конспект урока
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Ход урока:
- Организационный момент.
-Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Вы согласны? Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к уроку.
Слайд 1.
- Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой!»
- Именно это крылатое выражение станет девизом нашего урока. А почему именно это выражение? Как вы думаете? (там местоимения)
- Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).
Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке?
Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).
- Вступительная беседа. Целеполагание
Слайд 2
- Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие по городу Местоименску. Как вы думаете, почему он так называется?
(Правильно, потому что в нём проживают местоимения.)
- Каждый житель о себе такого мнения:
- Слайд 3.
- Я о себе такого мнения:
- Огромна роль местоимения
- Я делу отдаюсь сполна:
- Я заменяю имена.
- Слайд 4. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоименск. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться.
Проверим себя.
- Экспресс-опрос. Продолжить фразы одним словом:
- местоимения – это … (?) часть речи ( самостоятельная )
- она указывает на … (?)(на предмет, признак, количество )
- но … (?) (что не делает?)( но не называет их )
- в предложении местоимения могут быть … (?)( подлежащим, дополнением, определением)
- я знаю все разряды местоимений (? (личные возвратное, неопределенные, притяжательные и т.д.)
- Формирование умений и навыков
- А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. По ходу путешествия будем заполнять маршрутные листы, в конце увидим по ним насколько полезным и удачным было путешествие. (Начнём их заполнять. Оцениваете себя по пятибалльной шкале)
- Слайд 5. Карта путешествия
- Слайд 6. Наша первая остановка – на Площади Разрядов, где традиционно проходит выставка местоимений.
Слайд 7.Попробуем их узнать: укажите разряды местоимений
(Тексты на столе)
Слайд 8Проверка
Слайд 9
Найди ошибки в употреблении притяжательных местоимений
Как-то раз во дворе из собачей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
Слайд 10. Запомни формы притяжательных местоимений
- Ошибочные
- евонный
- ейный
- ихний
- иха
- ихи
- Правильные
- Его,её
- их
результаты внесите в маршрутный лист
Слайд 11. Остановка «Фразеологический спуск»
Слайд 12
Определите значение фразеологизмов
- Взять себя в руки
- Выводить кого-либо из себя
- Кусать себе локти
- Мотать себе на ус
Слайд 13. Остановка «Перекрёсток орфограмм»
Слайд 14.
- 1 вариант запишет номера словосочетаний с Ни, 2вариант – словосочетания с НЕ
- 1. Н…чего не получалось,
- Н…чего терять
- Н…какие варианты не подходили
- Н…что не помогало,
- Н…кому было помочь,
6. Н…кому не удалось решить
7. Н…кого винить
8. Н…чему поучиться
9. Н…чьих советов не слушали
10. Н…кем восхищаться
- Взаимопроверка
- вариант: 1,3,4,6,9 2 вариант: 2,5,7,8,10
Слайд 15. Остановка «Улица вопросов»
Слайд 16. Вопрос 1
Назовите, какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных:
А) вопросительные; В) относительные
Б) определительные; Г) притяжательные.
Слайд 17. Вопрос 2
- Чем отличаются местоимения в данных предложениях:
- Кто в вашем классе самый грамотный?
- Учитель поинтересовался, кто в классе самый грамотный?
Слайд 18.Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений
- 1.Чего ты делаешь сегодня вечером?
- 2.Сколько много интересного вокруг?!
- 3.Какие твои планы на завтра?
- 4.С какого ты года рождения?
- 5.Сколько время?
Слайд 19. Проверь себя!
- 1.Что ты делаешь сегодня вечером?
- 2.Как много интересного вокруг?!
- 3.Каковы твои планы на завтра?
- 4.Какого ты года рождения?
- 5.Который час?
Физминутка Одолела вас дремота,
- Шевельнуться не охота?
Слайд 20.Остановка «Игровой привал»
Слайд 21.Отгадай загадки
Слайд 22
- Игра «Четвёртое лишнее»
- 1.ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, КАКОЙ-ТО.
- 2.Я, ТЫ, МЕНЯ, СЕБЯ.
- 3.ВЕСЬ, САМ, ИНОЙ, НИКТО.
- 4.НИКАКОЙ, НИЧЕЙ, ТОБОЮ, НИКОГО.
- 5. КТО-ТО, КОЕ-ЧТО, НЕКТО, НИЧЕГО
Слайд 23. Остановка «Синтаксический проспект»
Слайд 24. Найдите местоимение, определите разряд и синтаксическую роль в предложении
Я пришёл к тебе с приветом. (А.Фет)
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду… (А.Чехов)
Слайд 25. Проверка. Найдите местоимение, определите разряд и синтаксическую роль в предложении
Я пришёл к тебе с приветом. (А.Фет)
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду… (А.Чехов)
Слайд 26. Остановка «Указательный переулок»
Слайд 27. Укажите правильное употребление предлогов с местоимениями.
А) О этих событиях написано много интересных книг.
Б) Много хорошего было сказано о этом храбром человеке.
В) Об этих книгах спорили долго.
Г) О этой книге сразу забыли.
Слайд 28. Запомни.
Об этом – о том
Об этой – о той
Об этих – о тех
Слайд 29. Остановка «Дворец правильной речи» И здесь гостей обычно встречают таким рассказом (учащиеся).
(звучит стихотворение «Такая в общем история…»)
Такая ,в общем, история.
Жил-был этот, как его.
Ну и значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так Сказать.
А жену звали Ну...
А соседа звали Это...
А его родители-
Видишь ли и Видите ли...
И ещё какой-то Э-э-э
Жил на верхнем этаже... И дружили они все...
Ну и значит, и вообще!..
(Э.Мошковская)
- Как вам кажется, о чём заставляет задуматься это стихотворение? (как мы употребляем местоимения)
Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.
Слайд 30. Замени, где необходимо, существительные местоимениями:
В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, оно помогает исключить лексические повторы.
Слайд 31. Отредактируй предложения
(устрани двусмысленность)
- 1.Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.
- 2.Велосипед стоял около забора. Он был старый.
- 3.Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.
Помни: местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное!
Слайд 32. Проверь себя!
- 1.Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.
- 2.Около забора стоял велосипед. Он был старый.
- 3.Возле окна находится мой стол. За ним я делаю уроки.
Наше путешествие приближается к концу.
Заглянем в маршрутные листы. (Посчитайте свой средний балл. Сумму всех полученных оценок делим на количество станций-8).
Домашнее задание
Настоящие путешественники, завершив путешествие, делятся своими впечатлениями.
Поэтому домашнее задание по выбору:
- написать грамматическую сказку или нарисовать иллюстрацию «В городе Местоименске»
- Слайд 33.
- А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. Вот моя.
Вы меня порадовали, ребята. Спасибо вам за урок.
(Кстати: в настоящей телеграмме не ставят знаки препинания. А что нужно было поставить?)
- Слайд 34. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы
- Что запомнилось?
- Что показалось интересным? Неинтересным, трудным?
- Ваше настроение к концу урока?
- Слайд 35.
В заключение вернёмся к словам, с которых начался наш урок.
Древнегреческий мудрец Биант (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.
Я же желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....