четвёртое лишнее»
  • 1.ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, КАКОЙ-ТО.
  • 2.Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.
  • 3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.
  • 4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГО.
  • 5. КТО-ТО, КОЕ-ЧТО, НЕКТО, НИЧЕГО

Слайд 23.  Остановка  «Синтаксический проспект»

Слайд 24. Найдите местоимение, определите разряд и синтаксическую роль в предложении

Я пришёл к тебе с приветом. (А.Фет)

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду… (А.Чехов)

Слайд 25.  Проверка. Найдите местоимение, определите разряд и синтаксическую роль в предложении

Я пришёл к тебе с приветом. (А.Фет)

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду… (А.Чехов)

Слайд 26. Остановка «Указательный переулок»

Слайд 27. Укажите правильное употребление предлогов с местоимениями.

А) О этих событиях написано много интересных книг.

Б)  Много хорошего было сказано о этом храбром человеке.

В) Об этих книгах спорили долго.

Г)  О этой книге сразу забыли.

Слайд 28. Запомни.

 Об этом – о том  
Об
этой – о той
Об
этих – о тех

Слайд 29. Остановка «Дворец правильной речи» И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).

(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)

Такая ,в общем, история.

Жил-был этот, как его.

Ну и значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну...

А соседа звали Это...

А его родители-

Видишь ли и Видите ли...

И ещё какой-то Э-э-э

Жил на верхнем этаже... И дружили они все...

Ну и значит, и вообще!..

(Э.Мошковская)

- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

Слайд 30. Замени,  где  необходимо,  существительные  местоимениями:

        В  доме  у  нас  жил  ёжик. Ёжик  был  ручной. Когда  ёжика  гладили, ёжик  прижимал  к  спине  колючки  и  делался  совсем  мягким. За  это  мы  ёжика  прозвали  Пушком.

                        Помни: местоимение – важнейшее  средство    связи  предложений  в  тексте,  оно  помогает          исключить  лексические  повторы.

                        

Слайд 31. Отредактируй  предложения
 (устрани  двусмысленность)

  • 1.Мальчик  снял  шапку  с  головы  и  подбросил  её  вверх.
  • 2.Велосипед  стоял  около  забора. Он  был  старый.
  • 3.Мой  стол  находится  возле  окна. За  ним  я  делаю  уроки.

                        

                        Помни: местоимение  заменяет  ближайшее  к                  нему  предшествующее  существительное!  

                        

Слайд 32. Проверь  себя!

  • 1.Мальчик  снял  с  головы   шапку  и  подбросил  её  вверх.
  • 2.Около  забора  стоял  велосипед. Он  был  старый.
  • 3.Возле  окна  находится  мой  стол. За  ним  я  делаю  уроки.

                                                                

 Наше путешествие приближается к концу.

 Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл. Сумму всех полученных оценок делим на количество станций-8).

Домашнее задание

Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.

Поэтому домашнее задание по выбору:

  • написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе Местоименске»
  • Слайд 33. 
  • А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.

Вы меня порадовали, ребята. Спасибо вам за урок.

(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)

  • Слайд 34.  А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы
  • Что запомнилось?
  • Что показалось интересным? Неинтересным, трудным?
  • Ваше настроение к концу урока?

  • Слайд 35.

В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок.

Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...